Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:17, контрольная работа
Цель исследования – определение сущности и направлений бюджетной политики на современном этапе, ее отличительных черт, недостатков и направлений усовершенствования. Задачи исследования заключаются в определении понятия бюджета и бюджетного процесса, правовой базы его составления и квалификации; в анализе особенностей бюджетной системы Украины на современном этапе; в определении бюджетной политики, ее функций и целей; в анализе недостатков бюджетной политики Украины и определение путей ее усовершенствования; в характеристике бюджетной политики на 2013 год.
Введение......…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная система Украины..………………………………………..…...5
Глава 2. Бюджетная политика и ее основные проблемы ………………………….7
2.1. Сущность бюджетной политики в Украине и её проблемы…………..7
2.2. Направления совершенствования бюджетной политики…………….10
2.3. Бюджетная политика Украины на современном этапе………….……13
Выводы………………………………………………….………………………...….29
Список использованной литературы………………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономики предприятия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
на тему: «Проблемы бюджетной политики в Украине».
Студента 2 курса
специальности 05.04
экономического факультета
заочного отделения
группы 1 школа
Радченко Елены Станиславовны
Руководитель: д.э.н., доц. Омельченко Анна Петровна
Мариуполь 2012
Оглавление.
Введение......…………………………………………
Глава
1. Бюджетная система Украины..………………………………………..…...
Глава 2. Бюджетная политика и ее основные проблемы ………………………….7
2.1. Сущность бюджетной политики в Украине и её проблемы…………..7
2.2. Направления совершенствования бюджетной политики…………….10
2.3. Бюджетная политика Украины на современном этапе………….……13
Выводы………………………………………………….…………
Список использованной литературы………………………………………………30
Введение
Бюджет как одна из важнейших финансовых категорий является неотъемлемой составляющей государственных финансов. Он являет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения, определяет исходные параметры баланса социальной и экономической политики государства. Через бюджет как главный инструмент государственной политики и финансовый план страны осуществляется реализация бюджетной политики.
Важным заданием бюджетной политики на современном этапе является решение проблемы усовершенствования межбюджетной регуляции из позиции достижения согласованности интересов органов центральной власти и местного самоуправления в части деления полномочий и закрепления финансовых ресурсов на осуществление государственных полномочий. Местные органы власти и органы местного самоуправления практически лишены стимулов к увеличению доходов и рационального их использования. Такая ситуация обусловлена тем, что значительная часть собранных на определенной территории средств поступает в Государственный бюджет Украины, а объем средств, что остается на местах, не дает возможности осуществлять перспективное прогнозирование и планирование развития территорий.
Актуальность проблемы заключается в поиске новых путей обеспечения стабильности бюджетной политики и повышения эффективности бюджетного регулирования. Очевидно, что бюджетная политика нуждается в совершенствовании: форм и методов планирования бюджетов разных уровней, эффективного использования бюджетных средств, межбюджетных отношений.
Объект данного исследования – бюджетная политика Украины.
Предмет – ее основные проблемы.
Цель исследования – определение сущности и направлений бюджетной политики на современном этапе, ее отличительных черт, недостатков и направлений усовершенствования.
Задачи исследования заключаются в определении понятия бюджета и бюджетного процесса, правовой базы его составления и квалификации; в анализе особенностей бюджетной системы Украины на современном этапе; в определении бюджетной политики, ее функций и целей; в анализе недостатков бюджетной политики Украины и определение путей ее усовершенствования; в характеристике бюджетной политики на 2013 год.
Бюджетная система является
важнейшим экономическим
Каждая страна имеет свою бюджетную систему, отражающую ее экономическую, социальную, внешнеэкономическую политику.
Государственный бюджет - роспись
доходов и затрат государства
на определенный период (на год). Представляет
собой централизованные фонды средств,
аккумулированные главным образом
с помощью налогов и
Бюджетный процесс - регламентированный
законодательством порядок
Общая структура бюджетной
(рис.1) классификации утверждена Постановлением
Верховной Рады № 327 от 12.07.96 г. «О структуре
бюджетной классификации
ОБЩАЯ СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Доходы
Затраты
Финансирование
Государственный долг
Функциональная структура затрат
Ведомственная структура затратВедомственная структура затрат
Эконмаппаомическая структура затрат
По типу кредитора
По типу долгового обязательства
Рис. 1.
Юридическое значение бюджетной классификации состоит в том, что в ее границах осуществляется компетенция представительных и исполнительных
2.1. Сущность бюджетной политики в Украине и ее проблемы.
Основу финансовой политики государства составляет бюджетная политика, которая связана, в первую очередь, с формированием и выполнением бюджетов всех уровней, целевых общегосударственных фондов. К сожалению, сегодня приходится говорить об отсутствии в Украине такой бюджетной политики, которая могла бы формировать эффективную, динамическую экономику, роль бюджета сведена к сугубо расчетным и фискальным функциям.
Бюджет как одна из важнейших финансовых категорий является неотъемлемой составляющей государственных финансов. Он являет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения, определяет исходные параметры баланса социальной и экономической политики государства. Через бюджет как главный инструмент государственной политики и финансовый план страны осуществляется реализация бюджетной политики.
Важным заданием бюджетной политики на современном этапе является решение проблемы усовершенствования межбюджетной регуляции из позиции достижения согласованности интересов органов центральной власти и местного самоуправления в части деления полномочий и закрепления финансовых ресурсов на осуществление государственных полномочий. Местные органы власти и органы местного самоуправления практически лишены стимулов к увеличению доходов и рационального их использования. Такая ситуация обусловлена тем, что значительная часть собранных на определенной территории средств поступает в Государственный бюджет Украины, а объем средств, что остается на местах, не дает возможности осуществлять перспективное прогнозирование и планирование развития территорий. На протяжении всего периода становления и развития Украины как независимого государства состояние ее Государственного бюджета чаще всего характеризовалось как “бюджетный дефицит”, что связано с ограниченностью источников бюджетных ресурсов. Потому проблема збалансування бюджета, то есть достижение бюджетного равновесия, также принадлежит к ключевым проблемам настоящего. По причинам объективного и субъективного характера государство в процессе своего функционирования тратит все больше средств. Это, в свою очередь, вызывает необходимость роста доходной части бюджета за счет дополнительных поступлений, в частности налогов.
Но увеличение налогового груза приводит к снижению эффективности производства, сокращения рабочих мест, роста уровня безработицы. Как следствие, с одной стороны, сокращается доходная часть бюджета (в связи со снижением деловой активности), а с другой стороны, - растет его расходная часть (в связи с ростом социальных выплат). В таком случае образуется зворотня ситуация: желания правительства повысить доходы бюджета за счет повышения налогового давления в средне- и долгосрочной перспективе приводят к их уменьшению и росту расходов. По нашему мнению, вышеупомянутая проблема может быть решена при условиях расширенного воссоздания доходов бюджета, создания эффективной системы контроля за их использованием, достижения оптимума в процессе предоставления общественных благ и услуг за счет средств бюджета.
Еще одной из весомых для Украины проблем можно назвать проблему роста государственного долга и расходов из его обслуживания. Государственный долг возникает обычно в результате финансирования дефицита государственного бюджета за счет заимствований, осуществляемых на внешнем и внутреннем финансовых рынках. Здесь также наблюдается взаимовлияние: бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, нуждается в дополнительных расходах бюджета на его обслуживание и тем самым увеличивает размер бюджетного дефицита текущего года. Как показывают статистические данные, темпы увеличения расходов из обслуживания и погашения государственного долга значительно опережают темпы роста экономики страны. Такая ситуация свидетельствует о системных просчетах правительственной финансовой политики относительно продолжения финансирования дефицита государственного бюджета за счет достаточно дорогих внешних и внутренних источников средств. Особенно негативные последствия может вызывать угрожающая динамика внешних долговых платежей и их значительный удельный вес, который преувеличивает частицу платежей из внутренних долговых обязательств.
2.2. Направления совершенствования бюджетной политики.
В современных условиях экономического развития Украины необходимо разработать и утвердить Госстандарты по реализации государственных социальных гарантий, которые стали бы основой для расчета трансфертов выравнивания в местные бюджеты, предоставили бы возможность начать реформы в бюджетной сфере, улучшить экономическую структуру расходов местных бюджетов и увеличить размер финансового обеспечения реализации программ в области культуры и содержания органов местного самоуправления. Нужно урегулировать вопрос собственности бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств, которые в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса перешли на финансирование из другого бюджета без соответственной смены владельца.
В последние годы в Украине проводилась работа, направленная на усовершенствование законодательства по приведённым вопросам. Осуществлен ряд мероприятий, в частности опробован проект закона "О территориальном устройстве Украины". Также разработаны проекты законов "О местном самоуправлении общины", "О самоуправлении района", "О самоуправлении области", "О внесении изменений в Закон Украины", "О местных государственных администрациях ".
Необходимость обеспечения последовательности финансирования приоритетов социально-экономического развития определяет правовые основы и экономические предпосылки формирования и реализации бюджетной политики. При этом ее эффективность определяется тем, на
сколько она учитывает интересы субъектов бюджетной системы и на сколько контролирует целевой характер движения бюджетных средств. Бюджетную политику следует рассматривать с позиций как социально-экономического, так и макроэкономического эффекта. Социально-экономический эффект
проявляется в приоритетности реализации экономических интересов отдельных групп населения. Однако бюджетная политика каждого правительства должна обеспечивать макроэкономический эффект, что на
момент реализации может
противоречить экономическим
Реализация бюджетной политики должна происходить с учетом тех изменений, которые связаны с динамикой макроэкономической ситуации, обусловленной цикличностью экономического развития. Такой подход дает возможность выделить такие инструменты бюджетной политики: оптимизация структуры доходов бюджета; оптимизация структуры расходов бюджета; изменение политики межбюджетных отношений; дефицит бюджета и государственный кредит [2].
К инструментам активной бюджетной политики относится использование бюджетного дефицита, рассмотрим подробнее его влияние на экономическое развитие. Необходимость использования финансирования бюджета возрастает в периоды снижения экономической активности, структурной перестройки экономики, обострения проблем развития отдельных отраслей хозяйственного комплекса, распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках. В большинстве случаев вопросы формирования бюджета с дефицитом рассматривают односторонне - останавливаются преимущественно на его отрицательных последствиях. Отдельные ученые предлагают даже отказаться от использования такого важного инструмента государственной финансовой политики, как дефицит бюджета. В зарубежных странах сторонники жесткой бюджетной политики требуют конституционного запрета дефицитного финансирования, а формирование бездефицитного бюджета нередко расценивается как одно из важнейших достижений в проведении государственной бюджетной политики. Представители теории функциональных финансов основную цель государственной экономической политики усматривают в неинфляционном обеспечении полной занятости. По их мнению, к более важным задачам относится обеспечение развития экономики, а не сбалансирование бюджета, накопление значительных долгов представляет собой менее серьезный риск, чем рост инфляции и безработицы. В проблеме дефицита государственного бюджета главным является нахождение оптимального способа финансирования дефицита, а не его наличие и размер (в некоторых условиях это как раз может быть одним из инструментов успешной экономической