Проблемы бюджетной политики в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:17, контрольная работа

Описание

Цель исследования – определение сущности и направлений бюджетной политики на современном этапе, ее отличительных черт, недостатков и направлений усовершенствования. Задачи исследования заключаются в определении понятия бюджета и бюджетного процесса, правовой базы его составления и квалификации; в анализе особенностей бюджетной системы Украины на современном этапе; в определении бюджетной политики, ее функций и целей; в анализе недостатков бюджетной политики Украины и определение путей ее усовершенствования; в характеристике бюджетной политики на 2013 год.

Содержание

Введение......…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Бюджетная система Украины..………………………………………..…...5
Глава 2. Бюджетная политика и ее основные проблемы ………………………….7
2.1. Сущность бюджетной политики в Украине и её проблемы…………..7
2.2. Направления совершенствования бюджетной политики…………….10
2.3. Бюджетная политика Украины на современном этапе………….……13
Выводы………………………………………………….………………………...….29
Список использованной литературы………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика реферат.docx

— 67.04 Кб (Скачать документ)

политики).  На практике почти  во всех странах на сегодня наблюдается  значительное превышение государственных расходов над доходами.  Причин бюджетных дефицитов много,  но если рост бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений,  то рост бюджетных дефицитов приобретает хронический характер и достигает значительных масштабов [4]. 

Определение содержания финансирования дефицита бюджета, принятое в нашем государстве,  нуждается в уточнении.  В Бюджетном кодексе Украины    вместо понятия  «финансирование дефицита» используется термин «финансирование государственного бюджета». Оно определяется как «поступления и расходы в связи с изменениями объема государственного долга,  объемов депозитов и ценных бумаг, свободного остатка бюджетных средств,  а также поступления от приватизации государственного имущества,  используемые для покрытия разницы между доходами и расходами,  возвратом кредитов в бюджет и предоставлением кредитов из бюджета» [1].

Однако,  в силу как положительных результатов,  так и отрицательных последствий дефицитного бюджетного финансирования,  в реализации государственной бюджетной политики на первый план ставится не борьба с бюджетным дефицитом,  а достижение положительной динамики показателей экономического развитии.

 

 

 

 

2.3. Бюджетная политика  Украины на современном этапе.

Бюджетная политика осуществляется с использованием двух органических компонентов – бюджетной стратегии  и тактики, бюджет. Бюджетная стратегия  является долгосрочный курс фискальной политики и бюджета тактики, методов  осуществления бюджетной политики на более короткий срок.

Бюджетная система Украины  состоит из государственного бюджета, республиканского бюджета Автономной Республики Крым и бюджетов административно  территориальных единиц – регионов. Государственный и местный бюджеты  являются финансовой основой для  сочетания национальных и региональных интересов.

Совокупность  всех бюджетов бюджетной системы — является сведённым бюджетом Украины. Этот бюджет используется для анализа и определения  принципов государственного регулирования  экономического и социального развития Украины.          

Верховная Рада Украины определяет основные направления государственной  политики, рассматривает проект государственного бюджета, вносит изменения и дополнения к нему, одобряет, контролирует его  осуществление и утверждает отчёт  об использовании бюджетных средств. Так Верховной Радой были утверждены основные направления бюджетной политики на 2013 год. За принятие соответствующего постановления (№10363-Д) проголосовали 240 народных депутатов. Основные направления бюджетной политики в парламенте представил первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский.

По словам замминистра, бюджетная  политика на 2013 год предусматривает  реализацию социальных инициатив Президента, в частности, что касается выплат утраченных сбережений и удешевления  ипотечных кредитов, дальнейшее повышение  социальных стандартов, повышение минимальной  заработной платы, прожиточного минимума, финансовой помощи студентам, проведение дерегуляции.

"Планируется сократить  существующий разрыв между размером  тарифной ставки (должностного оклада) работника I тарифного разряда  и минимальной заработной платой  и сравнять их в 2014 году. Также  правительство предусматривает  постепенное повышение гибкости  обменного курса гривни по мере восстановления финансовой системы Украины и совершенствования механизмов монетарной трансмиссии изменения процентных ставок", - сообщил он.

Согласно документу, прогнозные макропоказатели экономического и  социального развития Украины в  будущем году составят: номинальный  ВВП – 1 687,8 млрд грн, рост реального ВВП – на 4,5%, потребительская инфляция – 5,9%, индекс цен производителей – 6,3%, уровень безработицы – 7%. Дефицит бюджета планируется снизить до уровня 0,8%-1% ВВП, или в размере 13,5 млрд грн, что почти в два раза меньше, чем в 2012 году (25,2 млрд грн, 2,5% от ВВП). Кроме того, Кабмин планирует в 2013 году получить 331,5 млрд грн налоговых поступлений и 44,1 млрд сборов от акциза.

Мярковский также отметил, что возобновление финансовой политики и повышение гибкости курса национальной валюты, поддержка АПК также являются приоритетными направлениями бюджетной политики на следующий год.

Депутаты от оппозиции  уже назвали смету на будущий год "бюджетом выживания". 

ВЫВОДЫ

Украина находится сегодня  на этапе перехода от командно-административной к рыночной экономике. Для условий перехода присущи последовательные сокращения и отмена функций государства, связанных с непосредственным участием в производственной сфере, передача этих функций частному сектору. Следствием таких преобразований должно стать сокращение бюджетных затрат на финансирование народного хозяйства и преобразование системы внеэкономических субсидий. При этом важным элементом реформ является формирование системы социальной защиты, которая позволила бы избегнуть неприемлемого снижения уровня жизни наименее обеспеченных групп населения. Ограниченность бюджетных доходов в переходном периоде требует перехода от социальных льгот универсального характера к социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.

Главной целью бюджетной  политики Украины является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы путем    применения эффективной регулирующей роли бюджета,повышения результативности,  эффективности и прозрачности использования бюджетных средств. Разработка и реализация бюджетной политики должна основываться на научно обоснованные положения и результаты исследований проблем финансово-бюджетных отношений,  что усилит сбалансированность государственных финансов и создаст необходимые условия для повышения эффективности управления экономическими процессами.  Необходима не только разработка прогнозных бюджетных показателей на среднесрочную перспективу,  но и определение бюджетной стратегии до 2020-2030  гг.  с учетом цикличности экономического развития [3].

Государство несет расходы  на содержание учреждений образования, науки, медицины, культуры, армии, правоохранительных органов, национального телевидения и радио, строительство домов, дорог, предприятий и т.д. Основным источником покрытия этих расходов являются налоговые поступления от  домашних хозяйств и предприятий. Доходы Государственного бюджета Украины формируются за счет: налога на добавленную стоимость, акцизного сбора, налога на прибыль предприятий всех форм собственности и подчинений (кроме коммунальных) в размерах, определенных Законом о Государственном бюджете Украины на год. У государства могут быть и другие источники дохода (продажа государственного имущества, получение дохода на капитал, дивидендов по акциям, реализация государственных облигаций и т.д.), но их значение в общих поступления государства оказывается намного меньшим по сравнению с налоговыми отчислениями. Регулируя налоговые ставки и бюджетные расходы государство использует фискальную систему как инструмент макроэкономической стабилизации.

Могут быть также и  внешние  источники государственных доходов  – это экономические ресурсы  других стран. В странах с  развитой рыночной экономикой государственные  доходы составляют значительную часть  валового внутреннего продукта и  оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное  воспроизводство.

Необходимо идти путем  понижения уровня государственного потребления, обеспечения первоочередного  укрепления финансов субъектов хозяйствования, других юридических лиц и домашних хозяйств. В связи с чем возникает необходимость неотложного применения балансового метода бюджетного планирования путем расчетов сведенного финансового баланса государства.

Подытоживая сказанное, следует  отметить, что бюджетная политика в Украине требует радикального реформирования. Для обеспечения  эффективного функционирования бюджетной  системы необходимо решить много  проблем, особенно в взаимоотношениях бюджетов разных уровней, внести изменения в Бюджетный кодекс Украины, согласно перспективных задач развития государства. Впрочем, эти меры не дадут желаемых результатов без определенных изменений в административно-территориальном устройстве страны, оптимизации сети бюджетных учреждений, создание мощных местных бюджетов.

 
     

 

Список  использованной литературы

 

  1. Демков, А. И. Направления углубления бюджетной реформы в Украине / А. И. Демков  // Финансы Украины. – 2009 – №3. – С. 46 –55.
  2. Комарова, И. К. Оцінка ефективності бюджетної підтримки сільського господарства України / И. К. Комарова // Світ фінансів. – 2008 - №3(16). – С. 145 – 153.
  3. Чугунов І.Я. Інституційна архітектоніка бюджетної системи / І.Я. Чугунов // Фінанси України.-2008.-№
  4. Кудряшов В.  Фінансування дефіциту державного бюджету /  В.  Кудряшов //  Економіка України. – 2009.– № 4. – С.52-64.
  5. Лютий І.О.  Теоретико-методологічні засади бюджетної політики держави /  І.О.  Лютий //Фінанси України. – 2009. – № 12. – С.13-19.
  6. Сова О.Ю. Сутність та види дефіциту державного бюджету / О.Ю. Сова // Фінанси України. – 2005. – № 9. – С.20-24.
  7. Дяченко Я. Державне споживання у бюджетних програмах регулювання економіки // Економіка України. – 2002. - №9. – С.17-21.
  8. http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2012/05/22/279838
  9. www.rada.gov.ua

 


Информация о работе Проблемы бюджетной политики в Украине