Проблемы формирования и развития рінка ценніх бумаг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг, его роли в экономике.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- Рассмотреть основы рынка ценных бумаг;
- Изучить функционирование казахстанского рынка ценных бумаг в современных условиях;
- Выявить проблемы, связанные с его развитием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2
1 РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО РЫНКА. 4
1.1 МЕСТО И РОЛЬ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 4
1.2 СТРУКТУРА И УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. 7
2. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. 12
2.1. ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ИХ ВИДЫ. 12
2.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ. 21
2.3. ФОНДОВАЯ БИРЖА И ЕЕ СТРУКТУРА. 24
3.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ. 29
3.1.ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В КАЗАХСТАНЕ. 29
3.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

проблемы формирования и развития РЦБ в РК.docx

— 71.12 Кб (Скачать документ)

     К  положительным сторонам саморегулирования  относятся:

    • разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
    • экономия государственных средств, сокращение аппарата управления;
    • участники рынка заинтересованы в нормальном управлении, а государственные чиновники – нет.
    • с помощью общественного регулирования проще ввести этические нормы поведения.

В соответствии с  законом РК «О рынке ценных бумаг» саморегулируемым организациям дан  статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим  членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и  уровню кредитоспособности, этичного поведения членов.

 

2.3. Фондовая  биржа и ее структура.

 

Фондовая биржа  – это организатор торговли на рынке ценных бумаг. Она является некоммерческой организацией, равноправными  членами которой могут быть только профессиональные участники рынка  ценных бумаг.

К задачам  фондовой биржи относятся:

    • Мобилизация финансовых ресурсов;
    • Обеспечение ликвидности финансовых вложений;
    • Регулирование рынка ценных бумаг.

Функциями фондовых бирж являются:

    • Организация биржевых торгов;
    • Подготовка и реализация биржевых контрактов;
    • Котировка биржевых цен;
    • Информационное обеспечение;
    • Гарантированное исполнение биржевых сделок.

Принципами  биржевой работы выступают:

    • Личное доверие между брокером и клиентом;
    • Гласность;
    • Регулярность;
    • Регулирование деятельности на основе жестких правил.

Членами биржи могут  быть представители брокерских фирм, дилеров, банков и ассоциаций. Члены  биржи должны уплатить взнос в  соответствии с ее уставом и могут  иметь на бирже нескольких представителей. Члены биржи делятся на 2 категории:

1) совершающие сделки  за свой счет и за счет  клиента;

2) заключающие сделки  только за свой счет

Члены биржи обязаны  принимать участие в общем  собрании, уплачивать взносы и соблюдать  устав.

Управление биржей осуществляет общее собрание, совет  биржи и совет директоров. Совет  биржи возглавляет президент  биржи. Совет директоров – это  исполнительный орган биржи. Каждая биржа самостоятельно осуществляет подбор ценных бумаг, составляет биржевые правила, набирает специалистов и устанавливает  механизм торгов.

Биржевое ценообразование  базируется на оперативном учете  основных свойств биржевого товара, конъюнктуры рынка, объема аналогичного товара и зависит от большого количества факторов. Ценообразование на бирже  характеризуется рядом понятий.

    • Базисная цена – цена товара стандартного качества и с определенными свойствами.
    • Типичная (справочная) цена – цена при типичных объемах продаж.
    • Контрактная цена – фактическая цена биржевой сделки.
    • Цена спроса – цена, предлагаемая покупателем.
    • Цена предложения – цена, предлагаемая продавцом.
    • Спрэд – разрыв между минимальной и максимальной ценой.
    • Маржа – страховочный платеж, либо сумма фиксированного вознаграждения посреднику.

Авторитет биржи  зависит от объема сделок, которые  заключаются в ее системе. В свою очередь, объем сделок зависит от количества на бирже ценных бумаг. Эти  два показателя – объем и количество торгуемых бумаг – являются своеобразными  индикаторами, ориентирующими инвестора  при выборе торговой площадки.

Фондовые биржи  могут быть универсальными или специализированными. Специализированные характеризуются  тем, что в структуре их оборота  преобладают ценные бумаги одного вида. Многие фондовые биржи являются универсальными, так как торгуют различными ценными  бумагами.

Основными участниками  биржевых торгов являются:

    • Дилеры – торгуют на свой страх и риск;
    • Брокеры – по поручению клиента за вознаграждение;
    • Специалисты – занимаются анализом и консультациями;
    • Маклеры – играют на бирже;
    • Организаторы торгов – обеспечивают процесс;
    • Руководители биржи – отвечают за соблюдение законов и правил работы биржи;
    • Сотрудники аппарата биржи – технически сопровождают биржевую деятельность.

Биржевые сделки – это взаимосогласованные действия участников торгов, направленные на установление, прекращение или изменение их прав и обязанностей в отношении  биржевых товаров. Эти сделки заключаются на товары и фондовые активы, допущенные к котировке и обращению на бирже. Различают правовую, экономическую, организационную и этическую сторону биржевых сделок. Сформировалось четыре их типа:

    • Сделки с предъявлением товара;
    • Индивидуальные форвардные сделки;
    • Фьючерсные (стандартные) сделки;
    • Опционные сделки

Различают кассовые и срочные сделки. Кассовые сделки – это требующие немедленного исполнения. Они могут быть простыми или сделками с маржей. На казахстанском  фондовом рынке кассовой считается  сделка, расчет по которой производится в день ее заключения или в период двух  банковских дней. По обычной  сделке расчеты производятся не позднее 90 дней со дня заключения договора. Срочные сделки – имеют фиксированные  сроки расчета, заключения и установления цены. Они подразделяются по следующим  признакам:

    • По сроку расчета – конец месяца, к примеру
    • По моменту установления цены – на день реализации, на конкретную дату.
    • По механизму заключения – простые или твердые, условные, пролонгационные

Биржевые сделки с ценными бумагами подлежат регистрации. К регистрации принимаются сделки только с теми бумагами, которые  прошли государственную регистрацию. Регистрация производится на основании  договора или иного документа, подтверждающего  совершение сделки в специальных  учетных регистрах. На договоре регистрирующий орган делает отметку о дате и  месте регистрации, указывает порядковый регистрационный номер.

Таким образом, развитие биржевой торговли возможно на основе использования нетрадиционных форм и методов. Например, система терминалов обслуживания способна заменить фондовые магазины, выступая посредником между  частным инвестором и фондовой биржей. Новейшие банкоматы позволяют получать информацию об общем состоянии рынка, котировках тех или иных ценных бумаг. А также на месте оформить сделку. Опыт западных банков и бирж показывает, что формы взаимоотношений между  ними и клиентами кардинально  меняются. Необходимо вводить новые  формы обслуживания клиентов (по телефону, через компьютерную сеть) и в Казахстане.

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  КАЗАХСТАНСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ  БУМАГ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ.

3.1.Проблемы  формирования и функционирования  рынка ценных бумаг в Казахстане.

 

Казахстанский рынок ценных бумаг существует немногим более 10 лет. Первые его элементы появились  в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные  общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что  рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено  замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК.  Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось  рядом причин. Во-первых, тогда еще  не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска  акций. Во-вторых, доверие к государственным  процентным бумагам со стороны населения  и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада  производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы  правительства.

В этой связи следует  отметить, что НБ РК необходимо было создать свой рынок государственных  ценных бумаг, его структуру и  классификацию государственных  ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской  финансовой системы, так как с  помощью различных видов бумаг  и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное  покрытие бюджетного дефицита.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и  покупка государственных и частных  ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции  по существу не действовал. Это объяснялось  ограниченностью выпуска как  государственных, так и частных  ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок  ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась  структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого  разграничения между первичным  рынком и вторичным (биржевым).

В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг  первые профессиональные участники - юридические  и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке  ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3. К концу 1994 года такие разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что "юридическое лицо в любой организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами", а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий лицензию. 

Пока рынок в  основном был представлен фондовыми  и товарными биржами, которые  поглощали основной поток частных  ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре  всего рынка возможно лишь при  условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и  ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в  лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это  принято в мировой практике, в  частности в США, Канаде, странах  Западной Европы и в Японии.

Объектом реализации на первичном рынке должны были стать  не столько акции, сколько облигации  компаний и предприятий.

Фондовая биржа  также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит  от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что  биржа — вторичный рынок, на котором  покупаются и продаются, как принято  в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших  через первичный рынок. Дело в  том, что в РК новые выпуски  ценных бумаг, в основном акции, поступали  на фондовые и товарные биржи, минуя  и не образуя таким образом  первичный рынок. В то же время, как  показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через  них проходит определенное количество также частных и государственных  облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной  Европы) реализуются также и эмиссии  акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых  ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования рынка ценных бумаг являлось его правильное регулирование  с помощью эффективного и эластичного  законодательства, которое было бы способно создать объективные правила  игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке  ценных бумаг стал закон Казахской  ССР "Об обращении ценных бумаг  и фондовой бирже в Казахской  ССР" от 11 июня 1991 года, содержавший  всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон  о ценных бумагах и биржах, как  это было сделано в свое время  в западных странах. Так, в США  такой закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие годы неоднократно корректировался в соответствии с качественной и структурной динамикой рынка ценных бумаг.

Цель коррекции  законов на Западе — это защита интересов вкладчика-инвестора от всякого рода махинаций и мошенничеств.

20 марта 1994 года был принят  указ Президента Республики Казахстан  "О мерах по формированию  рынка ценных бумаг" № 1613, в соответствии с которым была  создана Национальная комиссия  Республики Казахстан по ценным  бумагам, Председатель и четыре  члена которой первоначально  осуществляли свои функции без  отрыва от основной работы. Указом  было утверждено Положение о  Национальной комиссии Республики  Казахстан по ценным бумагам  и предусмотрено создание Центрального  депозитария ценных бумаг Республики  Казахстан в ведении Национальной  комиссии Республики Казахстан  по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон  "Об обращении ценных бумаг  и фондовой бирже в Казахской  ССР" от 11 июня 1991 года был признан  утратившим силу.

Информация о работе Проблемы формирования и развития рінка ценніх бумаг в Казахстане