Проблемы государственного долга в переходных экономиках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание

Цель работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и определить его роль в бюджетном процессе, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.

В процессе работы проведен анализ роли государственного долга с учетом реализации его функций, исследованы методы и способы управления государственным долгом, а также освещены проблемы управления как внутреннего, так и внешнего долга Республике Беларусь на современном этапе. Приведены возможные наиболее рациональные пути решения этих проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...4

1. Внутренний и внешний государственный долг…………………………………6

2. Влияние государственного долга на финансовое состояние экономики……..10

3. Методы и способы стабилизации государственного долга……………………15

4. Особенности государственного долга в РБ, способы его сокращения………..19

Заключение……………………………………………………………………………… .25

Список использованных источников…………………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач. исправленный.doc

— 417.00 Кб (Скачать документ)

- диверсификация инструментов  внешнего заимствования  в сторону увеличения роли инструментов финансового рынка.

Для этого, помимо внедрения международной отчетности, необходимо выполнение и расширение существующей программы по развитию фондового рынка в Беларуси;

- незначительная доля  межфирменного кредитования  говорит о малом  количестве филиалов иностранных предприятий в Беларуси. Упрощение условий их деятельности и создание более благоприятного бизнес климата может привести к увеличению притока долгосрочного иностранного капитала в страну;

- следует продолжить  работу по выпуску  Евробондов, т.е. выходу на международный рынок государственных долговых обязательств.

Их выпуск (после  завершения мирового финансового кризиса) позволит с одной стороны диверсифицировать источники внешнего заимствования, с другой - позволит отслеживать динамику процентных ставок для Беларуси, тем самым создаст инструмент оценки ее платежеспособности и устойчивости развития;

- более активное использование в будущем другого источника внешнего финансирования - прямых иностранных инвестиций.

Приватизация  с участием иностранного капитала позволит привлечь необходимые ресурсы для  выравнивания сальдо платежного баланса и обслуживания внешнего долга, накопленного, в том числе, в период мирового экономического кризиса.  
Заключение

Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

Его образование, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Изменения в структуре собственности в последние десятилетия привели к перераспределению источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.

Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.

Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.

В целом проблемы государственного заимствования лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием системы финансовой отчетности предприятий, развитием фондового рынка, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).

Таким образом, государственный долг, как и любое значимое в жизни государства явление, понятие неоднозначное. Тем не менее, оно может принести экономике весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им.

 

Список  использованных источников

  1. Бондарь А.В.Воробьёв В.А., Новикова Л.Н. - Макроэкономика // Минск. БГЭУ 2007 с. 87  - 122
 
  1. Головко А.А. и др. - Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства/Материалы международной научно-практической конференции/БГУ. Мн.,2004.462с.
  1. Грицюк  Т.В. Управление государственным долгом //Дайджест-финансы,2004г.№10.С.25-35.
  1. А.Г.Грязнова. - Экономика.Учеб.пособие //М.:ЮНИТИ-ДАНА,Издательство политической литературы ”Единство”,2001.812с.
  1. Коренев Е.В.  – Стабилизация государственного долга, проблемы и пути решения// Вестник  БГЭУ 2004 №№ 3,4
  1. Матвеева  Т.Ю. - Введение в макроэкономику: Учебное пособие.-М.:ГУ ВШЭ,2002г.512с.
 
  1. Мойсейчик Г.И.  – О совершенствовании  методики анализа и прогнозировании  агрегированных компонентов платёжного баланса и управления внешним  долгом.// Белорусский экономический журнал. 2005. № 2.
  1. Раков А., Илюкевич С. - Инструментарии управлении государственным долгом// Вестник ассоциации белорусских банков, 2003 № 1. С 16-21.
  1. Раков А. - Стратегии заимствования на рынке государственных ценных бумаг// Белорусский банковский бюллетень, 2000 № 9.С.34-41.
 
  1. Сорокина  Т.В. - Государственный бюджет: Учеб. пособие / Т.В.Сорокина.-Мн.:БГЭУ, 2003. 289с.
  1. Реализация  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг.: Материалы межвузовской студенческой научно-теоретической конференции. Пинск, 22 мая 2003г.-Мн.:БГЭУ, 2003. 387с.
  1. Шиманович Г. – Внешний долг Беларуси: проблема устойчивости. Дискуссионный материал // Исследовательский центр ИПМ – Минск 2009.
 
  1. Экономическое обозрение 01-08 июня 2009 г. Выпуск № 21 (262) // Минск ОАО            « Приорбанк»
 

Интернет – ресурсы 

  1. www.nbrb.by
  2. www.minfin.gov.by
 
 
 
 

 
 

Информация о работе Проблемы государственного долга в переходных экономиках