Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:57, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность современного малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика
1.2 Система и формы государственной поддержки малого бизнеса
2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Финансовое обеспечение малого предпринимательства в России
2.2 Зарубежный опыт управления развитием малого предпринимательства
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Государственные механизмы регулирования малого бизнеса
3.2 Направления государственной политики в сфере поддержания малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
В Японии практикуется выделение субсидий и ссуд – прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.
Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50 % затрат, на создание центров повышения технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.
Государство и местные власти в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17.
Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.
Интересен для нас может быть опыт стран Юга, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. В Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень – организация и защита государством среды развития, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство.
Расходы на развитие мелких производств устанавливаются отдельной строкой в каждом пятилетнем плане (в восьмом плане (1993-1997 гг.) - 633 млрд. рупий, в седьмом -222 млрд.). Акценты целевого финансирования мелкой промышленности в девятом плане (1998-2002 гг.) несколько смещены в сторону «увеличения несельскохозяйственной занятости в сельских районах».
Особую роль играет проводимый страной курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях – текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Этот перечень постоянно расширялся, составив к 1997 г. 840 наименований. Кроме того, свыше тысячи видов товаров частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.
С целью вовлечения в производство молодежи, государство ввело систему кредитов для реализации проектов общей стоимостью до 100 тыс. рупий, причем будущий предприниматель, помимо бизнес-плана, должен обеспечить 5% его стоимости и пройти специальные курсы, финансируемые правительством. Суть такого подхода - дать шанс тем, кто хочет выбиться из нужды.
Кроме того, в стране действует разветвленная система банковских услуг для малого бизнеса - государственный Банк развития мелкой промышленности, Государственная корпорация мелкой промышленности.
Таким образом, и в стране с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства – молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых на малых и средних предприятиях.
Применяемые формы поддержки имеют разнообразный характер. Прежде всего, речь идет о разработке, лоббировании и принятии законодательных актов, предусматривающих налоговые и другие льготы. Создаются специальные государственные органы, «курирующие» деятельность малых предприятий, занимающиеся реальными мероприятиями в отношении конкретных фирм – предоставлением гарантий, покрывающих банковские кредиты малым предприятиям, организацией центров развития малого бизнеса, оказывающих консультационные услуги по вопросам планирования, сбыта, финансов и т.д. При этом финансовые, информационно-консалтинговые, организационные формы и методы содействия развитию малых предприятий носят адресный, целевой характер с акцентом на задействовании внутреннего потенциала малого бизнеса. Включение предприятий малого бизнеса в компьютерные сети типа Интернет создает для них принципиально новые возможности в информационно-технологическом обмене, обновлении технологий, маркетинге и менеджменте.
Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого бизнеса может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий.
Анализ опыта США в организации взаимодействия государства и частного сектора, в развитии предпринимательства вообще и в сфере малого бизнеса, в частности, имеет существенное значение по ряду причин.
Малый бизнес играет очень важную роль в экономике страны, о чем свидетельствуют многие статистические показатели. Так, малые предприятия США производят более половины ВВП страны, дают наибольший прирост новых рабочих мест и генерируют 55% всех инноваций. Следует отметить, что малые предприятия широко задействованы в деятельности основных министерств и, в первую очередь, Министерства обороны США. Возрастает роль малых предприятий в разработках новых технологий противодействия террору, которые ведутся Министерством внутренней безопасности. США обладают самым большим опытом (даже по сравнению с Западной Европой и Японией) государственного регулирования и стимулирования деятельности малых предприятий. Примечателен опыт Соединенных Штатов и в разработке государственных мер по стимулированию крупных компаний в оказании поддержки малых предприятий и долгосрочного взаимодействия с ними[19].
В стране действует и развивается активная государственная политика регулирования и стимулирования предпринимательства. Эта политика формируется и реализуется мощным федеральным министерством – Администрацией по вопросам развития малого бизнеса (Small Business Administration, SBA) с основным штатом сотрудников около 3 тыс. чел.
SBA удалось организовать общенациональную систему финансовой, материально-технической и интеллектуальной поддержки малого бизнеса, в которую вовлечены почти все структуры страны и сектора ее экономики. SBA контролирует финансовую помощь малому бизнесу в размере 17 млрд. долл. в год при собственном бюджете около 800 млн. долл. (в 2003 г.) [4]. Основной принцип организации столь внушительной финансовой поддержки это создание механизмов стимулирования притока частного капитала. Прямая помощь SBA в виде грантов применяется избирательно, для наиболее нуждающихся в ней малых предприятий, причем преимущественно на начальных этапах их развития. Особое внимание уделяется инновационным малым предприятиям, связанным с большими техническими и коммерческими рисками, и решению в связи с этим ключевой проблемы – привлечения венчурного капитала. В США действует уникальная по конструкции правительственная программа взаимодействия государства, инвестиционных компаний и малого бизнеса. Участвовать в программе могут только малые предприятия, прошедшие сертификацию SBA, и инвестиционные компании, получившие лицензию данного ведомства. Это позволяет SBA контролировать добросовестность и качество выполнения своих обязательств каждым партнером. Государство в лице SBA участвует в отдельных проектах в качестве кредитора самих инвестиционных компаний или гаранта кредитов, которые они предоставляют малым предприятиям. По оценкам американских экспертов, бюджетные затраты на программу окупаются многократно. В настоящее время 65% венчурного финансирования осуществляется через данную программу.
Государство активно влияет на развитие взаимодействия крупного и малого бизнеса. Эта задача успешно решается в рамках национальной правительственной программы «ментор – протеже», где ментор – это, как правило, крупная компания, а протеже – малое предприятие, получающее от нее помощь. В программе задействованы почти все федеральные ведомства, причем в наибольшей мере – Министерство обороны. Бюджетные средства расходуются на стимулирование участия в программе крупных компаний. Предусмотрены, в частности, различного рода компенсации (со стороны ведомств и администрации программы «ментор - протеже») затрат компаний-менторов на помощь подопечным малым предприятиям. Государство таким способом содействует формированию эффективных стратегических альянсов между крупными компаниями (главными подрядчиками) и малыми предприятиями (субподрядчиками).
Названные программы увеличивают инновационный потенциал малых предприятий, что подтверждается, в частности, расширением их участия в разработках новых технологий противодействия террору, которые развертывает Министерство внутренней безопасности.
Необходимо подчеркнуть, что государственные программы содействия развитию малого бизнеса решают не только индустриально-экономические, но и социальные задачи. Так, SBA осуществляет ряд программ, по которым несколько типов малых предприятий отнесены к разряду проблемных и получили поэтому определенные преференции. Это относительно слабые малые предприятия; предприятия, размещенные в неблагоприятных в плане бизнеса зонах; предприятия ветеранов и/или инвалидов; предприятия национальных меньшинств, а также малые предприятия, владельцами которых являются преимущественно женщины. В этих программах SBA, помимо грантов и кредитов, использует такие механизмы, как: постоянные переговоры с федеральными ведомствами на предмет заключения с малыми предприятиями субконтрактов и резервирование для малых предприятий определенного объема федеральных заказов на товары и услуги.
Следует отметить, что все программы SBA опираются на развитую нормативно-правовую базу, которая обеспечивает баланс интересов всех участников этих программ и, что особенно важно, защиту малых предприятий от нежелательных для них поглощений или потери контрольных полномочий. В нормативных актах США содержится немало и принудительных, внеэкономических мер по отношению к ведомствам и крупным компаниям (главным подрядчикам), нацеленных на усиление роли малого бизнеса. SBA имеет специальное подразделение для приема и анализа жалоб со стороны малых предприятий на ведомственные нормативы, которые становятся неоправданным бременем для становления и развития малых предприятий.
В целом, американские специалисты высоко оценивают эффективность деятельности SBA и отмечают, что: благодаря этой деятельности ежегодно создается 500 тыс. новых рабочих мест, при этом 30 тыс. долл. кредитных вложений дают одно рабочее место; система мер SBA обеспечила высокую выживаемость малых предприятий из разряда проблемных. Так, 71% таких малых предприятий продолжают действовать после 3 лет с момента получения стартового кредита. Знаменательным событием 2008 г. стало принятие президентской программы помощи малому бизнесу, призванной придать новый импульс развитию этого сегмента экономики и предусматривающей комплекс мер, включая: увеличение прямой финансовой помощи, создание крупнейшего в мире фонда правительственных грантов; снижение уровня ряда налогов или ликвидацию некоторых из них; снижение бремени не оправдавших себя регулирующих норм, создание системы гибкого реагирования на появление неэффективных нормативов; упрощение расчетов с государством; формирование более открытой, справедливой и доступной для малых предприятий системы получения правительственных контрактов.
Рассмотренные государственные и совместные с частным сектором программы содействия развитию малого бизнеса представляют большой интерес с точки зрения используемых подходов и механизмов их реализации. Они показали свою эффективность и заслуживают внимания со стороны российских заинтересованных структур.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Государственные механизмы регулирования малого бизнеса
Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов.
Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя. Первый опыт приватизации показал неперспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства.
Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. Налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.
Информация о работе Проблемы государственной поддержки и развития малого бизнеса