Проблемы государственной поддержки и развития малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность современного малого бизнеса и государственной поддержки малого бизнеса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика
1.2 Система и формы государственной поддержки малого бизнеса
2. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Финансовое обеспечение малого предпринимательства в России
2.2 Зарубежный опыт управления развитием малого предпринимательства
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Государственные механизмы регулирования малого бизнеса
3.2 Направления государственной политики в сфере поддержания малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Проблемы государственной поддержки и развития малого бизнеса.doc

— 301.50 Кб (Скачать документ)

Хотя в качестве количественного критерия отнесения предприятия к субъектам МСП законодатель, помимо численности работников, использует не объем прибыли, а объем выручки, можно предположить, что рассмотренные изменения Налогового кодекса РФ, расширяющие возможности по применению УСН, позволят перейти к использованию упрощенного налогообложения большинству предприятий сферы МСП.

Средства на поддержку малых и средних предприятий исключены из федерального бюджета. Несмотря на то, что в процессе проведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнили роль буфера, который смягчил экономический спад.

Сравнивая государственную политику в отношении малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким примером может служить сравнительное рассмотрение политики государства в таких странах как, например, США и Япония.

Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки малого бизнеса в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки предпринимательства «социально ущемленных групп» населения.

Японская политика в отношении малого бизнеса является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.

При весьма заметной роли малого бизнеса в экономике обеих стран результатом являются различия в его отраслевой структуре. В США в целом преобладают малые предприятия в сфере услуг и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых предприятий. В США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

малый бизнес предпринимательство государственный поддержка


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Для того, чтобы бизнес развивался, необходимо, чтобы государство оказывала ему содействие. Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

- финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.);

- материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков и т.д.);

- консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.);

- создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие, по прежнему, остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее, чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко - менее 3%.

Успешное развитие малого бизнеса, в значительной степени, зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Мобилизация серьезных денежных средств невозможна без государственных мер развития инфраструктуры рынка финансовых услуг, расширения номенклатуры используемых финансовых инструментов, а также интенсификации конкуренции среди участников финансового рынка.

Вопреки существующим мифам о высокой рискованности вложений в малый бизнес опыт прошедших лет показал, что кредитование малых предприятий, при умелой организации работы, является менее рисковым, чем кредитование крупных предприятий. Все клиенты-заемщики малых предприятий Фонда поддержки бизнеса возвращают средства полностью и в срок.

Программа микрофинансирования малых предприятий показала свою жизненность и безусловную полезность. Используя механизмы микрокредитования, многие организации, располагая небольшими средствами, позволили начать свое дело большому количеству малых предприятий и предпринимателей.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.

По состоянию на 1 января 2009 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2000 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

Однако, по-прежнему, большинство субъектов малого бизнеса не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Это связано с отсутствием механизмов, учитывающих специфику российского малого бизнеса.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» принят 12 мая 1995 г.// Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С.513-517.

2.                  ФЗ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

3.                  Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР»

4.                  Агеев, А. И. Предпринимательство: проблемы собственности/А.И.Агеев.- М.: Экономистъ. Учебник. 2004. С. 5-10.

5.                  Бородина, В.В. Малые предприятия/В.В.Бородин.- М.: Книжный мир, 2001. -367с.

6.                  Булатова, А. С. Экономика:учеб./А.С.Булатова.- М.: Экономист. 2003. - 417 с.

7.                  Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.

8.                  Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 1999. №9.- с.35.

9.                  Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова - М.: Финансы и статистика, 1995. - 212 c.

10.             Грибов, В.Д. Менеджмент в малом бизнесе:учебник/В.Д.Грибов. – М.: ФиС, 2002. – 144 с.

11.             Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2001. 478 с.

12.             Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.

13.             Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА - М, 1997. 257 с.

14.             Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1. 78 с.

15.             Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2002, стр.3

16.             Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Б.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. – М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. – 220 с.

17.             Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.

18.             Сковородова, В. Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России // Внешнеэкономический бюллетень. – 2000. – № 12, С. 52-55.

19.             Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.

20.             Шулус, А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 1997. №5-6.

21.             Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 1992. № 1.

22.             Шулус А., Деревянченко А. Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий // Российский экономический журнал. – 2000. – № 1. С. 58-62.

Размещено на Allbest.ru



Информация о работе Проблемы государственной поддержки и развития малого бизнеса