Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:16, курсовая работа
Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом.
На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).
На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.
На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.
Институциональный уровень анализа
ставит в центр социально-
Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.
В рамках кибернетической концепции
теневая экономика
В рамках правовых концепций явления
теневой экономики
Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.
Рассмотрим классификацию
В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:
- производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;
- перераспределительную, не
По отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.
Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым.
Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается Гинзбург В. (Ginsburgh V.), который рассматривает ее как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы.
В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют [13]:
- теневое производство;
- теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);
- теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);
- теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).
Трактовка теневой экономики у большинства авторов включает в ее состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.
Подходы к определению теневой экономики различаются также и в зависимости от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов. Выделяют в связи с этим:
- теневой рынок;
- неформальную экономику;
- властно-насильственный механиз
Если изучение теневого рынка как неотъемлемого элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями.
По видам рынков и находящихся
в обороте экономических
Критериями отнесения
- получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;
- осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.
В качестве элементарного объекта
теневой экономической
Наиболее общим признаком
Во-первых, это экономическая
Во-вторых, к данной сфере может
быть отнесена экономическая деятельность,
за осуществление которой
В-третьих, в состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля. Это деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете на бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительных органов.
В числу причин подобного положения можно отнести:
- коррумпированность
- неэффективность деятельности
контролирующих и
- несовершенство
Последняя особенность нормативной системы регулирования исследовалась в специальной литературе, а формы ее проявления были обозначены как lex imperfecta и lex simulata.
Lex imperfecta - несовершенный закон, беззубое право.
Lex simulata - имитационное, мнимое право - законодательство, создающее успешный, на первый взгляд, механизм, применять который не предполагают ни связанные с его реализацией исполнители, ни потенциальные объекты воздействия. Данное явление имеет место, если законодательство становится средством утверждения интересов социальных групп, оказывающих воздействие на законодательный процесс [16, c. 25].
Такое понимание неконтролируемого характера теневой экономики не изменяет объем данного понятия, однако обогащает знание о его структуре, что имеет значение для выработки мер по контролю над анализируемой сферой.
Рассмотрим и проанализируем динамику экономического развития Беларуси.
Таблица 2.1 - Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в январе-мае 2012 г.
Рассмотрим динамику ВВП(рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – ВВП, в %
Стабилизация в ценовом секторе экономики наряду с высокими результатами во внешней торговле способствовали достижению в январе-мае 2012 г. положительной динамики экономического роста.
Темп роста валового внутреннего продукта в сопоставимых ценах составил 103,1% (по прогнозу на 2012 г. – рост на 5-5,5%) [32].
Прирост ВВП в январе-мае текущего
года достигнут к периоду
Рисунок 2.2 – Вклад основных видов деятельности в ВВП
Положительная динамика прироста ВВП по сравнению с результатами января-апреля текущего года (с 2,9% до 3,1%) связана главным образом с увеличением вклада поступлений чистых налогов (с 0,1% до 0,4% прироста ВВП), а также вклада транспорта и связи (с 0,6% до 0,7%) и прочих видов деятельности) (с 0,1% до 0,3%).
Данными факторами в определенной мере было компенсировано замедление в строительстве, горнодобывающей промышленности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды.
1) включают здравоохранение, образование, финансовую деятельность, операции с недвижимым имуществом и другие виды экономической деятельности
Рисунок 2.3 – ВДС на одного занятого, тыс.руб.
Об улучшении качественных показателей развития в январе-мае 2012 г. свидетельствует превышение темпов роста валовой добавленной стоимости (ВДС) над темпами роста валового выпуска в «обрабатывающей промышленности» (на 0,4 п.п.), «сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве» (на 0,1 п.п.), «транспорте и связи» (на, 0,1 п.п.)(рисунок 2.3).
В тоже время в региональном разрезе сохраняется существенная дифференциация в производстве ВДС на одного занятого, что свидетельствует о заметном отставании в уровне производительности труда в большинстве регионов республики.
Энергоемкость ВВП за январь-апрель 2012 г. по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. увеличилась на 15,6%. Это связано с более холодными погодными условиями, а также ростом импорта топлива, используемого на производство нетопливной продукция(рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Индексы ВВП и ВРП, %
Достижение значений годового прогноза по росту валового регионального продукта в январе-апреле 2012 г. обеспечено только Витебской областью (122,2% при прогнозе 105,2-105,7%).
Выше, чем в среднем по республике, темп экономического роста обеспечен г. Минске (103,3%), однако по итогам пяти месяцев отмечено его замедление на 0,8 п.п. по сравнению с результатами января-апреля текущего года.
В остальных регионах темпы роста
сложились ниже среднереспубликанского,
а в Брестской области
Прирост ВВП в 3,1% в январе-мае текущего года обеспечен главным образом за счет вкладов двух регионов: Витебской области (1,7%) и г.Минска (0,9%)(рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Вклад регионов в формирование ВВП, %
Наибольший удельный вес ВРП в ВВП с существенным опережением приходится на г. Минск (26,3%). Наименьший вклад формируется Гродненской (7,5%) и Могилевской (7,2%) областями.
В течение последних пяти лет уровень теневой экономики (ТЭ) колебался в пределах 30-34% от ВВП по Беларуси, 33-36% - по г. Минску. Оценки на мезоуровне показали, что размеры ТЭ в различных отраслях характеризуются значительной колеблемостью – от 4-6% в выпуске промышленности до 40-75% в розничной торговле. В отраслевой структуре теневого выпуска г. Минска преобладают: торговля, промышленность, строительство, транспорт
Проблема
В последний год число эпизодов, связанных с выявлением лжепредпринимательской деятельности, в стране начало сокращаться, а вот экономический эффект от контрольных мероприятий растет, причем в разы. В первом полугодии 2012 года было выявлено 233 преступления по фактам участия лжепредпринимательских структур в "теневых" схемах уклонения от уплаты налогов, что составило 32 % от всех выявленных ДФР КГК преступных деяний. При этом в государственную казну в виде штрафов и изъятий поступило Br 63,8 млрд (для сравнения: в 2011 году — Br 22,5 млрд).
Впрочем, в ДФР КГК решили, что карать нарушителей одним только рублем явно недостаточно. В Беларуси подготовлен проект указа, направленный на предупреждение незаконной минимизации сумм налоговых обязательств и предусматривающий создание Государственного реестра недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, а также порядок налогообложения при выявлении сделок с субъектами, включенными в этот реестр. Пока не раскрывается, какие именно данные о "черных" бизнесменах будут попадать в базу, но вскоре любая заинтересованная компания или юридическое лицо будет иметь возможность справиться о состоянии деловой репутации нового партнера перед заключением сделки. Кроме того, в настоящий момент ДФР КГК также внес ряд предложений по изменению уголовного и административного законодательства в целях повышения ответственности лиц, участвующих в "теневых" схемах. Это должно поспособствовать предупреждению создания лжепредпринимательских структур.
Информация о работе Проблемы экономического роста и «теневая экономика»