Проблемы экономического роста и «теневая экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:16, курсовая работа

Описание

Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики. Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью и социальным оптимизмом.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа .doc

— 964.00 Кб (Скачать документ)

По выявленным фактам осуществления  незаконной предпринимательской деятельности в первой половине нынешнего года зарегистрировано 157 преступлений. По фактам уклонения от уплаты налогов и сборов органами финансовых расследований было выявлено 277 преступлений, из которых 122 — в особо крупном размере. Достаточно заметить, что по одному из эпизодов экономический эффект составил около Br 24 млрд.

Если говорить о сферах бизнеса, в которых контролеры обнаруживают максимальное количество нареканий, то абсолютных лидеров тут нет. Проблем  хватает и в сфере оптовой и розничной торговли, и в строительстве, и в экспортных операциях. Кстати, после того как в стране разразился экономический кризис и иностранной валюты стало не хватать, сфера интересов контролеров сместилась в сторону компаний, занимающихся экспортной деятельностью. Не секрет, что в конце прошлого года многие фирмы, занимающиеся внешнеторговыми операциями, всеми правдами и неправдами препятствовали поступлению валюты в страну. С этой целью некоторые открывали представительства за рубежом, перечисляя полученные прибыли на счета своих "дочек", у некоторых в арифметической прогрессии росла дебиторская задолженность, якобы заказчики не желают рассчитываться за поставленную продукцию. Учиненные ДФР КГК проверки дали определенные результаты.

За последнее время на счета более 20 белорусских предприятий "вдруг" поступило около Br 14 млрд, более 10 млн российских рублей, более 700 тыс. евро, более $ 250 тыс., которые числились как просроченная внешняя дебиторская задолженность. В настоящий момент в связи с необеспечением своевременного поступления валюты от экспорта идет проверка еще 61 субъекта хозяйствования. Кроме того, обращаем внимание на работу товаропроводящих сетей белорусских предприятий, работающих за рубежом [21, c. 31].

Еще одно правонарушение — незаконные валютно-обменные операции. В нынешнем году ДФР КГК возбудил 26 уголовных дел против лиц, незаконно занимающихся этим промыслом. В итоге в бюджет поступил Br 1 млрд.

Экономический эффект от деятельности органов финансовых расследований  в первом полугодии 2012 года в Беларуси достиг Br 1,1 трлн. За это же время 31,1 тыс. профилактических мероприятий предотвратили нанесение материального ущерба в размере Br 557,5 млрд.

 

 

 

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В БЕЛАРУСИ

3.1. Перспективы разрешения проблем  экономического роста в Беларуси

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет  осуществляться через реализацию следующих  приоритетных направлений [1]:

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
  • развитие импортозамещающих производств;
  • устойчивое развитие регионов;
  • строительство качественного и доступного жилья;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

Основными задачами социальной политики государства являются повышение  уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических  институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы  стимулы для экономического роста  на основе раскрепощения субъектов  хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии —  динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее  развитие производств, выпускающих  продукцию с высокой добавленной  стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера  услуг, что обуславливается, с одной  стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической  деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии продолжится  реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских  поселений. Усилится их роль как центров  развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.

3.2. Направления сокращения объемов  теневой экономики в Беларуси

Возможные способы снижения размеров теневой экономики в Беларуси могут быть связаны с регулярным отслеживанием границ неофициальной экономики, совершенствованием налогового законодательства, легализацией отдельных видов экономической деятельности, стимулированием малого и среднего бизнеса в сочетании с рядом репрессивных методов: ужесточением контрольно-ревизионных проверок, созданием антикоррупционной системы стимулов и санкций.

Работу целесообразно вести по следующим направлениям [18]:

а) рассмотреть возможность легализации  теневой деятельности в разрезе  классификационных групп ТЭ (проституция, запрещенные азартные игры);

в) установить категории «пионерных»  предприятий с предоставлением  «налоговых каникул» сроком до пяти лет (выпуск инновационной продукции) в  сочетании с прогрессивным налогообложением высокодоходных видов услуг (игорный бизнес, посредническая деятельность);

г) увеличить заработную плату государственных  служащих в 3-4 раза в сочетании с  усилением антикоррупционного контроля, включая формирование специального премиального фонда за счет конфискации  имущества и денежных средств осужденных за коррупцию;

д) сформировать систему специальных  выборочных наблюдений за размером неучитываемой  экономической деятельности как  на уровне предприятий, так и индивидуальных предпринимателей. Целесообразно проводить:

– полугодовые территориальные расслоенные выборки малых организаций, дополнительно к официально проводимым сплошным годовым обследованиям;

– выборочные мини-обследования для  оценки деятельности субъектов малого предпринимательства без образования  юридического лица (физических лиц);

– специальные обследования индивидуальных предпринимателей Беларуси (основа выборки  – база данных Министерства по налогам  и сборам, регистр налогоплательщиков); предусматривается расслоение по видам  деятельности, доступному признаку отбора (например, валовому доходу); метод опроса – электронная почта;

е) введение в отчетность налоговых  служб показателей в разрезе  видов деятельности (ОКЭД) с целью  последующей более точной оценки скрытого производства;

ж) формирование в Беларуси специальной  информационно-аналитической структуры (центра, отдела, института), основные функции которой: проведение мониторинга и прогнозирования теневой экономики в Беларуси, - что позволит разрабатывать обоснованную политику ограничения теневой экономики, дифференцированную по видам деятельности и территории.

Разрабатывая программы по борьбе с теневой деятельностью субъектов  хозяйствования, государственные структуры  предлагают использовать перечень методов, которые по своей сути сводятся к  двум подходам.

Первый предполагает создание радикально-либеральных условий хозяйствования, направленных на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. В этом случае речь должна идти о реформировании системы экономических отношений, приведении ее в соответствие с потребностями, интересами общества в целом и каждого гражданина.

Эффективное регулирование государством рыночных отношений будет означать создание иных, не командно-административных, а экономических условий жизнедеятельности, проведения экономической реформы. Второй связан с ужесточением контроля над хозяйственниками - он ведет к созданию большого количества контролирующих служб, усилению существующих подразделений, ужесточению законодательства и т.д. и всегда сталкивается с сопротивлением не только теневиков, но и рабочих, которым нелегальная деятельность позволяет или получать дополнительные доходы, или своевременно получать заработную плату, или избежать безработицы. Все это однозначно говорит о том, что введение рыночных отношений и трансформация теневой экономики должны идти под контролем государства.

Тенденции, происходящие в настоящее  время в социально-экономической  сфере государства, требуют внесения соответствующих изменений в  процесс борьбы с преступностью (в том числе в экономической  сфере) и, как следствие, закрепления данных изменений на законодательном уровне. Практика свидетельствует, что каждое второе налоговое преступление связано с использованием лжеструктур (финкомпаний). Активизация теневых (лжепредпринимательских) структур в кризисное время и, как следствие, вывод капитала в теневой оборот обусловлены и увеличением спроса на оказываемые услуги по обналичиванию (возможной конвертации в иностранную валюту) денежных средств. На сегодняшний день лжепредпринимательские структуры (финкомпании) в целях ухода от налогообложения при осуществлении оптовой торговли в основном используют схему работы посредством договоров комиссии. При использовании такой схемы налоги уплачиваются только с комиссионного вознаграждения, которое составляет не более 1% от оборота. Вместе с тем по расчетному счету таких компаний проходят миллиарды рублей за относительно короткие периоды времени.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Республике Беларусь в последнее  время проблемы экономического роста  являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения и повышение цен позволяют усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг в масштабе всего национального хозяйства. В более широкой трактовке он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров и услуг на душу населения и улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени членов общества. На экономический рост воздействует три группы факторов: исходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы. Основные современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики.

Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет хищнической эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла.

Информация о работе Проблемы экономического роста и «теневая экономика»