Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 17:07, курсовая работа
Параметры экономического роста, их динами¬ка широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государст¬венном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парла¬мента, Президента, Правительства Российской Федерации) преж¬де всего на основе рассмотрения показателей динамики эконо¬мического роста, динамики уровня жизни. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степе¬ни от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов
1.Сущность, типы и факторы экономического роста 5
2.Особенности экономического роста в России 13
3.Проблемы экономического роста в макроэкономической политики. 18
4.Экономический рост и проблемы окружающей среды 21
5. Перспективы экономического роста в России 24
Заключение 28
Библиографический список 30
В основном у предприятий (ориентированных на внутренний рынок) пока нет средств ни на замену оборудования для повышения производительности труда, ни даже просто на расширение. Но сейчас, когда конкуренция со стороны импорта ощущается все острее, компаниям приходится задумываться не о количественном росте, а о качественном шаге в своем развитии. Китайский или малазийский путь развития экономики не приемлем для России. Никогда природные ресурсы, а особенно рабочая сила не будут у нас дешевле, чем в Китае. Поэтому отечественным предприятиям ставку нужно делать на выпуск высокотехнологичной, пусть даже и дорогой продукции. Только скачек через ступень в технологичном развитии способен приблизить нас к промышленно развитым странам.
3. Проблемы экономического роста в макроэкономической политики.
Несмотря на то, что в России очень слабый фактический рост, и чтобы реально поднять страну, нужны решительные меры, в политике роста отечественной экономики присутствуют противоречия. Например, необходимый нам технико-экономический и социально–экономический рынок невозможен на основе «свободного рынка» вообще и сложившейся рыночной системы с недооформленными структурными компонентами в частности – здесь нужна воля и целенаправленные усилия государства.
Этот концептуальный тезис противоречит правительственной «Программе социально–экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 г.г.)». Она говорит об установке на существенное сокращение государственного вмешательства в экономику. Административная реформа, сокращение «нерыночного» сектора, дебюрократизация, снижение административных барьеров, и т. п., разумеется, необходимы, но внимание следует уделять не «количественному», а «качественному» улучшению присутствия государства в экономике, оптимизации размеров госсектора и других количественных параметров этого присутствия.[8]
К этому можно добавить запланированное уменьшение налогов на уровне 1 % к ВВП обернулось дестабилизацией и снижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего, территориальных. Большой ошибкой было лишение местных бюджетов важного источника дохода – налога с продаж.
Отметим важные направления роста экономики.
Во–первых, это активизация инновационной деятельности в народном хозяйстве. Основой национальной инновационной политикой является поддержка отечественной науки и передовых школ, ориентированных на потребности экономики.
Во–вторых, необходимы структурные трансформации. Императив повышения национальной конкурентоспособности и продвижение к «экономике знаний» требуют создания мощного сектора «новой экономики» с одной стороны, и модернизации структуры существующей промышленности с другой. Другим направлением диверсификации промышленности призвано стать ускоренное развитие отраслей индустрии народного потребления – пищевой, лёгкой, фармацевтической и пр. политику в их отношении следует увязывать со стимулированием малого среднего бизнеса, мерами по активизации внутреннего спроса и по мотивированию ориентации деятельности на внутренний рынок.
Важное место занимает и стимулирование инвестиций. Скачкообразное наращивание объёмов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залог быстрого и качественного экономического роста, успеха национальной инновационной и структурной политики. Для ускоренного экономического роста требуется порядково больший, нежели нынешний объем инвестиций. Для этого необходимо вовлечение в процесс долгосрочного инвестирования всех внутренних ресурсов: сбережений населения, резервов пенсионного фонда, страховых компаний и др. привлечению же иностранного капитала способствовало бы создание государственного гарантийного фонда. Но в настоящее время правительство планирует создать стабилизационный фонд, т. е. расширить нынешнюю практику льготного кредитования зарубежных экономик.
Один из изъянов российской экономики – недостаточный внутренний спрос. Расширение его произойдёт при увеличении зарплаты не менее прожиточного минимума, особенно это касается бюджетников. Так же повышению внутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счёт бюджета, дорожное строительство и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения.
Решению одной из общенациональных задач – снижения издержек производства – способствует повышение ответственности предприятий за эффективность использования производственного аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.
Критически важное для ускоренного роста экономики вовлечение в инвестиционный процесс максимума свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочнению отечественного фондового рынка. Главные направления такого содействия связаны, прежде всего, с совершенствованием соответствующей общенациональной инфраструктуры и воссозданием единого экономического пространства страны, с улучшением институционально–правового обеспечения всех сторон корпоративного хозяйствования.
При несомненном прогрессе малого бизнеса в сфере торговли и услуг его роль в промышленном секторе очень мала. Одна из задач в обеспечении экономического роста состоит в интеграции малого бизнеса с крупнокорпоративными структурами, превращения банковского сектора в основного кредитора мелких предприятий.
4.Экономический рост и проблемы окружающей среды
.
Экономический рост – важная цель каждой станы. Независимо от идеологии и уровня развития все страны преследуют цели развития экономики и повышения жизненного уровня. Каждая страна достигла неодинаковых успехов в экономическом развитии, но прогресс мировой экономики в целом достаточно значителен. Численность населения увеличилась в 2,1 раза с 1950 по 1990 год. Производство товаров и услуг в мире возросло в 5 раз. Мировое хозяйство за 15 дней производит и потребляет столько, сколько за год в 1900 году.
По мере развития производственных сил, развертывания НТП возрастает интенсивность индустриального вмешательства человека в дела природы. Индустриальное развитие превращает всю планету в арену практической деятельности людей.
Экономический рост и потребление ресурсов
В настоящее время употребляются почти все возобновляемые природные ресурсы, степень использования которых приближается к приходной части их баланса. Более критическое состояние с невозобновляемыми ресурсами. Их хватит максимум на 100-150 лет.
В связи с ежегодным ростом населения росло расширение сельскохозяйственных угодий. На данный момент условия расширения земельных угодий уже исчерпаны, вследствие чего сельскохозяйственные производители вынуждены были увеличивать интенсификацию использования земель. Быстрыми темпами росло поголовье скота, обеспечивающего человека продуктами питания и тяговой силой. Потребности в кормах во многих развивающихся странах превышают продуктивность местных пастбищ и производств кормовых культур.
Из-за неправильного и нерационального использования земли ежегодно возникает 6 млн. га пустынь, плодородный слой, богатый гумусом, уносится ветром в количестве 26 млдр. тонн. По всей Земле происходит деградация земель, которая в большей степени ставит развивающиеся страны перед риском нехватки пищи, одежды и т.д.
Важную роль в существующих экологических системах играет рыбное хозяйство. Оно обеспечивает 25 % белков (всех потребляемых животных белков). В результате быстрого улова рыбы и продуктов моря, ресурсы моря заметно уменьшаются. Только к началу 80-х годов уже 9 крупных промысловых зон находились в упадке.
Леса, являясь важным источником промышленного сырья, играют важную роль в сохранении почвы и воды, поддержания здоровой атмосферы и т.д. К настоящему времени истреблено до 2/3 покрывающих землю лесов, главным образом в Западной Европе, где древесный уголь использовался для выплавки металлов.
В основном площадь естественных лесов уменьшается в развивающихся странах. Эти страны для поддержания своей экономики, роста мощи страны, а также для получения быстрой прибыли хищнически и нерационально используют свои природные ресурсы, а также огромная доля уходит на экспорт.
Проблема потребления встает также остро, как и загрязнение окружающей среды, и также связана с экономическим ростом.
Во-первых встает вопрос о соотношении и взаимосвязи ограниченности ресурсов, и бесконечности человеческих потребностей. Непосредственно потребление влияет на экономический рост. С одной стороны это один из факторов увеличения предложения, увеличение производства, с другой стороны это расходы на рекламу которые составляют заметную величину ВВП (расходы на рекламу в развитых странах составляют 0,6-0,7 % ВВП).
Во второй половине 20-го века становятся очевидными отрицательные стороны экстенсивного развития экономики. Стремление достичь любыми краткосрочными путями экономических выгод, то или иное общество имеет загрязнение природы, разрушение экосистемы, а также потери части ВВП.
Общий ущерб, наносимый окружающей среде в результате хозяйственной деятельности. Например, в европейских странах оценивается в 3-5 % ВВП. Такие потери роста имеют серьезные экологические, финансовые и социальные последствия. Их можно преодолеть двумя путями:
1) снизить темпы экономического развития (роста);
2) осуществление мер по экологизации производства.
Второй путь является наиболее приемлемым, эффективным. Он основывается на рациональном использовании природных ресурсов в мировой экономике на согласованных между государствами и использования НТП для внедрения экологически чистых технологий. Реальный шанс на сохранение природных ресурсов и среды дает ресурсосбережение и утилизация отходов.
В связи с глобальными отрицательными последствиями воздействия человеческой деятельности, в частности бурно развивающийся экономический рост на окружающую среду во многих странах мира были приняты комплексы программ охраны окружающей среды, предусматривающие широкий комплекс мероприятий.
Определено, что защита окружающей среды – необходимый компонент экономического роста.
Центральным, основным элементом в экологической политике играет система оперативного управления охраны окружающей среды. Задача данного управления заключается в принуждении и побуждений предпринимателей к конкретным природоохранным действиям. Инструментом принуждения являются законы, административные нормы, также нормы основанные на рыночном подходе, включающим в себя возмещение ущерба, платные нормы выброса, налоги на выбросы.
Еще одним из главных звеньев политики в области окружающей среды является экологическая регламентация. Она включает упорядочение эксплуатации природных ресурсов, запреты и ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции за нарушение природоохранного законодательства, экологические нормы.
5. Перспективы экономического роста в России
Для достижения роста национальной экономики необходимо четко знать факторы, способные его обеспечить. Принципиальные решения в этом направлении приняты изложены в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2008г., ежегодном послании Федеральному собранию РФ и др. официальных документах и выступлениях. Среди таких факторов называются: модернизация отечественного производства, рациональное использование природных ресурсов, налоговая реформа, развитие рынка финансовых услуг и др. Эти и другие факторы, как правило, отражают существующие проблемы отечественной экономики. Предполагается, что их преодоление обеспечит экономический рост. Вместе с тем такой подход ограничен, поскольку не позволяет учитывать мировые тенденции развития, а также предпосылки роста внутри страны.
Специфика сложившейся в России ситуации заключается в двояком, противоречивом характере действия многих внутренних факторов народнохозяйственной динамики: они могут рассматриваться как предпосылки экономического роста, но одновременно заключать в себе и негативный для него потенциал.
С этой точки зрения, прежде всего, должно быть рассмотрено накопленное за предыдущие десятилетия национальное богатство, достигающее по различным оценкам 5 – 10% общемирового. Как по абсолютной величине этого богатства, так и по его душевому уровню Россия способна конкурировать с наиболее развитыми странами. Сохраняющийся ресурс богатства - несомненный плюс с точки зрения экономического роста. Однако это и тяжелый груз, требующий крупных вложений для поддержания и воспроизводства соответствующих активов.
По структуре и соотношению долей национального богатства Россия радикально отличается от развитых стран. Согласно оценкам МБРР, в этих странах 2003-2005 гг. доля природного капитала в национальном богатстве в среднем не превышала 10%, доля капитала произведенного равнялась примерно 20%, а удельный вес человеческого капитала составлял более 70%. В национальном богатстве России превалирует как раз природный капитал (ресурсы) – 83 – 88%, тогда как произведенный капитал находится в рамках 7 – 10%, а человеческий оценивается только в 5 – 7% (это вследствие не низкого образовательного или профессионального уровня населения, а мизерной цены рабочей силы).[9]