Проблемы конвертируемости российского рубля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение современного состояния российского рубля и поиск методов решения проблемы его полной конвертируемости.

На данный момент рубль является частично конвертируемой валютой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ И ПОНЯТИЕ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ ВАЛЮТ 5

Понятие мировой валютной системы и этапы ее формирования 5
Современные валютные системы и их особенности 9
Понятие конвертируемости национальной валюты 13
ГЛАВА 2 МИРОВОЙ ОПЫТ ПЕРЕХОДА К КОНВЕРТИРУЕМОСТИ ВАЛЮТ 18

Мировой опыт перехода к конвертируемости валют 18
Как строилась валютная зона евро 20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ 28

Задачи введения полной конвертируемости рубля 28
Этапы перехода к конвертируемости рубля 29
Условия достижения свободной конвертируемости рубля 32
Проблемы введения режима полной конвертируемости рубля 36
Противоречивый характер валютной либерализации 37
Свободная конвертируемость рубля - миф или реальность? 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Работа состоит из  1 файл

Курс3(1).doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

      Поскольку валютный союз мог объединить только государства с хорошо регулируемой экономикой, его участники обязаны  были обеспечить высокий уровень  конвергенции (сближения). Для определения  степени его достаточности в Маастрихтском договоре были зафиксированы следующие критерии:

  • уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции трех государств с наименьшим уровнем более чем на 1,5%;
  • долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель долгосрочных процентных ставок трех государств с наименьшим уровнем инфляции;
  • национальная валюта не должна девальвироваться в течение последних двух лет и должна оставаться в пределах колебаний курсов на уровне 2,25%, предусмотренных Европейской валютной системой;
  • дефицит государственного бюджета не должен превышать 3% от ВВП;
  • государственный долг - не выше 60% от ВВП.

      Первоначально эти критерии были задуманы как средство создания так называемого «твердого  ядра» валютного союза в лице Германии, Франции, Австрии и стран Бенилюкса (без средиземноморских стран). Что касается государств, которым не удалось достичь требуемой степени конвергенции, Маастрихтский договор позволял им вступить в валютный союз в более поздние сроки, в соответствии с дифференцированными темпами интеграции.

      Вопреки первоначальным ожиданиям реализация Маастрихтского договора и планы  формирования валютного союза сразу  подверглись весьма серьезным испытаниям на прочность. Во-первых, в 1992-1993 гг. Европейская  валютная система испытала тяжелейший кризис, вследствие чего национальные валюты Испании, Португалии и Ирландии были значительно девальвированы, а Великобритания и Италия вообще вышли из состава ЕВС. Для спасения ЕВС в августе 1993 г, было принято решение увеличить допустимые пределы колебаний курсов валют до плюс-минус 15%. Последствия кризиса удалось преодолеть лишь к концу 90-х гг. (в настоящее время Европейская валютная система включает все страны ЕС, кроме Великобритании и Швеции). Во-вторых, совершенно неожиданно для Брюсселя и национальных правительств возникла проблема с ратификацией самого Маастрихтского договора. В 1992-1994 гг. общественность ряда стран выступила против создания Европейского союза: Великобритания категорически отказалась участвовать в проекте ЭВС, в Дании после двух референдумов Маастрихтский договор не был ратифицирован в части валютного союза, во Франции перевес сторонников договора оказался минимальным, Норвегия после референдума вообще отказалась вступать в ЕС. Осложнение процесса ратификации Маастрихтского договора обусловило достижение договоренности о новой полномасштабной встрече глав государств и правительств через пять лет для пересмотра и внесения изменений в первоначальный текст договора.

      Тем не менее, в январе 1994 г. в соответствии с Маастрихтским договором во Франкфурте-на-Майне был создан Европейский валютный институт, который впоследствии был преобразован в Европейский центральный банк.

      Важные  события по созданию валютного союза  произошли в 1995 г.: в январе в состав ЕС вошли Австрия, Швеция и Финляндия; в декабре на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая была развита и конкретизирована на заседании того же совета в Дублине в декабре 1996 года.

      В конце 1997 г. Совет министров экономики и финансов стран ЕС (ЭКОФИН) утвердил дату введения в наличное обращение банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а Европейский совет принял решение о создании нового важного института валютного союза - Совета министров экономики и финансов стран ЭВС (Совет евро-11).

      На  внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена необратимая  фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского центрального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 г. вошли одиннадцать государств Европейского союз.

      План  введения евро, отвечающий требованиям  реализма, выполнимости, гибкости для  бизнеса и населения в целом, включает три последовательных этапа:

  • первый этап (1 января 1999 г. - не позднее 1января 2002 г,): переход к евро банковского и финансового секторов, выпуск новых государственных займов в евро, начало производства банкнот евро;
  • второй этап (не позднее 1 января 2002 г. - не позднее 1 июля 2002 г.): окончательный переход к евро в системе государственного управления, ввод в обращение банкнот и монет евро, причем в течение первых 6 месяцев в качестве валюты, равноправной с национальной;
  • третий этап (не позднее 1 июля 2002 г.): евро становится единственным законным средством расчетов на всей территории стран-членов ЭВС.
 

     Стоит также сказать, что с завершением  перехода на единую европейскую валюту развитие и расширение как Европейского союза в целом, так и Европейского валютного союза не остановилось. Совсем недавно в Евросоюз были приняты 10 новых членов – Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.

      Мнение  жителей стран - новых членов ЕС также различно. К примеру, большинство жителей прибалтийских государств и правительства этих стран активно высказываются за переход на евро.

      Период  с 1999 по 2001 гг. показал, что вопреки  первоначальным прогнозам руководства ЕС курс евро по отношению к важнейшим мировым валютам постоянно падал, экономика стран ЭВС в первой половине года не давала оснований для прогнозирования стабильного роста, европейские финансовые рынки находились в весьма неустойчивом состоянии. В результате доллар США полностью сохранил роль бесспорного лидера в международных финансах. Расчеты руководства ЕС на то, что после введения евро тенденция снижения доли доллара в мировой торговле, расчетах и резервах значительно укрепится, в целом не оправдались. С другой стороны, к достижениям евро можно отнести снижение уровня инфляции и стабильность цен внутри ЭВС, создание интегрированного европейского рынка капитала, выход евро на первое место на международных рынках облигаций.

      Однако  теперь, по прошествии 10 лет после  полного перехода стран, входящих в  Европейский валютный союза, на евро, можно говорить о том, что единая европейская валюта используется многими странами для создания собственных валютных резервов. Некоторые государства привязывают курсы национальных валют к евро. Также евро все чаще используется как валюта международных контрактов и соглашений.

      Несмотря  на очевидный успех евро как мировой валюты, существует ряд определенных проблем. Главная проблема при переходе на евро - унификация процентных ставок в еврозоне. Противники евро утверждают, что различные темпы роста в разных странах, существенные структурные отличия требуют разных процентных ставок. Политика "один размер для всех" будет дестабилизирующим фактором. Кроме того, Европейский Союз не имеет четких процедур и правил, которые бы защищали свободный рынок и гарантировали экономическую свободу.

      Еще один источник возможных проблем для евро - расширение ЕС. Страны, пожелавшие вступить в ЕС, будут обязаны привязать свои валюты к евро или принять его в качестве национального платежного средства. Чем больше стран с различными фискальными системами, уровнем благосостояния и темпами роста будут членами еврозоны, тем больше опасности асимметричных шоков.

      Но  в целом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые интервалы  нестабильности, евро является заметным лидером на данный момент в паре евро/доллар и "видимых" тенденция для упадка нет.

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ 

     3.1 Задачи введения полной конвертируемости рубля

     Эффективное развитие современной экономики  невозможно без широкого внешнеэкономического сотрудничества с другими странами. Однако у каждой страны своя валюта. Поэтому при осуществлении внешнеторговых операций, вывозе доходов от иностранных инвестиций и операций трансграничного движения капитала происходит конвертируемость национальной валюты в другие. Любые ограничения на обмен валюты рассматриваются международными инвесторами как дополнительный фактор риска, что повышает стоимость привлечения иностранных кредитов и требования к рентабельности капиталовложений.

     Для России в настоящее время одной  из основных целей является укрепление экономики и повышение международной роли национальной валюты на основе расширения степени конвертируемости рубля. Если с 1991 г. по 1998 г. Россия стояла на грани утраты валютного суверенитета и все ближе подходила к эквадорскому варианту долларизации, то сейчас возникли объективные предпосылки использования российского рубля как единой валюты, например, при создании российско-белорусского валютного союза. Формирующийся в рамках СНГ единый рынок труда также способствует формированию единого валютного пространства.

     В России сохранялись ограничения на капитальные трансграничные операции. Кроме того, существовали ограничения на операции с рублями для нерезидентов. Поэтому рубль не являлся полностью конвертируемой валютой и не мог служить средством расчетов и платежей во внешнеэкономической деятельности России. Это повышало издержки российских товаропроизводителей и банков, а, следовательно, – снижало их международную конкурентоспособность. Именно поэтому существовала необходимость перейти к полной конвертируемости рубля и приступить к созданию системы международных расчетов в рублях.

     Введение  полной конвертируемости рубля —  назревшая мера, поскольку из-за его неполной конвертируемости российские предприятия несут существенные убытки, главным образом в отношениях со странами СНГ и третьего мира.

     Таким образом, внешняя конвертируемость рубля нужна в первую очередь для снижения издержек участников внешнеэкономической деятельности, особенно в отношениях со странами СНГ и государствами – эмитентами валют, не являющихся свободно конвертируемыми. Во вторую очередь она необходима для стимулирования иностранных инвестиций и в последнюю – для поднятия престижа России как члена МВФ и «большой восьмерки». 

     3.2 Этапы перехода к конвертируемости рубля

    До  Октябрьской революции 1917 года отечественный рубль был признанной мировой валютой.

      До революции 1917 года российское  правительство сознательно занижало  курс рубля, чтобы жившие за  границей дворяне могли свободно  пользоваться национальной валютой.  Потом графу Витте пришлось  настоять на денежной реформе и увеличить золотое содержание рубля. Но, так или иначе, рубль был в ходу и его курс не зависел от экспорта углеводородов, как в настоящее время.

После Октябрьской революции 1917 года рубль  стал «закрытой» валютой.  

      В результате денежной реформы 1922-1924 годов в СССР была создана устойчивая денежная система. Билеты Государственного банка РСФСР и государственные денежные знаки РСФСР являлись законным средством платежа на территории не только РСФСР, но и других советских республик: Украинской, Белорусской, Закавказской федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию.

 За  период с 1924 по 1947 год было выпущено  несколько видов государственных  банковских билетов (образца 1924, 1925, 1926, 1928, 1932, 1934, 1937 и 1938 года) и платежных обязательств (образца 1924 и 1928 года), но каких-либо существенных изменений в денежной системе не произошло.

    Несмотря  на тяжелые испытания во время  Великой Отечественной войны, денежная система характеризовалась относительной  устойчивостью. Это обусловливалось тем, что население снабжалось продовольственными и промышленными товарами по карточкам и по твердым ценам. В войну население делало добровольные взносы, что позволило уменьшить объемы дополнительной эмиссии. Так как после войны объемы товарной массы сильно сократились, то в обращении появились лишние деньги. Кроме того, на оккупированных территориях в больших количествах выпускались фальшивые денежные знаки. Такое положение затрудняло решение задач послевоенного восстановления народного хозяйства и препятствовало отмене карточной системы.

Первоначально денежную реформу планировалось  провести в 1946 году, но этому помешали трудности экономического характера, в частности, неурожай 1946 года.

      В декабре 1947 года все наличные  средства населения, предприятий, организаций и учреждений подлежали обмену в соотношении 1 рубль новыми на 10 рублей старыми. Для денег, помещенных во вклады или облигации государственных займов, был установлен другой порядок обмена. Вклады до 3 000 рублей оставались без изменения, для вкладов до 10 000 рублей 3 000 рублей оставались без изменения, а все, что сверх 3 000 рублей менялось в соотношении 3 рубля старыми за 2 рубля новыми. Одновременно была осуществлена конверсия Государственных займов. Эта реформа привела к фактической конфискации крупных денежных накоплений у населения, так как не всегда декларируемые правила обмена применялись на практике.

Информация о работе Проблемы конвертируемости российского рубля