Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель работы. Целью выступает выявление проблем в деятельности института наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить понятие, принципы и функции МСУ в России
рассмотреть взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
дать общий анализ правовых основ наделения полномочиями
выявить проблемы наделения полномочиями

Содержание

Введение

Глава 1. Институт местного самоуправления

1.1 Местное самоуправление в РФ: понятие и принципы

1.2 Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления

Глава 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

2.1 Наделение полномочиями: сущность, формы, принципы

2.2 Проблемы наделения полномочиями

Вывод

Список использованной литературы

Приложение

Работа состоит из  1 файл

260369.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

     Данные  принципы при применении их в совокупности признаны способствовать эффективной  реализации государственной политики в области местного самоуправления и развитию демократических основ государства.

     Органы  государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ наделены полномочиями в сфере местного самоуправления. К ним относятся:

  1. определение общих принципов организации МСУ;
  2. правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов прав, обязанностей и ответственности ФОГВ и их должностных лиц, ОГВ субъектов и их должностных лиц в области МСУ;
  3. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, ОМСУ и должностных лиц МСУ по решению вопросов местного значения;
  4. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми ОМСУ наделены федеральными законами;

     Осуществление исполнительно-распорядительных и  контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

     Полномочия  органов государственной власти субъектов в области местного самоуправления в целом аналогичны полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, к ним относятся:1

  1. правовое регулирование вопросов организации МСУ в субъектах в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
  2. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности ОГВ субъектов и их должностных лиц в области МСУ в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  3. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности  ОМСУ и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов, а также в пределах полномочий ОГВ субъектов по предметам совместного ведения РФ и субъектов;
  4. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми ОМСУ наделены законами субъектов.

     Кроме указанных основных полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления №131-ФЗ закрепил за органами государственной власти субъекта РФ целый комплекс иных функций.

     В реальности взаимодействие между государством и местным самоуправлением осуществляется одновременно по многим направлениям. Поэтому структурно-функциональные связи между органами государственной власти и местного самоуправления носят многосторонний характер. В частности, взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления осуществляется в следующих основных

  1. государственная поддержка МСУ;
  2. создание в субъекте совета муниципальных образований;
  3. реализация представительными органами муниципальных образований права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ;
  4. создание совместных координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов (как временных, так и постоянно действующих);
  5. контроль в надзор органов государственной власти за деятельностью ОМСУ.
  6. наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями;

     Разберемся  в сущности каждой из форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

     Государственная поддержка местного самоуправления — это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти.

     В целях реализации государственной  политики в области местного самоуправления 15 декабря 1999г. была принята Федеральная  целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.2Предусмотрено два этапа исполнения программы государственной поддержки местного самоуправления:

  1. этап (2000—2002 гг.): создание базовых условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

     2. этап (2002—2014 гг.): выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов и существенное повышение жизненного уровня населения.

     В Программе были определены две основные цели:

  1. формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;
  2. содействие эффективной реализации конституционных полномочий ОМСУ.

     Финансирование  программы государственной поддержки  местного самоуправления осуществляется из средств федерального бюджета и, по согласованию, из средств бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций муниципальных образований.

     Таким образом, с учетом роли местного самоуправления в системе властных отношений  Российской Федерации, в экономической, социальной и политической системах российского общества, программы государственной поддержки местного самоуправления призваны способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления проведению реформ на местном уровне и устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований.

     Сотрудничество  через ассоциации и союзы муниципальных  образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно сформулировать и довести до сведения государственных органов общие проблемы. Для государственной власти ассоциация муниципальных образований — это та организация, через которую можно обратиться одновременно ко всем ее членам и выработать согласованную политику в отношении местного самоуправления.

     Объединения создаются не только для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, но и в целях координации и объединения усилий при решении совместных проблем. Соответственно муниципальные образования самостоятельно рассматривают и решают вопрос о необходимости объединения друг с другом и о формах данного объединения. В каждом субъекте образуется совет муниципальных образований. Их организация и деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О некоммерческих организациях». Регистрация советов муниципальных образований будет производиться органами юстиции субъекта. Статус и полномочия объединений муниципальных образований будет определяться учредительными документами, советы муниципальных образований не смогут самостоятельно расширять свою компетенцию или получать полномочия от органов местного самоуправления. В сфере своей компетенции съезд совета муниципальных образований субъекта РФ:

  1. утверждает устав совета муниципальных образований субъекта
  2. определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований;
  3. избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ;
  4. осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.

     Совет муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных  образований и ограничивать ее, призван  осуществлять межмуниципальное сотрудничество на территории субъекта, представлять и защищать интересы муниципальных образований в органах государственной власти субъекта, участвовать в законопроектной работе на региональном уровне, организовывать совместную хозяйственную деятельность, обмениваться опытом и информацией, участвовать в реализации региональных программ и т. п.

     Текущее руководство советом муниципальных  образований осуществляет исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), а контроль за предпринимательской деятельностью — ревизионная комиссия. В случае ликвидации совета муниципальных образований создается ликвидационная комиссия.

     Право законодательной инициативы. Представительный орган любого типа муниципального образования вправе вносить в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проекты новых законов, предложения по совершенствованию норм уже существующих законов, замечания по законопроектам. При принятии законов, затрагивающих интересы местного самоуправления или жителей муниципальных образований, органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить консультации с органами местного самоуправления, учитывать их мнение, В свою очередь, органы местного самоуправления обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов на территории своего муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления и органы государственной власти взаимодействуют между собой в законотворческом процессе.

     Создание  согласительных, координационных, консультационных, совещательных временных и постоянных рабочих групп и комиссий для совместной разработки и реализации планов и программ.

     Таким образом, местное самоуправление и  государственная власть реализуют  свое социальное назначение. Во взаимоотношениях между государственной и муниципальной  властью основная задача государственной  власти заключается в установлении правовых основ организации местного самоуправления. Все остальные виды регулирующего воздействия государственной власти на местное самоуправление являются необязательными. При этом государство не теряет возможности косвенно, путем влияния на других участников социальных взаимоотношений, оказывать свое управляющее воздействие. Чаще всего оно даже более эффективно, чем прямое администрирование.

     Осуществление надзора за законностью деятельности органов и должностных лиц  местного самоуправления. Надзор за соблюдением органами местного самоуправления законодательства осуществляют различные государственные органы, в первую очередь - прокуратура. Надзор за соблюдением органами местного самоуправления законности в отдельных сферах могут осуществлять и другие государственные органы.

     Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями — это исключение какого-либо полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления. Рассмотрим подробнее особенности и проблемы этой формы организации взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. 

 

      Глава 2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 

     2.1 Наделение полномочиями: сущность, формы, принципы 

     В процессе осуществления органами государственной  власти своей деятельности неизбежно  возникает необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном  уровне, чем уровень субъектов  Федерации. Этот вопрос решается путем наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.

     Реализация  органами местного самоуправления полномочий государства имеет под собой  определенные исторические основы. В России органы местного самоуправления всегда исполняли некоторый объем государственных полномочий и государственных обязанностей. Так, к ведению земских учреждений согласно Положению о губернских и уездных земских учреждениях от января 1864г. подлежали раскладка государственных денежных сборов, исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, участие в делах почтовой повинности и другие дела, которые вверялись на основании особых уставов, положений или постановлений.1

     В мировой практике существуют два  основных способа пре доставления  полномочий органам местного самоуправления. Для стран англосаксонской системы  характерен принцип «позитивного регулирования» Данный принцип закрепляет за муниципальными органами право осуществлять лишь те полномочия, которые прямо закрепил закон. Действия, непосредственно не предусмотренные законом, могут быть признаны совершенными с превышением полномочий и отменены. Страны континентального права опираются на противоположный принцип «негативного регулирования», в соответствии с которым местные органы могут осуществлять все действия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции иных органов.

Информация о работе Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями