Проблемы налоговой системы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:42, реферат

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………..……………………………….3
Состояние налоговой системы в СССР……………………………....5
Состояние налоговой системы в 90 –годах……………………….....8
Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…....11
Правовое регулирование налоговой системы РФ……...…………..14
Нестабильность налоговой системы………………………………..17
Заключение…………………………………………………………...….19
Литература…………………………………………………………...……22

Работа состоит из  1 файл

реферат Го.docx

— 40.11 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ 
Федеральное государственное учреждение СПО 
Новочеркасский промышленно –гуманитарный колледж 
(ФГОУ СПО «НПГК»)

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

на тему: «Проблемы налоговой системы в Российской Федерации»

 

 

 

Выполнила :

ст. гр.84.080402

Дегтярь К.А.

Проверил преподаватель :

Ермак А.Н.

 

 

Новочеркасск 2011

Содержание

 

Введение…………………………………..……………………………….3

    1. Состояние налоговой системы в СССР……………………………....5
    2. Состояние налоговой системы в 90 –годах……………………….....8
    3. Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…....11
    4. Правовое регулирование налоговой системы РФ……...…………..14
    5. Нестабильность налоговой системы………………………………..17

Заключение…………………………………………………………...….19

Литература…………………………………………………………...……22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками  в бюджет соответствующего уровня и  государственные внебюджетные фонды  на основании федеральных законов  о налогах и актах законодательных  органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов  местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Адам Смит сформулировал  четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных  в любой системе экономики:

1) Подданные государства  должны участвовать в содержании  правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством  и защитой государства.

2) Налог, который обязывается  уплачивать каждое отдельное  лицо должен быть точно определен  (срок уплаты, способ платежа,  сумма платежа).

3) Каждый налог должен  взиматься тем способом или  в то время, когда плательщику  удобнее всего оплатить его. 

4) Каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал  из кармана народа как можно  меньше сверх того, что он приносит  казне государства.

 Переходя к проблеме  налогов в Российской Федерации,  необходимо отметить, что все  4 принципа находят у нас слабое  отражение. Перестройка экономики привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению большого числа безработных, существенному сокращению государственного сектора. Предстоит преодолевать эти негативные явления.

 В настоящее время  практически всеми признается, что  эффективная реформа налоговой  политики и системы налоговых  органов в стране ключевой  фактор успеха в деле перевода  экономики на рыночные рельсы. Проблема налогов одна из наиболее  сложных в практике осуществления  проводимой в нашей стране  экономической реформы. Пожалуй,  нет сегодня другого аспекта  реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких  же жарких дискуссий и объектом  анализа и противоречивых идей  по реформированию.

С другой стороны, налоговая  система это важнейший элемент  рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических  преобразований в стране. Поэтому  к выдвигающимся предложениям о  серьезной ломке созданной к  настоящему времени налоговой системы  необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную  отдачу от этих преобразований, но и  их влияние на все стороны экономики  и финансов. Естественно, что идеальную  налоговую систему можно создать  только на серьезной теоретической  основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  научный и производственный потенциал. Налоговая система должна органически  влиять на укрепление рыночных начал  в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев  населения.

 

 

 

 

 

 

1 Состояние налоговой системы в СССР

 

Классовый характер марксистского  учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений  в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых  преобразований, по которому пошли  США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

Экономическая мысль о  налогах советского периода сводилась  к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной  России налоговую систему. Налоги перестают  здесь быть экономическим воплощением  существования государства. Государство  в условиях социализма опирается  на всю постоянно растущую в своем  объеме социалистическую собственность  и социалистическое производство, поэтому  оно получает основную часть доходов  от социалистического хозяйства.

Стремление к уничтожению  налогов приняло в 30-е годы характер закономерности. Об этом свидетельствует  принятие Закон СССР "Об отмене налогов  с заработной платы рабочих и  служащих" от 7 мая 1960 г. Согласно Указу  Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. Сроки освобождения рабочих и служащих от налогов  с заработной платы были перенесены, а затем эта идея была вовсе  забыта.

Другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений  продолжались. В 1917 году учреждается  Народный комиссариат финансов (Наркомфин). Начало жесточайшей централизации  финансовых ресурсов, подчинившей впоследствии региональные экономические интересы целям и задачам центрального аппарата власти, было положено принятием  постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. "О республиканских и местных бюджетах". Региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах. Во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.

В 1917 году закончилась эпоха  естественных качественных преобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный  налог на буржуазию и кулачество.

В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардный налог. Вместе с тем  налоги как правовая система перестали  играть главную роль в финансировании государственных потребностей. Эту  роль выполняли контрибуции, эмиссия  денег и продразверстка.

Налоги некоторым образом  начали возрождаться при НЭПе. Экономическая  политика без денежных налогов - парадокс. Идею натурализации налога развили  в работе "О продовольственном  налоге". Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и  реализации сельскохозяйственной продукции. Продналог был значительно меньше продразверстки. В этот период были заложены основы советской финансовой системы.

В 1922 г. был осуществлен  переход к единому натуральному налогу на продукты сельского хозяйства, который исчислялся в единой весовой  мере (пуде).

Кроме того, взимались дополнительные налоги: квартирный, военный и др. В целом налоговая политика, в  то время представлявшая собой политику борьбы за построение нового общества, была сведена к чрезвычайным мерам  по наведению порядка.

Но из-за просчетов в  экономической и финансовой политике, прямого административного диктата  к концу 20-х годов сформировалась громоздкая бюджетная система, в  казну поступило 86 видов платежей. В период НЭПа основным источником доходов государства являлись прямые налоги. В 1921 г. были введены промысловый  налог, которым облагались обороты  частных промышленных и торговых предприятий, а также акцизы на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары.

В 1923 г. был введен подоходный налог с первоначальной ставкой 10 %, затем - 20 % прибыли предприятий. Кроме этого налога предприятия  после утверждения годового отчета перечисляли в бюджет дифференцированную процентную долю отчислений от прибыли.

В 1930 году основным законодательным  актом - постановлением ЦИК и СНК  от 2 сентября 1930 года "О налоговой  реформе" были проведены кардинальные преобразования состава и структуры  платежей, поступающих в государственное  пользование. В 1931 году принимается  еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. Два обязательных платежа государственных предприятий  и организаций - налог с оборота  и отчисления от прибыли - стали основными  платежами в бюджет.

После преобразования системы  платежей государственных предприятий  и колхозно-кооперативного сектора  были начаты изменения налогов с  населения. Подоходный налог с граждан  вобрал в себя некоторые другие налоги с населения, а часть таких  налогов была отменена.

С 1931 года стали вводиться  повсеместные сборы на культурно-хозяйственное  и жилищное строительство, преобразованное  в 1933 году в культжилсбор. Доход государства  формировался не за счёт налогов, а  за счёт прямых изъятий валового национального  продукта, производимого на основе государственной монополии.

Дальнейшая трансформация  налогов была связана с Великой  Отечественной Войной. В 1941 г. был  введён военный налог (отменён в1946г.), в том же году для поддержки  одиноких матерей был введён налог  на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов бюджета в1954г.

Система нормативных платежей предприятий и отчасти граждан  в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой  системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и  объем государственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачева  приступило к созданию концепции  налоговой системы РСФСР. Эта  концепция была модифицирована в 1991 году в налоговую систему РФ. Общий  состав платежей в бюджет государства, взятый как прототип при формировании структуры налоговой системы  на начало 90-х годов.

Конец 1980-х годов можно  назвать периодом возрождения налоговой  систе-мы в России. Налоговая политика вновь становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения.

Основной вывод, который  следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный  крен налогов к их неналоговым  формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального  продукта, производимого на основе государственной монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Состояние налоговой  системы в  90 – х годах

 

14 июля 1990 г. был принят  Закон СССР «О налогах с  предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный  акт, регулирующий многие налоговые  правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются  Законы «Об основах налоговой  системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные  акты составили фундамент налоговой  системы России.

Период с 1990 по 1998 гг. можно  назвать не периодом демократических  преобразований, а хождением по кругу. Потому что за это время так  и не были окончательно определены социально-политический статус государства  и стратегия экономики.

Для переходной экономики  России поразительно характерен тезис  о причинах, которые увеличивают  и делают более тягостными различные  виды государственных расходов (нежелание  населения оплачивать государственные  расходы, которое проистекает от убеждения, что проволочкой и  сопротивлением можно вовсе избавиться от их оплаты; подозрение, что обложение  слишком велико или что собранные  суммы расхищаются или неправильно  расходуются или же что они  неравномерно взимаются и распределяются). В демократических странах расходование общественных фондов и средств государственного бюджета находится под жестким  контролем и имеет характер строго целевых назначений. Поэтому сопротивление  налогам там не является массовым явлением. Следовательно, избавившись  от причин, порождающих сопротивление  налогам, мы приблизим состояние  своей налоговой системы к  уровню цивилизованных государств.

Информация о работе Проблемы налоговой системы в Российской Федерации