Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:42, реферат
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение…………………………………..……………………………….3
Состояние налоговой системы в СССР……………………………....5
Состояние налоговой системы в 90 –годах……………………….....8
Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…....11
Правовое регулирование налоговой системы РФ……...…………..14
Нестабильность налоговой системы………………………………..17
Заключение…………………………………………………………...….19
Литература…………………………………………………………...……22
Системная оценка содержания и целей российских реформ за последнее десятилетие выявляет их главный недостаток – отсутствие последовательности, комплексности в проводимых преобразованиях, а также их излишняя ориентация на западные ценности. За отсчет была принята модель рыночной демократии.
Смысл этой модели заключается
в том, что под реформой подразумевается
переход к рыночной демократии посредством
либерализации цен, приватизации государственной
собственности и стабильной национальной
валюты. Все эти процессы в России
были проведены, однако они привели
к прямо противоположным
В целях проведения эффективной
социально-экономической
С 1992 г. в РФ начинают свой отсчет текущие налоговые модификации российской системы налоговых отношений.
Важнейшим событием явилось рассмотрение и принятие Федеральным Собранием РФ второй части Налогового кодекса РФ, которая реально позволило внести существенные изменения в налоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политику хозяйствующих субъектов
Согласно Федеральному закону «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах» с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 «Налог на добавленную стоимость», гл.22 «Акцизы», гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.24 «Единый социальный налог (взнос)».
Одновременно установлено, что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.
Определена система четких
и носящих всеобщий характер стандартных,
социальных, имущественных и
В процессе формирования налоговой системы в России налог с оборота, налог с продаж были заменены на НДС и акцизы, также был модернизирован действовавший налог на прибыль, введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды, расширился круг обязательных платежей предприятий.
С 1 января 1992 года в
России стала действовать
Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, в том числе и в России, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.
Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.
3 Анализ действующей налоговой системы
Действующая в России налоговая
система вызывает множество нареканий
со стороны предпринимателей, экономистов,
депутатов, государственных чиновников,
журналистов и рядовых
К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран. Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики. И все-таки на некоторых аспектах хотелось бы еще остановиться. В чем сходится большинство критиков, так это в требованиях снижения налогового бремени. В известной мере они правы. Но лишь отчасти. Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения. Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. Как уже отмечалось, часто можно слышать жалобы на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно. Без острой необходимости часто вводится большое количество частичных изменений и, что хуже всего, нередко задним числом. Налоговая реформа, следуя общему ходу всей экономической реформы, является неотъемлемым ее звеном. К тому же финансовая ситуация в стране продолжает оставаться сложной. Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Все это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство.
4 Правовое регулирование налоговой системы РФ
Сегодня по сути у нас
сложилась едва ли не тупиковая ситуация.
С одной стороны, мало кто знает,
как правильно платить налоги.
С другой -- мало кто понимает, как
эти налоги взимать. Усилия Государственной
налоговой службы по развитию налогового
законодательства и по его пропаганде
среди налоговых инспекторов
и налогоплательщиков, видимо, можно
признать героическими. Между тем, налоговый
механизм весьма непрост, даже если отвлечься
от специфических особенностей переживаемых
нашей страной реформ. Об этом свидетельствует
и мировой опыт. Первая группа проблем
- это совершенствование
Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально- техническим возможностям. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа. Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.
Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы. Прошедшие годы показали, что число лиц, имеющих доходы, подлежащие декларированию, и сумма подоходного налога, уплаченная ими, растёт. Однако далеко не каждый гражданин считает уплату налогов долгом чести и своей конституционной обязанностью. Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.
5 Нестабильность налоговой системы России
В настоящее время
Дело в том, что 90-е годы
является периодом возрождения и
становления налоговой системы
России. Система налогов, введенная
в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована
к рыночным отношениям, не учитывала
новых явлений и тенденций, практически
она устарела уже к моменту
начала своего функционирования. Дело
в том, что в условиях перехода
к рынку применялись старые понятия
о налогах. Вносимые в курс экономической
реформы уточнения и дополнения
неизбежно отражаются на необходимости
корректирования отдельных
Информация о работе Проблемы налоговой системы в Российской Федерации