Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение……………...………………………………………………………...….4
1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10
2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23
3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………..….30

Работа состоит из  1 файл

курсовая на печать испр.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

    Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос населения, хотя и количественно, и качественно  он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения. Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д. В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной. [19, c.274].

    Абсолютная  бедность – состояние, при котором  индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности  в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

    Относительная бедность – невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

    Субъективная  бедность – базируется на оценках  собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.

    1.3 Характеристика социальной  справедливости

    Социальная  справедливость способствует эффективности  воздействия экономического роста  на сокращение бедности.

    Социальная  справедливость, определяемая как равенство возможностей людей, должна стать неотъемлемой частью успешной стратегии сокращения бедности в любой точке развивающегося мира, говорится в годовом Отчете Всемирного банка «Мировое развитие: 2006 г.». “Социальная справедливость дополняет стремление к долгосрочному процветанию”, - заявил Франсуа Бугиньон, главный экономист и старший Вице-президент по вопросам экономики развития, который возглавил группу специалистов по подготовке отчета. “При наличии в обществе большей справедливости эффект в борьбе с бедностью удваивается. Социальная справедливость способствует устойчивому общему развитию и предоставляет более широкие возможности наиболее бедным слоям общества”.

    Политика, направленная на обеспечение принципов  социальной справедливости, может существенно сократить неравенство. Задачей, при этом, скорее является не обеспечение равенства доходов, а расширение доступа беднейших слоев населения к услугам здравоохранения, образования, рынкам труда и капитала, а также, предоставление гарантированных прав на землю. Что особенно важно, социальная справедливость предполагает большее равенство в том, что касается доступности политических свобод и политической власти. Она также подразумевает ломку стереотипов и уничтожение дискриминации, повышение доступа к системе правосудия и благам инфраструктуры [2, c.148].

    Для повышения уровня социальной справедливости в развивающихся странах необходима, в частности, политика, искореняющая хроническое неравенство возможностей путем выравнивания условий игры на экономическом и политическом поле. Проведение такой политики также повышает эффективность экономики, и нивелирует недостатки рыночной экономики. Проведение подобной политики основывается на следующих принципах:

    • Инвестиции в человека путем расширения доступа к качественным услугам здравоохранения и образования, а также путем формирования системы социальных гарантий для наиболее уязвимых групп населения;

    • Расширение возможностей доступа к  правосудию, земле и экономической  инфраструктуре, включая дороги, электроэнергию, водоснабжение, канализацию и телекоммуникации;

    • Поощрение принципов справедливости на рынках финансов, труда и товаров, с тем, чтобы люди с низким уровнем  доходов имели бы больше возможностей получить кредит и работу, а не подвергались бы дискриминации.

    Обращая внимание на отрицательные последствия  крайнего неравенства нужно делать четкое различие между равенством и социальной справедливостью. Социальная справедливость, не то же, что равенство в доходах, или в состоянии здоровья, или в каком-либо ином конкретном следствии жизненной деятельности. Скорее это поиск ситуации, в которой возможности равны, то есть, где личные усилия, предпочтения и инициатива, а не происхождение, принадлежность к касте, расе или полу, формируют различия между экономическими достижениями людей [4, c.152].

    Таким образом преобладание элиты в институциональных структурах подрывает социальную справедливость. Социальная справедливость и процветание идут рука об руку, и приводятся примеры стран, где высокий уровень экономического и политического неравенства ведет к существованию экономических институтов и социальных схем, которые постоянно действуют в интересах тех, кто имеет больше влияния. Такие институты подрывают потенциал роста и снижения уровня бедности в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

Анализ  проблемы неравенства  доходов, бедности и  социальной справедливости в РБ

     2.1 Уровень и качество жизни в РБ

    Главной целью социальной политики Республики Беларусь в долгосрочной перспективе  является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. Для реализации этой цели основными направлениями социальной политики в Республике Беларусь должны являться:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
  • повышение уровня пенсионного обеспечения, повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания [10 c.385].

    Приоритетной  задачей национальной экономики  Республики Беларусь является необходимость приближения по уровню и качеству жизни населения нашей страны к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.В соответствии с социально-экономическим курсом Главы государства, Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг. социальная политика нашего государства имеет яркую направленность на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения [20, c.324].

    Рост  денежных доходов населения и  заработной платы в Республике Беларусь рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего  потребительского спроса. В 2000 – 2004 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Приоритетными направлениями политики нашей страны, в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников, как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности [13, c.284].

    Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:

  • обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
  • формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
  • поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
  • совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
  • регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
  • развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
  • усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.

    Минимальная заработная плата является минимальным  социальным стандартом в области  оплаты труда. Дальнейшее ее повышение в Республике Беларусь следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 – 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.

    Борьба  с бедностью является важнейшим  приоритетом социальной политики. Для  устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в республике уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. [9, c.284]

    С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г.

    Пенсионное  обеспечение – важнейшее направление  социальной политики. На нынешнем этапе  развития национальная пенсионная система  Республики Беларусь столкнулась с  целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие в Республике Беларусь необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков [12, c.275].

    В области организации системы  социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска  для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений. Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи В ближайший период в республике предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения.

Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование