Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.
Введение……………...………………………………………………………...….4
1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10
2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23
3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………..….30
Рост реальных денежных доходов населения в 2006-2008 годах (147,3 процента при задании по программе 124,8-128,9 процента) способствовал повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2008 году темп роста розничного товарооборота составил 162,4 процента к уровню 2005 года (по программе – 130,7-134,9 процента), реализация платных услуг населению – 138,9 процента (128,3-131,9 процента) [20,c.281].
Одним
из важнейших направлений
Таким
образом, положительная динамика социально-экономического
развития страны за 2006-2008 годы позволила
достичь значительных результатов по
выполнению Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы. Для ее успешного завершения государство
должно предоставить каждому трудоспособному
человеку условия, позволяющие ему собственным
трудом и предприимчивостью обеспечить
свое благосостояние и благосостояние
своей семьи и полностью выполнить социальные
обязательства перед инвалидами, многодетными
семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными
слоями населения.
ГЛАВА 3
Пути
решения проблемы неравенства
Доходов, бедности
и социальной справедливости
Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система прогнозирования и программирования в целом оправдывает себя. Повысилась ее научная обоснованность, системность, согласованность, непрерывность и сбалансированность. Постепенно улучшаются качественные характеристики государственного регулирования. Больше внимания уделяется глубокой проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития народного хозяйства, подготовке и реализации государственных социально-экономических программ [15, c.347].
Вместе с тем уже сейчас очевидна необходимость дальнейшего совершенствования отдельных элементов этой системы. В первую очередь требует улучшения качество проведения поискового прогноза, содержанием которого является определение всесторонне возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, что требует более широкого проведения научно-исследовательских работ по проблемам макроэкономического моделирования.
Также при государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития Республики Беларусь должен делаться основной упор на необходимость:
Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет цель создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения.
В социальной политики Беларуси можно выделить следующие изменения:
- распределение социальной составляющей между основными
экономическими субъектами: государством, нанимателями и населением;
- поддержание
минимальной дифференциации
различных отраслей экономики;
- введение
института негосударственных
- отказ
от социальных льгот и переход
к адресному назначению
помощи на основе единых критериев и ужесточения критерия оценки
нуждаемости (проведение обследования материально-бытовых условий
жизни заявителя с целью оценки нуждаемости);
- поддержание минимума социальных гарантий для населения через систему
государственных минимальных социальных стандартов.
Целью уменьшения дифференциации доходов общества является образования некоего "среднего класса" как приспособления общества -большинства населения - к рыночным условиям.
Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков общества, определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикальном изменении политического курса.
Заработная плата в условиях экономической трансформации перестала
выполнять воспроизводственную, стимулирующую и регулирующую
функции, стала играть роль социального вспомоществования и значительно
оторвалась от сферы непосредственно трудовых отношений. В контексте же
социальной политики заработная плата должна стимулировать опору на
собственные силы и способствовать сокращению бедности. Ни одну из этих
функций она в республике полностью не выполняет.
По
итогам социально-экономического развития
страны в 2006-2008 годах достигнуто большинство
из предусмотренных Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы основных показателей, что создает
объективные предпосылки для уверенности
в её успешном завершении.
Заключение
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Все
функции государства можно
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.
Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.
Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.
Преобладание элиты в институциональных структурах подрывает социальную справедливость. Социальная справедливость и процветание идут рука об руку, и приводятся примеры стран, где высокий уровень экономического и политического неравенства ведет к существованию экономических институтов и социальных схем, которые постоянно действуют в интересах тех, кто имеет больше влияния. Такие институты подрывают потенциал роста и снижения уровня бедности в стране.
Положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Для ее успешного завершения государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.