Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение……………...………………………………………………………...….4
1. Общая характеристика бедности и социальной справедливости.….….........6
1.1 Доходы: понятие и виды.…….………..…………………….….….........6
1.2 Бедность: понятие, предпосылки возникновения……………………..7
1.3 Характеристика социальной справедливости………………………...10
2. Анализ проблемы неравенства доходов, бедности и социальной
справедливости в РБ……………………………………………………….……13
2.1 Уровень и качество жизни в РБ…………………………………..…...13
2.2 Динамика уровня доходов населения и характеристика проблемы их распределения…………………………..………………………….……….17
2.3 Государственная политика перераспределения доходов в РБ………20
2.4 Обеспечение социальной справедливости в РБ…..…………...…......23
3. Пути решения проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости……………………...……………………………………….…….........26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………………………..….30

Работа состоит из  1 файл

курсовая на печать испр.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

    Рост  реальных денежных доходов населения  в 2006-2008 годах (147,3 процента при задании  по программе 124,8-128,9 процента) способствовал  повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2008 году темп роста розничного товарооборота составил 162,4 процента к уровню 2005 года (по программе – 130,7-134,9 процента), реализация платных услуг населению – 138,9 процента (128,3-131,9 процента) [20,c.281].

    Одним из важнейших направлений бюджетной  политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого  для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Программой предусмотрен дефицит республиканского бюджета не выше 1,5 процента к ВВП. По предварительным данным в 2008 году сложился профицит республиканского бюджета на уровне 0,8 процента к ВВП. В то же время, по отдельным показателям запланированные на 2006-2008 годы количественные значения недовыполнены, что связано с действием ряда объективных факторов и ограничений.

    Таким образом, положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила  достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Для ее успешного завершения государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения. 
 
 
 

    ГЛАВА 3

Пути  решения проблемы неравенства Доходов,  бедности и социальной справедливости 

    Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система прогнозирования  и программирования в целом оправдывает  себя. Повысилась ее научная обоснованность, системность, согласованность, непрерывность и сбалансированность. Постепенно улучшаются качественные характеристики государственного регулирования. Больше внимания уделяется глубокой проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития народного хозяйства, подготовке и реализации государственных социально-экономических программ [15, c.347].

    Вместе  с тем уже сейчас очевидна необходимость  дальнейшего совершенствования  отдельных элементов этой системы. В первую очередь требует улучшения  качество проведения поискового прогноза, содержанием которого является определение всесторонне возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, что требует более широкого проведения научно-исследовательских работ по проблемам макроэкономического моделирования.

    Также при государственном прогнозировании и программировании социально-экономического развития Республики Беларусь должен делаться основной упор на необходимость:

  • комплексности и системности разработок, охватывающих совокупность народнохозяйственных комплексов, отраслей экономики и административно-территориальных единиц, их непрерывности и последовательности;
  • единства методических подходов и информационного обеспечения всей системы прогнозов социально-экономического развития;
  • приоритета научной обоснованности, предусматривающей постоянное проведение специальных исследований научно-исследовательскими организациями;
  • систематического уточнения и корректировки прогнозов социально-экономического развития с выявлением причин отклонения от намеченных параметров;
  • сочетания инерционного и целевого (нормативного) подходов к определению перспективных показателей, вариантности прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь;
  • широкого участия в государственном прогнозировании и программировании представителей государственных органов, местных органов власти и управления, объединений, ассоциаций, союзов предпринимателей и арендаторов, профсоюзов и других.

    Экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет цель создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения.

    В социальной политики Беларуси можно  выделить следующие изменения:

- распределение  социальной составляющей между  основными

экономическими  субъектами: государством, нанимателями и населением;

- поддержание  минимальной дифференциации доходов  между работниками

различных отраслей экономики;

- введение  института негосударственных платных  услуг в социальной сфере;

- отказ  от социальных льгот и переход  к адресному назначению социальной

помощи  на основе единых критериев и ужесточения  критерия оценки

нуждаемости (проведение обследования материально-бытовых  условий

жизни заявителя с целью оценки нуждаемости);

- поддержание  минимума социальных гарантий  для населения через систему

государственных минимальных социальных стандартов.

     Целью уменьшения дифференциации доходов общества является  образования  некоего "среднего класса" как приспособления общества -большинства населения  -  к рыночным условиям.

         Наличие, рост  среднего  класса  в  любой  стране  рассматриваются  как свидетельство эффективности проводимых преобразований, как  критерий  того, что  реформы  идут  в  правильном  направлении  и  приобретают  необратимый характер.  Большой  удельный  вес  среднего  класса  в  системе  социальной стратификации  является   одним   из   существенных   признаков   общества, определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то  же  время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ  служит  аргументом  для  тех,  кто настаивает на радикальном изменении политического курса.

     Заработная плата в условиях экономической трансформации перестала

выполнять воспроизводственную, стимулирующую  и регулирующую

функции, стала играть роль социального вспомоществования  и значительно

оторвалась  от сферы непосредственно трудовых отношений. В контексте же

социальной  политики заработная плата должна стимулировать  опору на

собственные силы и способствовать сокращению бедности. Ни одну из этих

функций она в республике полностью не выполняет.

    По  итогам социально-экономического развития страны в 2006-2008 годах достигнуто большинство из предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основных показателей, что создает объективные предпосылки для уверенности в её успешном завершении. 
 
 

                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

    Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

    Все функции государства можно условно  объединить в две группы.

    Первая  группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

    Вторая  группа функций государства связана  с усилением и развитием самой  экономической системы.

    Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

    Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

    Преобладание элиты в институциональных структурах подрывает социальную справедливость. Социальная справедливость и процветание идут рука об руку, и приводятся примеры стран, где высокий уровень экономического и политического неравенства ведет к существованию экономических институтов и социальных схем, которые постоянно действуют в интересах тех, кто имеет больше влияния. Такие институты подрывают потенциал роста и снижения уровня бедности в стране.

     Положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2008 годы позволила достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Для ее успешного завершения государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения.

               

Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование