Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение и сравнение степени неравенства доходов населения Беларуси, России и Украины.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1 выявить причины неравенства доходов населения;
2 изучить такие показатели неравенства доходов населения, как кривая Лоренца и коэффициент Джини;
3 построить кривые Лоренца и рассчитать коэффициент Джини для Беларуси, России и Украины на основе данных о среднедушевом доходе населения;
4 сравнить полученные данные.
Введение.........................................................................................................31
Проблема неравенства доходов.................................................................4
1.1 Распределение дохода: сущность, виды, причины неравенства.......4
1.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини.............................................52
Кривая Лоренца и коэффициент Джини: Беларусь, Украина, Россия....6
2.1 Кривая Лоренца и коэффициент Джини для Беларуси....................6
2.2 Кривая Лоренца и коэффициент Джини для Украины.....................10
2.3 Кривая Лоренца и коэффициент Джини для России........................12Заключение.....................................................................................................15
Список использованных источников...........................................................16
ÊÓÐÑÎÂÀß
ÐÀÁÎÒÀ
ïî äèñöèïëèíå: Ìàêðîýêîíîìèêà
íà òåìó:
Ïðîáëåìû íåðàâåíñòâà.
Êðèâàÿ Ëîðåíöà äëÿ
Áåëàðóñè
ÌÈÍÑÊ 2010
ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ
Ââåäåíèå....................
ÂÂÅÄÅÍÈÅ
Ðàñïðåäåëåíèå, íà ðÿäó ñ ïðîèçâîäñòâîì, îáìåíîì è ïîòðåáëåíèåì áëàã, ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ôàç ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Èçó÷àÿ ïðèíöèïû è ðåçóëüòàòû ðàñïðåäåëåíèÿ ìû ðåøàåì îäíó èç ôóíäàìåíòàëüíûõ ïðîáëåì ýêîíîìèêè êîìó äîñòàíóòñÿ ðåçóëüòàòû ïðîèçâîäñòâà, êòî è ñêîëüêî â èòîãå ïîëó÷èò.
Îïûò ïðèìåíåíèÿ íà ïðàêòèêå ðûíî÷íîãî ìåõàíèçìà, îðèåíòèðîâàííîãî ïðåæäå âñåãî íà äîñòèæåíèå ýêîíîìè÷åñêîé ýôôåêòèâíîñòè è ðàöèîíàëüíîãî ðàñïðåäåëåíèÿ îãðàíè÷åííûõ ðåñóðñîâ, ïîêàçàë íåñïîñîáíîñòü ðûíêà ñïðàâåäëèâî ðàñïðåäåëÿòü äîõîäû, ÷òî â ñâîþ î÷åðåäü ïðèâîäèò ê ñîöèàëüíîìó íåðàâåíñòâó.
Öåëüþ äàííîé êóðñîâîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ îïðåäåëåíèå è ñðàâíåíèå ñòåïåíè íåðàâåíñòâà äîõîäîâ íàñåëåíèÿ Áåëàðóñè, Ðîññèè è Óêðàèíû.
Äëÿ äîñòèæåíèÿ óêàçàííîé öåëè ïîñòàâëåíû ñëåäóþùèå çàäà÷è:
ÏÐÎÁËÅÌÀ ÍÅÐÀÂÅÍÑÒÂÀ ÄÎÕÎÄÎÂ
1.1 Ðàñïðåäåëåíèå äîõîäà: ñóùíîñòü, âèäû, ïðè÷èíû íåðàâåíñòâà
Ðàñïðåäåëåíèå äîõîäà ýòî ðàçäåë ýêîíîìè÷åñêîé íàóêè, èçó÷àþùèé:
 ýêîíîìè÷åñêîé íàóêå âûäåëÿþò äâà âèäà ðàñïðåäåëåíèÿ äîõîäîâ - ëè÷íîå è ôóíêöèîíàëüíîå ðàñïðåäåëåíèå.
Ìàêðîýêîíîìèêà èçó÷àåò ëè÷íîå ðàñïðåäåëåíèå äîõîäîâ, ïðåäñòàâëÿþùåå ñîáîé ñïîñîá ðàñïðåäåëåíèÿ ïîëó÷àåìîãî â ñòðàíå ëè÷íîãî äîõîäà èëè äîõîäà ïîñëå óïëàòû íàëîãîâ ìåæäó ðàçëè÷íûìè êàòåãîðèÿìè äîõîäîïîëó÷àòåëåé èëè äîìîõîçÿéñòâ.
 ðûíî÷íîé ýêîíîìèêå îñíîâíûìè èñòî÷íèêàìè ëè÷íûõ äîõîäîâ ÿâëÿþòñÿ:
1) òðóäîâàÿ äåÿòåëüíîñòü ïåðñîíàëà, ðàáîòàþùåãî ïî íàéìó, è ëèö ñâîáîäíûõ ïðîôåññèé;
2) ïðåäïðèíèìàòåëüñêàÿ äåÿòåëüíîñòü;
3) ñîáñòâåííîñòü;
4) ñðåäñòâà ãîñóäàðñòâà è ïðåäïðèÿòèé, ðàñïðåäåëåííûå â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðèíàäëåæíîñòüþ ê îïðåäåëåííîé ñîöèàëüíîé ãðóïïå è êàòåãîðèè ïåðñîíàëà;
5) ëè÷íûå ïîäñîáíûå õîçÿéñòâà .
Ïåðâîìó èç óêàçàííûõ èñòî÷íèêîâ ñîîòâåòñòâóåò äîõîä â âèäå çàðàáîòíîé ïëàòû è ãîíîðàðà; âòîðîìó ïðåäïðèíèìàòåëüñêàÿ ïðèáûëü; òðåòüåìó äèâèäåíäû è ïðîöåíòû íà êàïèòàë; ÷åòâåðòîìó òðàíñôåðòíûå ïëàòåæè (ïåíñèè, ïîñîáèÿ, ñòèïåíäèè), óñëóãè ïðåäïðèÿòèÿ ñâîèì ðàáîòíèêàì â âèäå ìåäèöèíñêîãî îáñëóæèâàíèÿ, ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè; ïÿòîìó ïðîäóêòû, âîçìîæíîñòè äëÿ îòäûõà, äåíåæíûå ñðåäñòâà îò âåäåíèÿ ëè÷íîãî ïîäñîáíîãî õîçÿéñòâà.
Ëè÷íîå ðàñïðåäåëåíèå äîõîäîâ îòëè÷àåòñÿ çíà÷èòåëüíîé íåðàâíîìåðíîñòüþ. Âñå ìíîãîîáðàçèå ôàêòîðîâ, âëèÿþùèõ íà äèôôåðåíöèàöèþ äîõîäîâ, ìîæíî óñëîâíî ðàçäåëèòü íà çàâèñÿùèå è íå çàâèñÿùèå îò ëè÷íûõ óñèëèé äîõîäîïîëó÷àòåëåé. Ñðåäè ïðè÷èí íåðàâíîìåðíîñòè ðàñïðåäåëåíèÿ äîõîäîâ âûäåëÿþò: ðàçëè÷èÿ â ñïîñîáíîñòÿõ (ôèçè÷åñêèõ è èíòåëëåêòóàëüíûõ), ðàçëè÷èÿ â îáðàçîâàíèè è êâàëèôèêàöèè, òðóäîëþáèè è ìîòèâàöèè, ïðîôåññèîíàëüíóþ èíèöèàòèâíîñòü è ñêëîííîñòü ê ðèñêó, ïðîèñõîæäåíèå, ðàçìåð è ñîñòàâ ñåìüè, âëàäåíèå ñîáñòâåííîñòüþ, óäà÷ó, âåçåíèå è äèñêðèìèíàöèþ.
Îäíèì
èç ñïîñîáîâ èçìåðåíèÿ íåðàâåíñòâà â ðàñïðåäåëåíèè
äîõîäîâ ÿâëÿåòñÿ îöåíêà ñ òî÷êè çðåíèÿ
ñòàòèñòè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, íàèáîëåå
ðàñïðîñòðàíåííûé èç òàêèõ ñïîñîáîâ -
êðèâàÿ Ëîðåíöà.
1.2 Êðèâàÿ Ëîðåíöà. Êîýôôèöèåíò Äæèíè
Àíàëèç ðàñïðåäåëåíèÿ äîõîäîâ íàñåëåíèÿ ñ ïîìîùüþ êðèâîé Ëîðåíöà ñîñòîèò â ðàñ÷åòå òàê íàçûâàåìûõ íàêîïëåííûõ, èëè êóìóëÿòèâíûõ, ÷àñòîò (äîëåé) è ïîñòðîåíèè êóìóëÿòèâíîé êðèâîé.
×òîáû ïîñòðîèòü òàêóþ êðèâóþ, ïî îñè àáñöèññ îòêëàäûâàþò äîëþ âñåãî íàñåëåíèÿ, ðàñïîëàãàþùèõ îïðåäåëåííûì óðîâíåì äîõîäà, à ïî îñè îðäèíàò äîëþ ñîâîêóïíîãî äîõîäà, ïðèõîäÿùåãîñÿ íà ñîîòâåòñòâóþùóþ ÷àñòü íàñåëåíèÿ (èëè ÷àñòü ñåìåé). Ñîåäèíåíèå äîëåé äîõîäà è ñåìåé â îáùåì äîõîäå äëÿ ðàçëè÷íîãî ïðîöåíòà íàñåëåíèÿ äàåò êðèâóþ Ëîðåíöà, îòðàæàþùóþ ôàêòè÷åñêîå ðàñïðåäåëåíèå ïîëó÷åííîãî äîõîäà ìåæäó îòäåëüíûìè ãðóïïàìè ëþäåé. Êàæäàÿ òî÷êà íà êðèâîé Ëîðåíöà ñîîòâåòñòâóåò óòâåðæäåíèþ â ðîäå ?20 ñàìûõ áåäíûõ ïðîöåíòîâ íàñåëåíèÿ ïîëó÷àþò âñåãî 7% äîõîäà?.
 ñëó÷àå ðàâíîãî ðàñïðåäåëåíèÿ êàæäàÿ ãðóïïà íàñåëåíèÿ èìååò äîõîä, ïðîïîðöèîíàëüíûé ñâîåé ÷èñëåííîñòè. Òàêîé ñëó÷àé îïèñûâàåòñÿ êðèâîé ðàâåíñòâà, ÿâëÿþùåéñÿ ïðÿìîé, ñîåäèíÿþùåé íà÷àëî êîîðäèíàò è òî÷êó (100%;100%). Ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ êðèâîé Ëîðåíöà îò êðèâîé ðàâåíñòâà õàðàêòåðèçóåò íåðàâåíñòâî äîõîäîâ. ×åì äàëüøå êðèâàÿ îò ëèíèè ïîëíîãî ðàâåíñòâà, òåì áîëüøå íåðàâåíñòâî.  ñëó÷àå ïîëíîãî íåðàâåíñòâà (êîãäà ëèøü îäèí ÷ëåí îáùåñòâà èìååò äîõîä) êðèâàÿ ñíà÷àëà ?ïðèëèïàåò? ê îñè àáñöèññ, à ïîòîì èç òî÷êè (100%;0%) ?âçìûâàåò? ê òî÷êå (100%;100%).
Íà ðèñóíêå 1 êðèâàÿ ðàâåíñòâà èçîáðàæåíà êðàñíûì öâåòîì, ñëó÷àé ïîëíîãî íåðàâåíñòâà æåëòûì öâåòîì, à êðèâàÿ Ëîðåíöà (ôàêòè÷åñêîå ðàñïðåäåëåíèå) ñèíèì öâåòîì.
Ðèñóíîê 1 Êðèâàÿ Ëîðåíöà
Ïðèìå÷àíèå Èñòî÷íèê: ñîáñòâåííàÿ ðàçðàáîòêà
Íåðàâåíñòâî äîõîäîâ (ñòåïåíü îòêëîíåíèÿ êðèâîé Ëîðåíöà îò êðèâîé ðàâåíñòâà) ìîæíî èçìåðèòü ÷åðåç îòíîøåíèå ïëîùàäè ôèãóðû, îáðàçîâàííîé êðèâîé Ëîðåíöà è êðèâîé ðàâåíñòâà, ê ïëîùàäè òðåóãîëüíèêà, îáðàçîâàííîãî êðèâûìè ðàâåíñòâà è íåðàâåíñòâà êîýôôèöèåíò Äæèíè. Îí ìîæåò ïðèíèìàòü çíà÷åíèÿ îò 0 (ïîëíîå ðàâåíñòâî) äî 1 (ïîëíîå íåðàâåíñòâî).
ÊÐÈÂÀß
ËÎÐÅÍÖÀ È ÊÎÝÔÔÈÖÈÅÍÒ
ÄÆÈÍÈ: ÁÅËÀÐÓÑÜ, ÓÊÐÀÈÍÀ,
ÐÎÑÑÈß
2.1 Êðèâàÿ Ëîðåíöà è êîýôôèöèåíò Äæèííè äëÿ Áåëàðóñè
Äëÿ òîãî ÷òîáû ïîñòðîèòü êðèâóþ Ëîðåíöà äëÿ Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü âîñïîëüçóåìñÿ äàííûìè Íàöèîíàëüíîãî ñòàòèñòè÷åñêîãî êîìèòåòà Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü î ðàñïðåäåëåíèå íàñåëåíèÿ ïî óðîâíþ ñðåäíåäóøåâûõ ðàñïîëàãàåìûõ ðåñóðñîâ ïî ðåñïóáëèêå è îáëàñòÿì â III êâàðòàëå 2010 ãîäà, ïðèâåäåííûìè â òàáëèöå 1.
Òàáëèöà
1 Ðàñïðåäåëåíèå íàñåëåíèÿ ïî óðîâíþ
ñðåäíåäóøåâûõ ðàñïîëàãàåìûõ ðåñóðñîâ
ïî ðåñïóáëèêå â III êâàðòàëå 2010 ãîäà.
Âñåãî ïî ðåñïóáëèêåâñå íàñåëåíèå100â òîì ÷èñëå ñ óðîâíåì ñðåäíåäóøåâûõ ðàñïîëàãàåìûõ ðåñóðñîâ, òûñ. áåë. ðóáëåé â ìåñÿö: äî 250,0 2250,1 500,026,7500,1 750, 033,5750,1 1000,018,6áîëåå 1000,019,2
Ïðèìå÷àíèå Èñòî÷íèê: [5]
Êàê óæå áûëî óñòàíîâëåíî â ïðåäûäóùåé ãëàâå, äëÿ ïîñòðîåíèÿ êðèâîé Ëîðåíöà è ðàñ÷åòà êîýôôèöèåíòà Äæèíè íåîáõîäèìû äàííûå î äîëå äîõîäà êàæäîé ãðóïïû íàñåëåíèÿ â ñîâîêóïíîì äîõîäå. Ýòè äàííûå â òàáëèöå 1 îòñóòñòâóþò. ×òîáû ïîëó÷èòü íåêîòîðîå ïðèáëèæåíèå ê òàêîìó ðàñïðåäåëåíèþ, âîñïîëüçóåìñÿ ñëåäóþùèì ïðèåìîì:
Îïðåäåëèì ñðåäíèå äîõîäû êàê ñðåäíåå àðèôìåòè÷åñêîå íà÷àëà è êîíöà êàæäîãî èíòåðâàëà, ïðèâåäåííîãî â 1 ñòîëáöå òàáëèöû 1.
Èíòåðâàë ? 1: (100+250):2=175 (òûñ. áåë. ðóá). Çà íà÷àëî èíòåðâàëà áåðåòñÿ óðîâåíü ñðåäíåäóøåâûõ äîõîäîâ â 100 òûñ. áåë. ðóá.
Èíòåðâàë ? 2: (250+500):2=375 (òûñ. áåë. ðóá).
Èíòåðâàë ? 3: (500+750):2=625 (òûñ. áåë. ðóá).
Èíòåðâàë ? 4: (750+1000):2=875 (òûñ. áåë. ðóá).
Èíòåðâàë ? 5: (1000+1250):2=1125 (òûñ. áåë. ðóá). Çà êîíåö èíòåðâàëà áåðåòñÿ óðîâåíü ñðåäíåäóøåâûõ äîõîäîâ â 1250 òûñ. áåë. ðóá.
Äàëåå ðàññ÷èòàåì ïðîöåíòíûå ÷èñëà ãðóïïîâûõ äîõîäîâ. Íàïîìíèì, ÷òî äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî óìíîæèòü ñðåäíèå äîõîäû íà óäåëüíûå âåñà íàñåëåíèÿ, ïðèâåäåííûå âî 2 ñòîëáöå òàáëèöû 1
Äîõîä ãðóïïû ? 1: 175?2=350 (òûñ. áåë. ðóá).
Äîõîä ãðóïïû ? 2: 375?26,7=10012,5 (òûñ. áåë. ðóá).
Äîõîä ãðóïïû ? 3: 625?33,5=20937,5 (òûñ. áåë. ðóá).
Äîõîä ãðóïïû ? 4: 875?18,6=16275 (òûñ. áåë. ðóá).
Äîõîä ãðóïïû ? 5: 1125?19,2=21600 (òûñ. áåë. ðóá).
Òåïåðü ðàññ÷èòàåì óäåëüíûå âåñà ãðóïï â îáùåì äîõîäå. Äëÿ ýòîãî íàéäåì îòíîøåíèå ìåæäó äîõîäîì êàæäîé ãðóïïû è îáùèì äîõîäîì (îáùèé äîõîä íàéäåì êàê ñóììó äîõîäîâ êàæäîé èç ãðóïï, îí áóäåò ðàâåí 69175 òûñ. áåë. ðóá).
Ãðóïïà ? 1: 350:69175=0,51%.
Ãðóïïà ? 2: 100012,5:69175=14,47%.
Ãðóïïà ? 3: 20937,5:69175=30,27%.
Ãðóïïà ? 4: 16275:69175=23,53%.
Ãðóïïà ? 5: 21600:69175=31,23%.
È, íàêîíåö, ðàññ÷èòàåì êóìóëÿòèâíûé ðÿä äîõîäîâ ïóòåì ñóììèðîâàíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ óäåëüíûõ âåñîâ.
Ãðóïïà ? 1: 0,51%
Ãðóïïà ? 1 è ãðóïïà ? 2: 14,98%
Ãðóïïà ? 1, ãðóïïà ? 2 è ãðóïïà ? 3: 45,25%.
Ãðóïïà ? 1, ãðóïïà ? 2, ãðóïïà ? 3 è ãðóïïà ? 4: 68,77%.
Âñå ãðóïïû âìåñòå ïîëó÷àþò 100% ñîâîêóïíîãî äîõîäà.
Îñòàëîñü ðàcc÷èòàòü êóìóëÿòèâíûé ðÿä ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ ïóòåì ñóììèðîâàíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ óäåëüíûõ âåñîâ.
Ãðóïïà ? 1: 2%.
Ãðóïïà ? 1 è ãðóïïà ? 2: 28,7%.
Ãðóïïà ? 1, ãðóïïà ? 2 è ãðóïïà ? 3: 62,2%.
Ãðóïïà ? 1, ãðóïïà ? 2, ãðóïïà ? 3 è ãðóïïà ? 4: 80,8%.
Âñå ãðóïïû âìåñòå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé 100% íàñåëåíèÿ.
Ïðåæäå
÷åì ïîñòðîèòü êðèâóþ Ëîðåíöà ïðåäñòàâèì
ïîëó÷åííûå äàííûå â òàáëèöå 2.
Òàáëèöà
2 Ðàñïðåäåëåíèå íàñåëåíèÿ Áåëàðóñè
ïî ñðåäíåäóøåâîìó ñîâîêóïíîìó äîõîäó
â III êâàðòàëå 2010 ãîäà è ðàñ÷åò íàêîïëåííûõ
÷àñòîò
Èíòåðâàë (òûñ. áåë. ðóá.)Ñåðåäèíà èíòåðâàëà (òûñ.
áåë. ðóá.)Óäåëüíûé âåñ íàñåëåíèÿ (%)Ãðóïïîâûå äîõîäû
(ïðîö.
÷èñëà)Óäåëüíûé âåñ
ãðóïï
â
îáùåì äîõîäå (%)Êóìóë. ðÿä
äîõîäîâ
(%)Êóìóë. ðÿä
÷èñë.
íàñåëåíèÿ (%)Äî 250,017523500,510,512250,1 500,037526,710012,514,4714,
Íàíåñåì íà ãðàôèê òî÷êè, àáñöèññû êîòîðûõ ñîîòâåòñòâóþò êóìóëÿòèâíîìó ðÿäó ÷èñëåííîñòè íàñåëåíèÿ,, à îðäèíàòû êóìóëÿòèâíîìó ðÿäó äîõîäîâ.  ðåçóëüòàòå ïîëó÷èì êðèâóþ Ëîðåíöà, îòðàæàþùóþ ðàñïðåäåëåíèå äîõîäîâ ðàçëè÷íûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ Ðåñïóáëèêè Áåëàðóñü.
Ðèñóíîê 2 Êðèâàÿ Ëîðåíöà. Ðåñïóáëèêà Áåëàðóñü
Ïðèìå÷àíèå Èñòî÷íèê: ñîáñòâåííàÿ ðàçðàáîòêà íà îñíîâå [5]
Информация о работе Проблемы неравенства. Кривая Лоренца для Беларуси