Проблемы политики обменного курса в странах Европейского Сообщества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Целью исследования работы является:

Раскрыть содержание основных направлений деятельности Европейского Союза, показать значимость и сущность уникального международного образования, проанализировать валютную политику, выявить ее слабые и сильные стороны

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

– Раскрыть исторический аспект возникновения Европейского Союза;

– Исследовать нынешнее состояние ЕС в современном мире;

– Рассмотреть валютную политику стран еврозоны;

– Выявить слабые и сильные стороны единой валютной системы

– Показать перспективы функционирования ЕС и его валютной политики в дальнейшем.

Содержание

Введение 2
1 Понятие валютной системы 4
1.1 Валютный курс 5
1.2 Валютная политика, понятие , цели, формы и методы 9
2 Европейский союз 12
2.1 История создания ЕС 12
2.2 Роль Европейского Центрального Банка в новой валютной системе ЕС 16
2.3 Три фазы перехода к новой валюте 20
2.4 Использование евро в странах, не входящих в еврозону, и динамика валютных курсов 22
2.5 Использование евро за пределами ЕС 28
2.6 Перспективы ЕС и единой валюты евро 33
Заключение 36
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Юлин курсач.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

     Размер  спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов, разного рода платежами, которые обязана производить страна, и т.п. Размеры предложения валюты будут определяться объемами экспорта страны, займами, которые страна получает, и т.п. Разумеется, констатация того факта, что курс валюты формируется под воздействием спроса и предложения, сама по себе мало что говорит о реальных процессах, влияющих на курсовые соотношения. На спрос и предложение иностранной валюты, а следовательно, на валютный курс прямо или косвенно влияет вся совокупность экономических отношений страны, как внутренних, так и внешних.

     Формы валютного  курса:

  • Колеблющийся  — свободно меняется под влиянием спроса и предложения и основан  на использовании рыночного механизма.
  • Плавающий — разновидность валютного курса, который колеблется, что обусловлено использованием механизма валютного регулирования. Так, для ограничения резких колебаний курсов национальных валют, которые вызывают неприятные последствия валютно-финансовых и экономических отношений, страны, вошедшие в Европейскую валютную систему, ввели в практику согласование относительных взаимных колебаний валютного курса.
  • Фиксированный - официально установленное отношение между национальными валютами, основанное на определенных в законодательном порядке валютных паритетах. Он допускает закрепление содержания национальных денежных единиц непосредственно в золоте или долларах США при строгом ограничении колебаний рыночных курсов валют в оговоренных границах (порядка одного процента).

     1.2 Валютная политика, понятие, цели, формы и методы

     В широком смысле валютная политика включает валютное регулирование и контроль, международное валютно-финансовое сотрудничество, в том числе членство в международных организациях, взаимодействие между центральными банками. В ряде стран, например в Великобритании, валютная политика отдельно не выделяется и рассматривается в контексте денежно-кредитной политики.

     Юридически  валютная политика оформляется валютным законодательством (совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами) и валютными соглашениями (двусторонними и многосторонними) между отдельными государствами или группами государств.

     Предшественником  современных валютных соглашений был  Латинский монетный союз (1865-1926). Его целью было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах.

     Далее события развивались следующим  образом.

     1922 г. — Генуя, оформлено создание  золотодевизного стандарта.

     1944 г. — Бреттон - Вудское соглашение  закрепило принципы послевоенной валютной системы.

     1976 г. — Ямайка, новая валютная  политика.

     1979 г.-ЕВС.

     Различают структурную и текущую валютную политику.

     Структурная валютная политика направлена на осуществление долгосрочных структурных изменений в мировой валютной системе (например, проведение валютных реформ).

     Текущая валютная политика означает повседневное, оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, деятельности валютного и золотого рынков.

     Формы валютной политики — дисконтная и  девизная.

     Дисконтная валютная политика (учетная) — это изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на движение краткосрочных капиталов и динамику внутренних кредитов (денежной массы, цен, совокупного спроса)

     Девизная  политика — метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, а для снижения — скупает иностранную валюту. Девизная политика имеет следующие разновидности:

  • валютная интервенция (с XIX в.);
  • диверсификация валютных резервов;
  • введение валютных ограничений;
  • регулирование степени обратимости валют;
  • регулирование режима валютного курса;
  • девальвация;
  • ревальвация.

     Валютная  интервенция — это вмешательство Центрального банка в операции на валютном рынке в целях воздействия в определенном направлении на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Она осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов, краткосрочных взаимных кредитов ЦБ в национальной валюте («своп»).

  • Диверсификация валютных резервов — политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков. Ее проявление — продажа нестабильных валют и приобретение устойчивых.

     Валютные  ограничения вводятся государством на операции с валютой, золотом и другими валютными ценностями, что отражается в валютном законодательстве.

  • Двойной валютный рынок как форма валютной политики занимает промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Введен в начале 70-х гг. в Бельгии, Италии, Франции. Сущность его — в делении валютного рынка на две части: 1) официальный валютный курс — по коммерческим операциям и услугам; 2) рыночный валютный курс — по финансовым операциям (движение капиталов, кредитов). .
  • Девальвация — снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. Объективной основой для нее является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денежных единиц.
  • Ревальвация — повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Определяя проценты девальвации, необходимо принять данную валюту за 1, разделить курсовую разницу на первоначальный курс и умножить на 100.

     Д = Кс - Кн : Кс * 100%, где   Кс — старый курс; Кн — новый курс; Д   — процент девальвации.

     2 Европейский союз

     2.1 История создания  ЕС

     Становление европейского союза - это величайшее событие в истории Европы прошло полувековой путь. Сегодня в союз входят 27 стран (из них 12 составляют зону с единой валютой - еврозону), следующие 15 государств вольются в него до 2020 года.

     К концу Второй Мировой Войны несколько  европейских лидеров пришли к  выводу, что единственным способом обеспечить прочный мир между  странами Европы является их экономическое  и политическое объединение. В 1950 году Премьер Министр Франции Роберт Шуман предложил интегрировать угольную и сталелитейную промышленность стран Западной Европы. В результате в 1951 году было создано Европейское Объединение Угля и Стали (ЕОУС), в состав которого вошло 6 государств: Бельгия, Западная Германия, Люксембург, Франция, Италия и Нидерланды. Полномочия по принятию решений в отношении угольной и сталелитейной промышленности в этих странах были переданы независимому наднациональному органу - "Высшему полномочному органу". Первым председателем ЕОУС стал Жан Монне. ЕОУС оказалось настолько успешной организацией, что входившие в него шесть стран приняли решение расширить интеграцию и в другие сектора своих национальных экономик. В 1957 году был подписан ряд Римских Договоров, учредивших Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), и Сообщество по атомной энергии (Евратом). В целях создания "общего рынка" государства-участники данных организаций договорились об устранении торговых барьеров между ними. В 1967 году произошло слияние институтов трёх европейских сообществ. С этого момента стали действовать единая Европейская Комиссия, единый Совет Министров и Европейский Парламент. Изначально члены Европейского Парламента избирались национальными парламентами, но в 1979 году были впервые проведены прямые парламентские выборы, позволяющие гражданам стран-участников голосовать за кандидатов по своему выбору. С этого момента прямые выборы в Европарламент проводятся каждые пять лет. Маастрихтский Договор (1992) обеспечил введение новых форм сотрудничества между правительствами государств-участников, например, в области обороны, правосудия и правопорядка. Путем добавления новой формы межправительственного сотрудничества в существующую систему Сообщества, Маастрихтский Договор учредил создание Европейского Союза (ЕС).

     Общая политика Экономическая и политическая интеграция между государствами-участниками Европейского Союза означает, что по многим политическим вопросам эти государства принимают совместные решения. В свою очередь это подразумевает, что они выработали общие концепции во многих сферах деятельности, включающих сельское хозяйство и здравоохранение, потребительские отношения и рыночную конкуренцию, охрану окружающей среды и энергетику, а также транспорт и торговлю. В первые дни европейской интеграции основное внимание было сосредоточено на создании общего рынка угля и стали, а также разработке общей сельскохозяйственной политики. Новые аспекты сотрудничества возникали с течением времени и по мере необходимости. С того времени приоритеты деятельности Европейского Союза изменились: например, производство как можно большего количества сельскохозяйственных продуктов по возможно более низкой себестоимости больше не является приоритетом сельскохозяйственной политики ЕС. Вместо этого основные усилия направлены на производство здоровой высококачественной продукции и охрану окружающей среды. Необходимость обеспечения экологической безопасности принимается в расчёт при осуществлении любой деятельности Европейского Союза. Отношения между Европейским Союзом и остальным миром также приобретают принципиальное значение. ЕС заключает крупные торговые договоры и соглашения о помощи другим странам, а также развивает общую внешнюю политику, в том числе политику безопасности.

     Единый рынок и единая валюта Входящим в состав Европейского Союза странам потребовалось некоторое время для ликвидации торговых барьеров и превращения «общего рынка» в действительно единый рынок, обеспечивающий свободное перемещение товаров, капиталов и услуг. Создание единого рынка формально было завершено в конце 1992 года, хотя в некоторых областях ещё еще требуется доработка, например, в области создания действительно единого рынка услуг.

     В течение 90-х годов, вследствие упразднения  таможенных и иммиграционных проверок на большинстве внутренних границ ЕС, людям становилось всё легче передвигаться по Европе. Одним из результатов этого стало повышение мобильности европейских граждан. Например, с 1987 года более миллиона граждан европейских стран получили образование за границей при поддержке Европейского Союза.

     В 1992 году Европейским Союзом было принято  решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС), включая  введение единой европейской валюты под контролем Европейского Центрального Банка. Эта единая валюта - евро - стала реальностью 1 января 2002 года, когда монеты и банкноты евро заменили национальные валюты в 12 государствах Европейского Союза (Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия и Финляндия). В июне 2006 года было принято решение о вхождении Словении в зону евро, начиная с 2007 года. Позднее, с января 2008 года, к зоне европейской валюты присоединились также Кипр и Мальта. В настоящее время ожидается, что Словакия станет членом Еврозоны с начала 2009 года.

     Расширение 
Европейский Союз устойчиво расширялся путём присоединения к нему новых участников. Дания, Ирландия и Великобритания присоединились к Союзу в 1973 году, за ними в 1981 году в состав Союза была принята Греция, в 1986 - Испания и Португалия, 1995 - Австрия, Финляндия и Швеция. В 2004 году 10 новых стран получили приглашение о вступлении в члены Европейского Союза: Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Болгария и Румыния вошли в состав Европйеского Союза в январе 2007 года. Сейчас идут переговоры с Турцией и Хорватией в качестве стран-кандидатов.

     Реформы 
С расширением ЕС от 15 до 27 стран-участниц, появилась необходимость в более эффективных и согласованных инструментах для обеспечения функционирования Сообщества и его способности реагировать на быстрые мировые изменения, что предполагает пересмотр некоторых основных правил совместной деятельности. Для обеспечения дальнейшего эффективного функционирования ЕС, с возросшим количеством стран-участниц, необходима модернизация системы принятия решений. Именно поэтому был разработан Договор Ниццы, определяющий новые правила и регулирующий размер институтов ЕС, и принципы их работы. Договор Ниццы вступил в силу 1 февраля 2003 года.

     Сегодня, в 21 веке, Европа противостоит новым проблемам, в числе которых: глобализация, демографические сдвиги, изменения климата, необходимость формирования устойчивых энергоресурсов, а также новые угрозы безопасности. Лидеры Европы тщательно следят за происходящими политическими, экономическими и социальными изменениями, учитывая необходимость оправдать ожидания европейских граждан. Они согласовали новый Договор о Реформе ЕС, который был подписан в декабре 2007 года в Лиссабоне. Договор внес изменения в структуру и методы работы институтов Европейского Союза, делая ЕС более демократичным, а его ценности - более прочными. Лиссабонский Договор согласован и ратифицирован всеми 27 странами Европейского Союза.

     2.2 Роль Европейского  Центрального Банка  в новой валютной  системе ЕС

     Для обеспечения функционирования системы была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский Центральный банк (ЕЦБ).

     Согласно  уставу ЕСЦБ и ЕЦБ на новую Систему  фактически возлагаются традиционные функции денежно-кредитного и валютного  регулирования, а также валютного контроля и надзора за банковской системой, которые характерны для центральных банков.

Информация о работе Проблемы политики обменного курса в странах Европейского Сообщества