Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:30, контрольная работа
Исследуется сущность капитала и частного предпринимательства в рыночной экономике. Показано различие функциональных форм проявления капитала и частного предпринимательства в различных типах рыночных систем. Проводится сравнительный анализ функциональных возможностей капитала и частного предпринимательства в бывших социалистических странах и слаборазвитых странах «третьего мира» в процессе их рыночной трансформации. Исследована роль и место малого и среднего частного бизнеса в экономике Беларуси, низкая степень превращения активов в капитал. Показана актуальность формирования и развития институтов частного капитала при проведении рыночных реформ в экономике Беларуси.
Омертвленные активы, не являющиеся капиталом, нельзя закладывать в банке для получения кредита, страховать в страховых кампаниях от рисков, эмитировать под них долговые обязательства на рынок капитала, переучитывать их в банке, а также переуступать капитальные активы на долговом рынке в счет сделанных ранее долгов. Омертвление капитала не позволяет давать правильные информационные сигналы агентам рынка, все это не способствует расширению рынков, наращиванию объемов продаж и получению прибыли. В итоге закономерным является то, что «только 25 из 200 стран мира производят капитал в достаточном количестве, чтобы получать полную выгоду от участия в мировой системе разделения труда» [6, с.211]. Анализ Эрнандо де Сото тенденций развития бедных развивающихся стран мира привел его к выводу о том, что создаваемые в них государством социально-экономические условия не могут порождать воспроизводство юридически легального капитала ввиду непоследовательно рыночной ориентации государства и сложившихся в обществе традиций.
В экономике любой развивающейся страны существует значительная по размерам доля «теневой» экономики, субъекты которой оперируют большим по величине, но неликвидным капиталом, с которым нельзя осуществлять залоговые операции под получение кредита, а также проводить другие финансовые операции (страхование, поручительства, гарантии и т.д.). При сложившихся условиях социально-экономического развития стран «третьего мира» «вытащить» неликвидный капитал из «тени» и провести массовое вовлечение бедных слоев населения в формально-юридические отношения легального сектора экономики, включив нелегальный сектор экономики в систему рынков капитала, не представляется возможным. С горечью Эрнандо де Сото констатирует, что «.. правительства развивающихся стран на протяжении уже 180 лет пытаются сделать свои системы собственности доступными для бедняков» [6, с.155].
«Сегодня различие между развитыми странами и остальным миром в значительной части сводится к тому, что в первых легальная собственность открыта для каждого, а у всех других общество разделено на классы – на тех, кто в состоянии легально зафиксировать свои права собственности и создавать капитал, и на тех, кто лишен подобной возможности» [6, с.214-215]. В странах «третьего мира» создается системный эффект отчуждения капитала от плодотворного использования его подавляющей частью граждан общества, что неизбежно порождает массовую бедность. У правительств стран «третьего мира» чаще всего недостает политической воли для целенаправленного формирования в долгосрочном периоде времени институтов частной собственности, которые бы успешно интегрировали бедных граждан страны в рыночную экономику, делая для них доступными результаты растущей эффективности рынка. Здесь можно привести историческую аналогию с политикой меркантилизма XV-XVIII вв. в Европе. «Несмотря на всю свою склонность к коммерциализации, меркантилизм никогда не покушался на святость тех устоев, которые оберегали два основных элемента производства – землю и труд, - от превращения в объекты купли-продажи» [7, с.12]. Социально-экономические границы, налагаемые правительствами на развитие рынка труда, земли и капитала, ставят заслон на рост эффективности экономики.
5.Способы конструктивного
Геоэкономический размах глобальной трансформации в странах «третьего мира» в последние 40 лет неумолим и неудержим. Глобальную трансформацию отставших в своем развитии стран с помощью значительных неконструктивных усилий можно «задержать» на некоторое время, однако остановить ее не смог никто. В целях конструктивного разрешения противоречий ущербного развития государство должно создавать условия, при которых стало бы возможно развернуть капитал лицом ко всему обществу для создания среднего класса, являющегося основой массового капитализма (popular capitalism). Развитые страны мира в XIX-XXвв., создав систему надлежащего оформления прав частной собственности, сформировали социальную структуру среднего класса и экономическую систему превращения активов в частный капитал, порождающий прибыль. «Именно в тот период Запад пересек демаркационную линию и вступил на территорию полноценного капитализма, превратившегося из закрытого клуба для избранных в основу массовой культуры» [6, с.22]. Наиболее полно проблемы включения широких слоев населения в легальную структуру экономики были конструктивно разрешены в США в период ее территориальной экспансии XIX в., что совпало со становлением капиталистической экономики. Североамериканские переселенцы, осваивавшие новые захватываемые ими земли, фактически проводили их незаконный захват, что часто входило в противоречие с законами государства. В этот не простой для США период истории, власти и граждане смогли найти сбалансированный компромисс, учитывающий интересы всех сторон. «Включив в себя многие из внелегальных установлений поселенцев, государственный закон легитимировал самого себя, став законом для большинства населения Соединенных Штатов, а не только для незначительной верхушки этого населения» [6, с.151]. Эффективное решение проблем интеграции громадного большинства граждан в рыночную экономику заложило конструктивную тенденцию развития конкурентного рынка. Так был сформирован средний класс. «В превращении Соединенных Штатов в самую мощную и самую обильную капиталами рыночную экономику мира центральную роль сыграли признание законности внелегальных прав собственности, их интеграция в общенациональную систему частной собственности. Как подчеркивает Гордон Вуд, в тот период «в обществе и в культуре происходило нечто чрезвычайно важное, высвобождающее стремления и энергию рядовых американцев так, как никогда прежде» [6, с.151]. Итоговый результат превысил все мыслимые ожидания. США превратилась в экономическую супердержаву мира.
6.Условия и ограничения
Несмотря на многие очевидные достижения по формированию рыночных механизмов в 1991-2006 гг., процесс рыночной трансформации экономики Беларуси сопровождается значительным числом сложнейших проблем. Невысокая эффективность реформ в нашей стране во многом объясняется тем, что государство вводит рыночные институты сверху, не опираясь на низовой слой частного бизнеса. «Рыночные» реформы, проводимые в Беларуси, не способствуют воспроизводству малого и среднего бизнеса, они стимулируют деятельность огосударствленных предприятий, поддерживая рост крупного номенклатурного капитала. В экономике Беларуси неразвита экономическая среда для функционирования малого бизнеса. На 1.07.2004 г. было зарегистировано 26,7 тыс. малых предприятий, что составляло всего 2,7 малые фирмы на 1000 жителей страны [8, с.201]. На малых предприятиях занято почти 315 тыс. человек, что составляет около 8 % работающих в экономике страны. С учетом индивидуальных предпринимателей и нанимаемых ими работников численность занятых в сфере малого бизнеса составляет 15-18 % занятых в экономике [8, с.202]. Доля малого бизнеса составляет всего лишь 6-8 % в ВВП страны. Для сравнения отметим, что малый бизнес в Чехии создает 40 % ВВП, в Польше – 50 % ВВП [8, с.201]. В то же время доля ВВП, распределяемого через бюджет и внебюджетные фонды на середину 2004 г . составляет 45,2 % ВВП [8, с.203]. Данные цифры объективно отражают неблагоприятные условия развития бизнеса в стране. По оценке МФК для того, чтобы начать небольшой бизнес гражданину Беларуси необходимо 10000-13000 USD. Ему необходимо также потратить не менее полугода для оформления всех необходимых для легализации бизнеса документов [8, с.207].
На данном этапе в экономике Беларуси нелегальный рынок растет, как сорная трава, неся естественные потери от неразрешимых институциональных проблем. Государство проводит рыночные реформы не потому, что это вызывается внутренней необходимостью элиты, находящейся у власти, а потому, что его вынуждает к этому жесткое давление внешних обстоятельств. Реальные стратегические цели государства направлены на поддержку сектора огосударствленых предприятий, а также привилегированных слоев номенклатурного предпринимательства, патронируемого государством. Обе поддерживаемые государством структуры ориентированы на поиск и присвоение рентного дохода, а не производительное использование факторов производства. Очевидной тенденцией является активное противодействие правящих элит формированию частного предпринимательского слоя в экономике. Особенно жестко пресекается развитие малого и среднего бизнеса. Данные обстоятельства ведут к поддержанию условий для функционирования неконкурентного рынка, административно контролируемого государством. В социальной сфере происходит консервация сложившейся при социализме социальной структуры общества при активном противодействии формированию структур гражданского общества.
Характерной чертой экономики Беларуси является значительное распространение в ней бедности. Бедными считаются малообеспеченные семьи со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума. Уровень бедности в экономике Беларуси составлял по официальной статистике в 1995 г . - 38,4%, в 1999 г . - 46,7%, в 2000 г . – 41,9 %, в 2001 г . – 28,9 %, в 2002 г . – 30,5 % в 2003 г . – 27,1% [8, с.23, 117]. В 2003 г . ниже черты бедности (бюджета прожиточного минимума) проживало в сельской местности 28,9 % домашних хозяйств, а в городах – 19,8 % [8, с.117]. Несмотря на то, что экономический рост снижает уровень бедности в обществе, бедным является каждый четвертый человек в стране. Государство борется с бедностью, однако в основном перераспределительными методами. Одним из способов повышения уровня жизни бедных в условиях экономического роста является контроль над уровнем заработной платы Минимальная заработная плата по сравнению с бюджетом прожиточного минимума в 2001 г . составляла только 13%, в 2003 г . – 42 %, в 2004 г . – 76 % [8, с.97]. Государство контролирует цены на социально-значимые товары (квартплата, энергия и т.д.). Создана система перекрестного субсидирования предприятиями нефинансового сектора расходов на энергию, потребляемую розничными потребителями.
Правительство и Национальный банк вынуждает коммерческие банки осуществлять квазибюджетное финансирование, тем самым прямо влияя на поддержание высокого уровня инфляции в стране. В результате система государственного бюджета отличается высоким уровнем налогообложения для фирм и банков, а также нерациональной структурой расходов. В экономике создана неэффективная система внеэкономического перераспределения денежных и натуральных потоков, нацеленная государством на борьбу с бедностью. Внеэкономический перераспределительный механизм, ориентированный на борьбу с бедностью, закономерно приводит к сплошному неадресному субсидированию всех подряд. Примерами являются субсидирование через цены, финансирование Национальным банком Беларуси дефицита государственного бюджета через покупку ГКО и ГДО.
7.Условия формирования
Ключевой задачей государства при трансформации экономики является детальное изучение и документирование условий функционирования собственности всех слоев, включая малоимущих, формирование условий для легализации и надежной защиты их частной собственности, которая станет для них доступна. «Организация систем собственности, пригодных для образования капитала, - политическая задача, потому что требует контакта с народом, понимания смысла общественного договора и реконструкции правовой системы» [6, с.151].
Приоритетным направлением реформы является формирование развитых конкурентных структур рынка, ядром которых должна стать новая система банковских и небанковских посредников рыночного типа. Формирование рынка капитала должно происходить при опоре на жизненные потребности граждан и частного бизнеса, переводящих активы в производительный капитал. Предлагается создать систему небанковских фондов микрокредитования, которая станет инкубаторами малого и среднего бизнеса. Функции микрокредитования в экономике страны состоят в смене «старых корней сорной травы» неконкурентного рынка на новые эффективные корни «культурных растений». Система микрокредитования – это элемент системной рыночной реформы, необходимый для создания конкурентной рыночной среды в глубине низовых слоев частного бизнеса.
Стимулирование государством формирования
системы микрокредитования
Главными показателями результативности трансформационных процессов, является не то, насколько быстро или медленно проводятся рыночные реформы. Эти параметры отражают только внешнюю сторону событий, ее последствия и временное измерение. Наиболее важными являются проблемы адекватности соответствия поставленных целей реформ избранным средствам, которые приводят нас к общественно значимым действиям и продуктивным результатам при реформировании экономики. Цель рыночной реформы состоит в повышении эффективности экономики, что достигается приобщением широких масс с различными уровнями дохода к легальной системе частной собственности, которая переплавляет легализуемые сбережения граждан в производительный капитал.
В конечном итоге самыми важными критериями эффективности рыночной трансформации являются следующие. Во-первых, насколько конструктивны совершающиеся в национальной экономике трансформационные изменения. Во-вторых, разрушителен или созидателен избранный тип рыночных реформ по отношению к человеческому капиталу. В-третьих, повышает ли эффективность использования ресурсов изменение природы микроэкономики государственного предприятия. В-четвертых, насколько динамичен рост частного бизнеса и, особенно, малого и среднего бизнеса. В-пятых, как изменился тип корпоративного управления фирмой, а также насколько улучшилось качество макроэкономического управления. В-шестых, создана ли эффективная адаптация поведения субъектов к сигналам рынка?