Продовольственный рынок Кемеровской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 10:25, практическая работа

Описание

Функционирование региональных рынков несовместимо с натурализацией обмена, местничеством, потому что это ведет к нарушению единого экономического пространства страны. Региональные рынки имели место в нашей стране еще в период лимитного (фондового) распределения. Они же складываются и при переходе к рынку. Разница лишь в том, что при плановой системе распределение осуществляется в соответствии с планом, а в условиях рынка – под воздействием рыночных инструментов: цены, налогов, процентов по кредиту т.д.

Содержание

Введение 3

Состав и значение регионального продовольственного рынка 5
Динамика основных экономических показателей продовольственного рынка региона 9
Влияние развития регионального продовольственного рынка
на уровень жизни населения региона 15

Основные проблемы функционирования и развития
продовольственного рынка и пути их решения 20

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Продовольственный рынок кемеровской области..docx

— 96.01 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных  рынках и о внесении изменений  в Трудовой кодекс Российской Федерации" отечественные производители товаров  имеют преимущества при предоставлении торговых мест на рынках, в частности, на сельскохозяйственных рынках им предоставляется  не менее 50 процентов торговых мест от их общего количества.

     Кроме этого, на рынках области около 2 тыс. льготных торговых мест, которые предоставляются  населению для реализации продукции  собственного производства, в том  числе сельскохозяйственной. 

Динамика  основных экономических показателей продовольственного рынка региона 

     Далее мы рассмотрим основные показатели продовольственного рынка по Кемеровской области, такие как: оборот розничной торговли, средние потребительские цены, количество розничных рынков по области, - а также их динамику за последние 2-5 лет.  Данные взяты из статистических бюллетеней/сборников Федеральной службы государственной статистики. (территориальный орган по Кемеровской области) и приведены в таблицах 1, 2 и в графиках 1,2.

     Жители  региона стали покупать больше дешевых  продуктов, а вот товары класса премиум  вытесняются с рынка. Товарооборот в области снизился на 11%. Больше всего финансовый спад ударил по сфере  общественного питания — в этом сегменте спрос сократился почти наполовину.

     Зато  вдвое популярнее стали у кузбассовцев предприятия бытового обслуживания. Наступил удачный момент для химчисток  и мастерских по ремонту обуви — люди, если не покупают новые, то стараются сохранить подольше те вещи, которые у них есть. На алкогольном рынке, хорошо это или плохо, начались положительные тенденции — спрос на горячительные напитки вырос более, чем на 20%.

.  
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1 –Основные показатели розничной торговли и платных услуг населению1.

  2005 2006 2007 2008 2009
  Миллионов рублей
Оборот  розничной торговли 140904 178979 2223710 273834 234237
В том  числе:          
Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия2 68814 86277 105613 126514 116728
Непродовольственные товары 72090 92702 118097 147320 117509
Оборот  общественного питания 6977 9700 12369 16578 11273
Платные услуги населению 28858 35158 44092 54054 57873
  На  душу населения, рублей
Оборот  розничной торговли 49496 63190 79192 97011 83025
Оборот  общественного питания 2451 3425 4379 5873 3996
Платные услуги населению 10137 12413 15608 19150 20514
 

     Из  таблицы можно сделать вывод, что до 2008 года включительно шел  значительный рост денежных масс в  обороте, однако с 2009 года произошел  резкий спад данных показателей. Причину  этому мы раскроем в параграфе  ниже. 
 
 
 
 
 
 

       Таблица 2 – Средние потребительские цены на основные виды продуктов питания. (на конец года; рублей за килограмм).

  2005 2006 2007 2008 2009
Говядина  113,09 119,88 125,52 156,58 167,19
Свинина 119,04 129,67 133,54 161,65 168,27
Куры 83,58 76,85 86,35 104,62 102,10
Колбаса вареная 1 сорта 93,39 100,12 110,01 134,33 143,28
Сосиски, сардельки 94,38 101,97 113,17 140,95 153,17
Колбаса полукопченая 138,26 146,74 164,25 209,95 224,28
Рыба  замороженная 52,87 52,38 57,74 64,00 74,33
Масло сливочное 101,03 112,78 149,46 165,06 168,12
Масло подсолнечное 40,80 40,00 61,67 76,38 52,39
Маргарин 43,64 44,42 57,54 71,98 72,38
Молоко  цельное пастеризованное, 2.5.-3.5.% жирности, за литр 16,92 17,57 21,32 22,96 22,22
Сметана 44,53 48,21 61,52 71,15 72,06
Кисломолочные продукты, за литр 22,75 23,18 30,13 33,31 33,52
Творог  жирный 78,90 84,94 104,21 115,22 138,50
Творог  нежирный 84,91 86,18 117,26 120,32 112,59
Сыры  сычужные твердые и мягкие 136,50 139,53 235,86 199,47 208,27
Яйца  куриные, за десяток 21,74 23,00 30,37 32,97 28,17
Сахар-песок 19,27 21,50 20,30 22,95 32,62
Чай черный байховый 175,70 187,72 201,04 230,36 266,50
Соль  поваренная пищевая 5,18 6,40 6,80 8,96 9,40
Мука  пшеничная 9,54 10,72 14,73 18,68 14,64
Хлеб  ржаной 14,02 15,38 19,47 26,01 25,49
Хлеб  и булочные изделия из пшеничной  муки высшего сорта 19,54 22,25 30,21 41,32 42,71
Хлеб  и булочные изделия из пшеничной  муки 1 сорта 10,71 11,94 13,84 16,71 16,24
Рис шлифованный 21,28 22,92 32,35 46,99 45,57
 
 

Продолжение таблицы 2. 

Крупа манная 13,53 14,19 17,36 25,13 21,10
Пшено 10,57 14,75 19,61 25,45 21,30
Крупа гречневая 19,86 22,74 23,93 23,57 23,94
Горох и фасоль 14,83 17,68 22,05 31,14 25,00
Макаронные  изделия из муки высшего сорта 25,07 26,71 32,18 39,01 38,08
Картофель 9,37 11,96 16,83 17,50 12,20
Капуста белокочанная 8,75 10,55 11,54 11,34 10,36
Лук репчатый 13,49 17,27 16,87 17,79 17,42
Свекла  столовая 13,47 18,65 15,41 19,41 14,31
Морковь 14,32 16,55 15,86 20,17 15,20
Яблоки  43,43 49,60 54,77 62,03 61,14
 
 

     Не  трудно заметить, что в 2009 году произошел  резкий скачок потребительский цен  на основные продукты питания. (не все наименования) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

График 1 – Динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями и непродовольственными товарами (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года). 

 

     Из  графика видно, по сравнению с 2008 годом в 2009 оборот розничной торговли значительно снизился, однако можно  заметить, что соотношение продажи  пищевых продуктов к продаже  непродовольственных товаров изменился  в обратную сторону. 

___________

За 2008г. приведены  индексы физического объема в % к 2007г. по продовольственным товарам  без табачных изделий. 

График 2 – Изменение количества розничных рынков по области и торговых мест на них в динамике (2008-2009гг.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние развития регионального  продовольственного рынка на уровень  жизни населения  региона 

     Уровень жизни населения во многом зависит  от темпов развития агропромышленного  комплекса. Потребительский рынок  более чем на 70%  формируется  продовольствием и товарами, изготовленными из сельскохозяйственного сырья.

     «В агропромышленном комплексе  России производится около валового общественного продукта и более 70% потребительских товаров для населения, в том числе приблизительно 30% - предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности.

     Анализ  состояния рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья  позволяет сделать вывод, что  попытки правительства России приспособить государственную централизованную систему заготовок, хранения и переработки  сельскохозяйственной продукции к  рыночным условиям оказались несостоятельными. В результате – дестабилизация продовольственного рынка и рынка сельскохозяйственного  сырья, практически неуправляемый  рост розничных цен на сельскохозяйственную и агропромышленную продукцию, сокращение объемов ее производства  и переработки.» [6, с. 589]

     Продовольственный рынок пополняется по трем каналам поставки: собственное производство, ввоз товаров из ближнего зарубежья и импорт. В ряде регионов России ежегодно наблюдается сокращение поставок продовольствия собственного производства на потребительские рынки, что является крайне негативным фактором.

     Резкое  снижение жизненного уровня населения  регионов России вызвало перераспределение  денежных расходов в пользу продуктов  питания, что ограничило спрос на непродовольственные товары. По сравнению  с 1991г. объем продаж по основным видам  непродовольственных товаров снизился на 20-54%. На значительное уменьшение объема реализации товаров народного потребления повлиял не только безудержный рост цен, но и снижение производства отечественных товаров.

     Падение покупательной способности населения, сокращение потребления основных видов  продовольствия (кроме хлебопродуктов) происходят на фоне резкого роста  розничных цен на все без исключения продукты питания при одновременном  затоваривании магазинов дорогостоящими продуктами, в том числе импортными, не находящими спроса. Все это элементы прогрессирующей депрессии, характеризующие  состояние продовольственного рынка  и рынка сельскохозяйственного  сырья.

     Соотношение уровня и темпов роста доходов  населения и потребительских  цен, в частности стоимости 19 продуктов  питания, составляющих минимальную  продовольственную корзину, позволяет  судить о дифференциации и динамике покупательной способности доходов  и, следовательно, о наиболее общих  тенденциях изменения уровня жизни  и населения в различных регионах.

     Стоит заметить, что в Кемеровской области  делают все для того, чтобы не допускать подобных плачевных ситуаций. Например, Эко-бюллетень ИНЭКА (2001 г) пишет: «… в администрации кемеровской  области состоялась церемония официального открытия нового проекта Программы  ЕС Тасис3, целью которого является повышение конкурентоспособности предприятий пищевой отрасли Кузбасса. Бюджет проекта, рассчитанного на два года, составит 1.4 миллиона евро.

     Обоснование проекта очень хорошо изложено в  Техническом задании: «Главное, что нужно сделать в Кузбассе – это повысить конкурентоспособность продовольственных товаров местного производства путем устранения узких мест между производством, переработкой, хранением, транспортировкой и различными этапами реализации отдельных продовольственных товаров местного производства. Поэтому главный акцент в этом проекте следует сделать на укрепление торговых связей между самостоятельно функционирующими звеньями продовольственной цепочки». Потребность в улучшении управления местной пищевой промышленностью с целью продажи большего количества местных продуктов питания по наиболее приемлемым ценам была особо подчеркнута как авторами проекта, так и местными деловыми кругами Кузбасса при подаче заявки на данный проект.

Информация о работе Продовольственный рынок Кемеровской области