Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, доклад
Цель:
определение профессионального потенциала и оказание помощи в выработке профессионального плана через анализ ситуаций с самим клиентом.
Категории клиентов:
Клиенты, которые испытывают потребность в помощи профессионального самоопределения, в планировании, в разработке плана построения профессиональной карьеры.
Профконсультации
для безработных
и ищущих работу граждан.
Цель:
определение
профессионального
потенциала и оказание
помощи в выработке
профессионального
плана через анализ
ситуаций с самим клиентом.
Категории
клиентов:
Основные
запросы клиентов:
Основные
этапы профконсультации
с безработными и
ищущими работу гражданами.
Название этапа |
Цель | Задача профконсультанта | Задача клиента |
Предварительный | Прояснение ситуации клиента (определение запроса). | -
выяснить степень
сформированности
профессионального
плана клиента;
- проанализировать потребность клиента; - обозначить условия и содержание самой консультации. |
-
уточнить цель
по анализу собственных
профессиональных ресурсов;
- прояснить желаемый результат; - уяснить характер предстоящей работы. |
Исследовательский (диагностический) | -
анализ профессиональных
и человеческих
ресурсов клиента;
-разработка профессионального проекта |
-
определить стратегию
выбора форм диагностического
материала;
- проанализировать профессиональный опыт клиента; - составить список профессиональных компетенций клиента; - выяснить и обозначить препятствия для построения личного профессионального плана (ЛПП); - оценить реалистичность профессионального проекта клиента.. |
-
систематизировать
собственный опыт;
- прояснить ситуацию по рынку труда; - разработать и скорректировать ЛПП. |
Заключительный | -
анализ результатов,
полученных в процессе
консультации;
- проект профессиональной деятельности клиента. |
-
выявить изменения
в состоянии клиента;
- аргументировать ЛПП клиента. |
-
планировать шаги
построения ЛПП;
- осмыслить произошедшие изменения. |
Сопроводительный | - отслеживание результатов консультирования. |
Методы
и средства, используемые
на этапах консультирования
Этапы | Методы | Средства |
Предварительный | Беседа, интервью, наблюдение (по анализу ситуации клиента) | 1.Анкета-опросник,
направленная на
выявление успешной
деятельности.
2.Средства информационного обеспечения: - справочный материал по местному рынку труда; - информация по рынку образовательных услуг; - справочный материал по профессиям с указанием медицинских противопоказаний; - рекламно-информационный материал об услугах. |
Исследовательский | -
Анализ профессионального
опыта;
- анализ личностного потенциала; - исследование когнитивных способностей; - исследование ценностей. |
ДДО
Е.А. Климова, ОПГ, Голланд,
опросник Д.Кейрси,
опросник конвергенций ( совпадений ). Средства на исследование личности: ММРI, 16-факторный опросник Р. Кеттелла, методика Айзенка, цветовой тест Люшера, методика цветовых метафор Соломина, тест-опросник Кондакова. |
Заключительный | Метод построения профессионального проекта. | Рамка Логрейм. Проект. |
Основные запросы, проблемы клиентов.
Методы психодиагностики.
Объекты профконсультирования | Запрос | Проблема | Методы психодиагностики |
Учащиеся школ | Выбор
профессии Выбор учебного заведения |
-
неумение принимать
решения;
- незнание личностных качеств и способностей; -
несформированность
интересов -недостаток информации о рынке образовательных услуг |
Диагностическая
методика: «Профессиональная
готовность»; тесты-опросники:
ДДО Е.А. Климова,
опросник профессиональных
склонностей (ОПГ). Тесты
интеллекта:тест Амтхауэра,
Д. Векслера, АСТУР. Тесты
специальных способностей.
Методики субъективного
шкалирования: тесты
Люшера, Сонди, юмористических
фраз. Беседа, интервью. Беседа |
Студенты | Возможность
дальнейшего обучения Соответствие
получаемой профессии
личностным качествам,
интересам, востребованности
на рынке труда Смена профессии |
-
недостаток информации
о рынке образовательных
услуг -изучение личностных качеств; -недостаток
информации о рынке
труда выбор профессии |
Беседа Тесты-опросники:
ММРI, тест Кетелла. Тесты
интеллекта и креативности,
тесты достижений, способностей.
Опросники профессиональных
интересов, склонностей. Диагностическая методика: «Профессиональная готовность»; тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова, опросник профессиональных склонностей (ОПГ). Тесты интеллекта:тест Амтхауэра, Д. Векслера, АСТУР. Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз. Беседа, интервью. |
Ребёнок + родитель | Конфликт между детьми и родителями, возникший относительно выбора профессии | межличностные отношения в семье | Беседа.
Активизирующие методики. |
Взрослое население | Смена профессии | -выбор
профессии -незнание технологии трудоустройства |
Диагностическая
методика: «Профессиональная
готовность»; тесты-опросники:
ДДО Е.А. Климова,
опросник профессиональных
склонностей (ОПГ). Тесты
интеллекта:тест Амтхауэра,
Д. Векслера, АСТУР. Тесты
специальных способностей.
Методики субъективного
шкалирования: тесты
Люшера, Сонди, юмористических
фраз. Беседа, интервью. Информирование |
Молодые специалисты, взрослое работающее население | Взаимоотношения в коллективе | отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в коллективе | Методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»,. Методики на выявление коммуникативных способностей. Беседа |
Работодатели | Подбор персонала | Отсутствие навыков владения психодиагностическим материалом. |
Вариант №1
Схема
организации взаимодействия
профконсультанта с
подростком
Основные
варианты организаций
взаимоотношений
психолога с подростком
в консультационном
процессе:
Рассматривая
организацию взаимодействия
профконсультанта с
клиентом, Н.
Гисберс и И. Мур выделяют
две основные фазы и
соответствующие им
подфазы в профессиональном
консультировании:
Фаза №1 – предполагает определение цели и проблемы подростка, чёткую формулировку его запроса и включает следующие подфазы:
А – установление отношений взаимопонимания между психологом и подростком, включая определение ответственности того и другого;
Б – получение информации о подростке (для лучшего его понимания);
В – анализ информации о клиенте и соотнесение этой информации с целями и проблемами;
Г
– выводы, вынесение консультационного
диагноза.
Фаза №2 – достижение целей консультации или решение проблем клиента, что предполагает две подфазы:
А – вмешательство психолога, определённое на основе диагноза;
Б
– оценка осуществлённых вмешательств.
Е.
А. Климов выделил
следующие основные
действия (схему-алгоритм)
проведения профконсультации:
2-а. Порекомендовать медицинскую профконсультацию.
3. Выявить профессиональные мотивы.
4. Выявить профессиональные интересы (если интересы есть, то выполнить действие 5, а если нет – 5-а или 5-б).
5.Обратиться к соответствующей справочной литературе.
5-а. найти
по справочнику профессии,
5-б. Расширить знания подростка о профессиях.
6. Определить
соответствие мотивов
7. Найти в справочнике сведения о неизвестных подростку профессиях.
7-а. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5-б, либо к 11-а и сделать этот переход.
8. Определить
специфику требований
9. Наметить программу психодиагностического обследования подростка ( при необходимости вернуться к пункту 2-а).
10. Провести
психодиагностическое
11. Укрепить уверенность подростка в правильности сделанного выбора.
11-а. Наметить программу бесконфликтной переориентации подростка на более подходящую ему профессию ( или область деятельности).
12. Убедиться
в положительном эффекте
Вариант
№2
Концептуальная
схема организации
взаимодействия профконсультанта
с клиентом.
Основные этапы консультации как способа активизировать подростка | Преимущественные задачи выделенных этапов | Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта |
Подготовительный этап | Предварительная оценка и выдвижение предварительной консультационной гипотезы | |
Реальная встреча профконсультанта с подростком (подготовка к взаимодействию) | ||
1-й этап | Общая
оценка реальной ситуации
консультирования:
1 – помощь подростку в формулировании проблемы; 2 – оценка условий консультирования; 3 – оценка профконсультантом своей готовности помочь данному человеку |
Максимальная доброжелательность и минимальная словесная активность профконсультанта (больше задавать вопросов и слушать подростка, чтобы лучше понять его) |
2-й этап | Уточнение (или выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы подростка и определение путей её решения | Повышение степени конструктивности (меньше эмоций) |
Начало реального взаимодействия (сотрудничество) | ||
Совместное уточнение проблемы и целей дальнейшей работы | Доброжелательная конструктивность | |
4-й этап | Совместное достижение намеченных целей (возможно, в течение нескольких консультаций) | Конструктивная работа (эмоции – только по необходимости) |
5-й этап | Совместное подведение итогов всей работы, её отдельных направлений или текущих консультаций, если работа предполагает серию встреч с подростком | Максимальная доброжелательность (подросток должен уйти с чувством удовлетворения и оптимизма) |
Информация о работе Профконсультации для безработных и ищущих работу граждан