Профконсультации для безработных и ищущих работу граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, доклад

Описание

Цель:
определение профессионального потенциала и оказание помощи в выработке профессионального плана через анализ ситуаций с самим клиентом.
Категории клиентов:
Клиенты, которые испытывают потребность в помощи профессионального самоопределения, в планировании, в разработке плана построения профессиональной карьеры.

Работа состоит из  1 файл

konsult.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Профконсультации  для безработных  и ищущих работу граждан. 

Цель:

      определение профессионального потенциала и оказание помощи в выработке профессионального плана через анализ ситуаций с самим клиентом. 

Категории клиентов: 

    • Клиенты, которые испытывают потребность в помощи профессионального самоопределения, в планировании, в разработке плана построения профессиональной карьеры.
    • Клиенты, которые хотят переквалифицироваться, построить новую профессиональную карьеру.
    • Клиенты, которые не имеют определённых  профессиональных планов (у них есть выбор различных вариантов, но они не знают, на чём остановиться).
    • Клиенты с опытом работы, но не имеющие диплома об образовании
    • Клиенты, которые попадают под сокращение и им предлагается занять более низкую ступень профессиональной лестницы.
 
 

Основные  запросы клиентов: 

    • Не  могут применить  свой профессиональный опыт на практике.
 
    • Не  владеют ситуацией  на рынке труда.
 
    • Не  знают свой человеческий ресурс (свои возможности и способности).
 
    • Не  могут сопоставить  свои возможности  и способности с требованиями рынка труда.
 
    • Не  знают путей реализации своих профессиональных трудностей.
 
 
 

Основные  этапы профконсультации с безработными и  ищущими работу гражданами. 

 
Название  этапа
Цель Задача  профконсультанта Задача  клиента
Предварительный Прояснение  ситуации клиента (определение  запроса). - выяснить степень  сформированности  профессионального  плана клиента;

- проанализировать  потребность клиента;

- обозначить условия  и содержание самой  консультации.

- уточнить цель  по анализу собственных  профессиональных ресурсов;

- прояснить желаемый  результат;

- уяснить характер  предстоящей работы.

Исследовательский (диагностический) - анализ профессиональных  и человеческих  ресурсов клиента;

-разработка  профессионального  проекта

- определить стратегию  выбора форм диагностического материала;

- проанализировать  профессиональный  опыт клиента;

- составить список  профессиональных  компетенций клиента;

- выяснить и обозначить  препятствия для  построения личного  профессионального  плана (ЛПП);

- оценить реалистичность профессионального проекта клиента..

- систематизировать  собственный опыт;

- прояснить ситуацию  по рынку труда;

- разработать и  скорректировать  ЛПП.

Заключительный - анализ результатов,  полученных в процессе  консультации;

- проект профессиональной  деятельности клиента.

- выявить изменения  в состоянии клиента;

- аргументировать  ЛПП клиента.

- планировать  шаги  построения ЛПП;

- осмыслить произошедшие  изменения.

Сопроводительный - отслеживание результатов  консультирования.    
 
 

Методы  и средства, используемые на этапах консультирования 
 

Этапы Методы Средства
Предварительный Беседа, интервью, наблюдение (по анализу ситуации клиента) 1.Анкета-опросник, направленная на  выявление успешной  деятельности.

2.Средства  информационного  обеспечения:

- справочный материал по местному рынку труда;

- информация по рынку образовательных услуг;

- справочный материал  по профессиям  с указанием медицинских  противопоказаний;

- рекламно-информационный  материал об услугах.

Исследовательский - Анализ профессионального  опыта;

- анализ личностного  потенциала;

- исследование когнитивных  способностей;

- исследование ценностей.

ДДО  Е.А. Климова, ОПГ, Голланд, опросник Д.Кейрси,

опросник  конвергенций

( совпадений ).

Средства  на исследование личности:

ММРI, 16-факторный опросник  Р. Кеттелла, методика Айзенка, цветовой тест Люшера, методика цветовых метафор Соломина, тест-опросник Кондакова.

Заключительный Метод построения профессионального  проекта. Рамка Логрейм. Проект.
 
 

 

      Основные запросы, проблемы клиентов.

      Методы  психодиагностики.

Объекты профконсультирования Запрос Проблема Методы  психодиагностики
Учащиеся  школ Выбор профессии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выбор учебного заведения

- неумение принимать  решения;

- незнание личностных  качеств и способностей;

- несформированность  интересов 
 
 
 
 
 
 
 
 

-недостаток  информации о рынке  образовательных  услуг

Диагностическая методика: «Профессиональная  готовность»; тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова, опросник профессиональных склонностей (ОПГ). Тесты  интеллекта:тест Амтхауэра, Д. Векслера, АСТУР. Тесты  специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз. Беседа, интервью. 

Беседа

Студенты Возможность дальнейшего обучения 

Соответствие  получаемой профессии  личностным качествам, интересам, востребованности на рынке труда 
 

Смена профессии

- недостаток информации  о рынке образовательных  услуг 

-изучение  личностных качеств;

-недостаток  информации о рынке  труда 
 
 
 

выбор профессии

Беседа 
 

Тесты-опросники: ММРI, тест Кетелла. Тесты интеллекта и креативности, тесты достижений, способностей. Опросники профессиональных интересов, склонностей. 

Диагностическая методика: «Профессиональная  готовность»; тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова, опросник профессиональных склонностей (ОПГ). Тесты  интеллекта:тест Амтхауэра, Д. Векслера, АСТУР. Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз. Беседа, интервью.

Ребёнок + родитель Конфликт  между детьми и  родителями, возникший  относительно выбора профессии межличностные отношения в семье Беседа.

Активизирующие  методики.

Взрослое  население Смена профессии -выбор  профессии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-незнание  технологии трудоустройства

Диагностическая методика: «Профессиональная  готовность»; тесты-опросники: ДДО Е.А. Климова, опросник профессиональных склонностей (ОПГ). Тесты интеллекта:тест Амтхауэра, Д. Векслера, АСТУР. Тесты специальных способностей. Методики субъективного шкалирования: тесты Люшера, Сонди, юмористических фраз. Беседа, интервью. 
 

Информирование

Молодые специалисты, взрослое работающее население Взаимоотношения в коллективе отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в коллективе Методика  Дж. Гилфорда «Социальный  интеллект»,. Методики на выявление коммуникативных  способностей. Беседа
Работодатели Подбор  персонала Отсутствие  навыков владения психодиагностическим материалом.  
 
 

      Вариант №1

      Схема организации взаимодействия профконсультанта с  подростком 

      Основные  варианты организаций  взаимоотношений  психолога с подростком в консультационном процессе: 

      1. Диагностико-рекомендательная консультация заканчивается выдачей рекомендации о «пригодности» или о «непригодности» к профессии. К сожалению, в большинстве случаев подросток остаётся в пассивной позиции «обследуемого», а то и «испытуемого», то есть говорить о диалоге в такой ситуации не приходится.
      2. «Свободная беседа»: важные вопросы самоопределения обсуждаются в свободном стиле, можно «перескакивать» с одной на другие близкие темы. Часто всё это создаёт некоторый логический хаос и поэтому бывает сложно не потерять главную логическую нить разговора. Поскольку подросток обычно не в состоянии отследить логику разговора, начеку приходится быть профконсультанту. Но тогда консультант становится инициатором беседы, а подросток неизбежно занимает позицию «ведомого».  Хотя сам на это обычно соглашается с  большим удовольствием (ведь он «пришёл получить квалифицированную помощь» и с радостью наблюдает за «квалифицированными действиями консультанта». Но это всё-таки позиция «слушателя», а не субъекта самоопределения.)
      3. Наконец – подлинный диалог, взаимодействие, сотрудничество с подростком. Достаточно сложно организовать такое взаимодействие и обычно для этого нужна специальная подготовительная работа (у подростка ещё должна быть сформирована потребность в диалоге. А также способность участвовать в совместной работе с психологом).
 
 

      Рассматривая  организацию взаимодействия профконсультанта с  клиентом, Н. Гисберс и И. Мур выделяют две основные фазы и соответствующие им подфазы в профессиональном консультировании: 

      Фаза №1 – предполагает определение цели и проблемы подростка, чёткую формулировку его запроса и включает следующие подфазы:

            А – установление отношений  взаимопонимания между психологом и подростком, включая определение ответственности того и другого;

            Б – получение информации о подростке (для лучшего его понимания);

            В – анализ информации о клиенте и соотнесение этой информации с целями и проблемами;

            Г – выводы, вынесение консультационного  диагноза. 

      Фаза №2 – достижение целей консультации или решение проблем клиента, что предполагает две подфазы:

            А – вмешательство психолога, определённое на основе диагноза;

            Б – оценка осуществлённых вмешательств. 
       

      Е. А. Климов выделил  следующие основные действия (схему-алгоритм) проведения профконсультации: 
       

      1. Рассмотреть медицинское состояние клиента (если оно в целом удовлетворительное, то выполнить действие 2, а если нет – действие 2-а).
      2. Провести по специальной программе вводную лекцию или беседу.

      2-а. Порекомендовать  медицинскую профконсультацию.

      3. Выявить  профессиональные мотивы.

      4. Выявить профессиональные интересы (если интересы есть, то выполнить действие 5, а если нет – 5-а или 5-б).

      5.Обратиться  к соответствующей справочной  литературе.

      5-а. найти  по справочнику профессии, пользующиеся  спросом. 

      5-б. Расширить  знания подростка о профессиях.

      6. Определить  соответствие мотивов подростка  потребностям общества в определённых  профессиях (если соответствие высокое, то перейти к действию 8, нет – к 7, 7-а).

      7. Найти в справочнике сведения о неизвестных подростку профессиях.

      7-а. Сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5-б, либо к 11-а и сделать этот переход.

      8. Определить  специфику требований выделенных  профессий к работнику (если  требования повышенные, то перейти к действию 9, нет- к 11).

      9. Наметить программу психодиагностического обследования подростка ( при необходимости вернуться к пункту 2-а).

      10. Провести  психодиагностическое обследование (если подросток соответствует  особым требованиям намеченной профессии, перейти к пункту 11, нет – к 11-а).

      11. Укрепить уверенность подростка в правильности сделанного выбора.

      11-а. Наметить  программу бесконфликтной переориентации подростка на более подходящую ему профессию ( или область деятельности).

      12. Убедиться  в положительном эффекте проведённой  работы (если всё нормально, перейти к пунктам 3 и 4, нет – наметить более углубленную научно- практическую профориентационную работу с этим человеком).

         
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Вариант №2 

      Концептуальная  схема организации  взаимодействия профконсультанта с клиентом. 

Основные этапы консультации как способа активизировать подростка Преимущественные  задачи выделенных этапов Организация и развитие эмоционально-доверительного контакта
Подготовительный  этап Предварительная оценка и выдвижение предварительной  консультационной гипотезы  
Реальная  встреча профконсультанта с подростком (подготовка к взаимодействию)
1-й  этап Общая оценка реальной ситуации консультирования:

1 – помощь подростку  в формулировании  проблемы;

2 – оценка условий  консультирования;

3 – оценка профконсультантом своей готовности помочь данному человеку

Максимальная  доброжелательность и минимальная  словесная активность профконсультанта (больше задавать вопросов и  слушать подростка, чтобы лучше понять его)
2-й  этап Уточнение (или  выдвижение) консультационной гипотезы: понимание проблемы подростка и определение путей её решения Повышение степени конструктивности (меньше эмоций)
Начало  реального взаимодействия (сотрудничество)
  Совместное  уточнение проблемы и целей дальнейшей работы Доброжелательная  конструктивность
4-й  этап Совместное  достижение  намеченных целей (возможно, в течение нескольких консультаций) Конструктивная  работа (эмоции –  только по необходимости)
5-й  этап Совместное  подведение итогов всей работы, её отдельных  направлений или  текущих консультаций, если работа предполагает серию встреч с подростком Максимальная  доброжелательность (подросток  должен уйти с чувством удовлетворения и  оптимизма)

Информация о работе Профконсультации для безработных и ищущих работу граждан