Профконсультации для безработных и ищущих работу граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:32, доклад

Описание

Цель:
определение профессионального потенциала и оказание помощи в выработке профессионального плана через анализ ситуаций с самим клиентом.
Категории клиентов:
Клиенты, которые испытывают потребность в помощи профессионального самоопределения, в планировании, в разработке плана построения профессиональной карьеры.

Работа состоит из  1 файл

konsult.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)
 
 

         Естественно, нельзя воспринимать эту схему как  некий «алгоритм» работы (это всё-таки только концептуальная схема). С одними ребятами очень быстро удаётся совместно выделить цели и проблемы (иногда подросток может прийти, хорошо понимая свои трудности) и тогда вся работа будет направлена на решение его проблем. В другом случае основные усилия могут быть направлены на уточнение (бывают случаи, когда подросток, «наконец-то осознавший» свою проблему, заявляет, что «дальше он и сам сумеет её разрешить, т.е. для него главным было её понять, увидеть»).

         Если  так и не удаётся решить проблему и начать реальное взаимодействие, тогда профконсультанту ничего другого не остаётся, как продолжать работу с ним в обычном режиме (не активизирующим), и, надо полагать, нужная помощь будет всё-таки оказана и пойдёт на пользу. Бесполезной она не окажется.

         Предлагаем  один из возможных вариантов профконсультационного взаимодействия профконсультанта и подростка в процессе совместного выбора профессии. Для организации диалога можно использовать методику, которую приводим ниже. 
       
       

 

      «Схема  альтернативного  выбора» 

         Цель  методики – помочь подростку выбрать наиболее предпочтительный вариант профессии или места работы из уже имеющихся вариантов с учётом наиболее важных для человека факторов выбора.

         Особенность данной методики в  том, что работа идёт с уже имеющимися альтернативными  вариантами. Выбор происходит в процессе обсуждения, где основное (решающее) слово всегда принадлежит подростку.

            Схема альтернативного выбора наиболее эффективна на индивидуальной консультации, хотя её можно использовать и в работе с небольшой группой.

            Общий порядок работы со схемой следующий:

      1. Профконсультант и подросток сидят за столом рядом (а не напротив друг друга).
      2. На чистом листе бумаги рисуется несложный бланк, где вверху по горизонтали будут выписываться имеющиеся у подростка варианты, а слева по вертикали – те факторы и условия, которые важны для того, чтобы решение принял именно этот подросток. Оптимальное количество рассматриваемых вариантов – от 2 до 5-7, т.е. столько, сколько сможет разместиться на обычном листе бумаги. Когда подросток будет называть свои варианты, желательно, чтобы они были сформулированы как можно конкретнее.
      3. Профконсультант предлагает подростку назвать наиболее важные для него причины выбора, а бланк как раз и нужен для того, чтобы выписать эти причины-факторы. Для удобства используется специальный перечень таких факторов. Обычно в бланк выписывают 20-30 факторов. При записи этих факторов психолог может задавать уточняющие вопросы, которые иногда изменяют первоначальные формулировки. Главное, чтобы смысл называемых факторов был хорошо ясен и профконсультанту, и подростку, что и обеспечивает взаимодействие и понимание между ними.

        Этот перечень достаточно универсален и может  использоваться как для профконсультации выпускников школ (больше ориентирующихся  на первоначальный выбор профессии  и учебных заведений), так и для работы со взрослыми клиентами (больше рассматривающих варианты трудоустройства или смены профессии).

              После того, как будут выписаны все важные факторы, подросток называет 5-7 самых  для него значимых. Рядом с этими  факторами слева проставляется отметка особой значимости – «*2», сами же факторы лучше подчеркнуть.

              Далее подросток оценивает, насколько  каждый из записанных в бланк факторов соответствует имеющимся (также  записанным) вариантам. Тут используется несложная шкала от 0 до 4 баллов:

              0 баллов – фактор совершенно  не соотносится с данным вариантом; 1 балл – фактор соотносится  с вариантом, но очень слабо; 2 балла – фактор имеет некоторое  соотношение с вариантом; 3 балла  – фактор хорошо соотносится  с вариантом; 4 балла – очень  хорошо соотносится с вариантом. Первое и последнее слово при оценке факторов всегда предоставляется подростку, чтобы он чувствовал себя самостоятельным. В этом главный (активизирующий) смысл этой методики.

              Сидящий рядом профконсультант может  иногда задавать уточняющие вопросы, а в некоторых случаях предложить и свою оценку. Но окончательное слово – всегда за подростком (даже если консультант считает, что он совершенно неправ, значит, консультанту не удалось привести достаточно убедительные аргументы). Ни в коем случае нельзя спорить с подростком «до хрипоты»: работа должна проходить легко, с пониманием, удовольствием.

              При использовании схемы нередки  случаи, когда аргументы консультанта  способны лишь частично в чём-то убедить  подростка, и тогда в таблице  вместо ошибочных баллов-оценок можно выписывать «компромиссные баллы»: они находятся где-то посредине между первоначальным баллом подростка и уточнённым баллом психолога. Важно понимать, что абсолютно объективных оценок почти не бывает и речь идёт лишь о степени приближения к ним.

              После проставления в бланк баллов-оценок используется коэффициент особой значимости факторов – «*2», который ранее  уже был проставлен рядом с  такими факторами. Все выделенные факторы (особенно важные для подростка) удваиваются, т.е. удваиваются первоначальные баллы (оценки), что отражается в бланке.

              После этого по каждому варианту подсчитывается сумма всех баллов, включая и удвоенные, и неудвоенные. Вариант, набравший  наибольшее количество баллов, скорее всего и будет наиболее предпочтительным для подростка.

              Но  нельзя переоценивать эти чисто количественные показатели привлекательности вариантов. Они представляют собой лишь некоторую основу для серьёзных размышлений о выборе профессии, учебного заведения или места трудоустройства.

        Были случаи, когда подросток после проделанной  совместной работы, говорил, что ему  помогли «лучше разобраться в  том, чего же он действительно хочет», а затем всё-таки останавливался на варианте, который не набирал большего количества баллов.

              Может случиться, что методика с первого раза и не позволит выявить наиболее предпочтительные варианты (например, все или многие из них наберут примерно одинаковое количество баллов). В этом случае можнол предложить подростку ещё раз посмотреть, те ли факторы он выбрал. Такое повторение обычно занимает гораздо меньше времени, поскольку подросток уже знаком с общей логикой использования схемы и, как правило, проделывает всё достаточно быстро.  
         
         
         
         
         

 

      Бланк для методики «Схема альтернативного  выбора» 

Коэффициент значимости – «2» Мотивационные факторы 1-ый  вариант, строительный  техникум (монтаж) 2-ой  вариант, экономический  институт (бухучёт) 3-ий  вариант, продажа  газет (скоро в  армию)
  Интуиция  подсказывает 1 3 1
  Одобрение отца 2 2 1
  Способности позволяют 3 2 4
*2 Хотел бы показать интеллект 2 (4) 3 (6) 2 (4)
  Хотел бы использовать жизненный  опыт 3 4 3
  Хотел бы проявить самостоятельность 3 2 4
*2 Престиж 0 (0) 3 (6) 1 (2)
  Лёгкость  поступления 3 1 4
  Хорошая «атмосфера» 2 1 0
  Работа  со знаковыми системами (предмет труда)      
  Оценка, контроль (цель труда)      
  Творчество (цель)      
  Теоретические (средства труда)      
  Бытовой микроклимат (условия  труда)      
  Самостоятельный труд      
  Клиенты, посетители      
  Обычная ответственность      
  Высокая зарплата      
  Хорошие отношения      
  Итого: 40 62 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Этапы проведения профконсультирования

        

 

Информация о работе Профконсультации для безработных и ищущих работу граждан