Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие людей на природу становится все большим. В результате производственной деятельности различных предприятий загрязняются атмосферный воздух, водная среда и земельные территории. Поэтому в современных условиях чрезвычайно необходимо решение задач охраны природы от вредных выбросов и сбросов. Загрязненная природная среда оказывает отрицательное воздействие, проявляющееся в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т. д. Для устранения загрязнений на предприятиях проводятся соответствующие природоохранные мероприятия.

Содержание

Тема 21. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов.3 вариант
1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.
2. Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.
Задача
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Тема-21-Вариант-3.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)


5

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

 

Заочный факультет

Кафедра: экономики и управления производством

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по курсу «Прогнозирование и планирование экономики»

 

 

 

 

Выполнила: Климчуковская А.А.

Группа: ЭУ-31

№ зачетной книжки: 09-ЭУ-24

 

 

 

 

 

 

Адрес: г.п. Лельчицы, Гомельская обл.

Ул. Красноармейская, д. 48.

Индекс: 247841

 

 

 

Гомель,2011 год

Содержание

 

Тема 21. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов.3 вариант

1.     Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.

2.     Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.

Задача

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.

 

По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие людей на природу становится все большим. В результате производственной деятельности различных предприятий загрязняются атмосферный воздух, водная среда и земельные территории. Поэтому в современных условиях чрезвычайно необходимо решение задач охраны природы от вредных выбросов и сбросов. Загрязненная природная среда оказывает отрицательное воздействие, проявляющееся в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т. д. Для устранения загрязнений на предприятиях проводятся соответствующие природоохранные мероприятия.

Земные ресурсы не бесконечны и при сохранении постоянно растущего их потребления будут в обозримом будущем исчерпаны, что поставит человечество в крайне сложное положение. Уклонение от прогнозирования перспектив ресурсообеспечения может иметь тяжелые последствия. Вместе с тем  сами эти перспективы и суть связанных с ними неприятностей существенно иные, чем это кажется. Человечеству не грозит в ближайшее время исчерпание  наличных в недрах минеральных ресурсов: в целом они практически неисчерпаемы. Однако технически доступная и экономически эффективная (по условиям залегания и качеству) часть полных ресурсов многих важных видов полезных ископаемых катастрофически уменьшается. Быстрое ее исчерпание и обращение к менее эффективным залежам будут означать серьезное испытание для экономики многих стран мира [3, c. 12].

В результате возрастающего экономического и социального потребления природных ресурсов в большинстве стран мира, в том числе и в Республике Беларусь, к исходу XX в. обострились две глобаль­ные проблемы природопользования — истощение многих видов природных ресурсов и постоянное снижение качества окружаю­щей природной среды. Необходимы меры по рационализации природопользования и охране окружающей природной среды. Они должны базироваться на разработке прогнозов природных ресурсов, обеспеченности ими потребностей развития экономики, социальной сферы.

Важное место в хозяйственном механизме природопользова­ния отводится прогнозированию и планированию природоох­ранной деятельности и рационального использования природ­ных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объек­том планирования являются не только социально-экономичес­кие, но и природные процессы и явления. Природа, как извес­тно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окру­жающую среду, составление долгосрочных программ и прогно­зов, в которых определяется экологическая стратегия хозяй­ственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устой­чивого экономического роста.

Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом пе­рехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рациональ­ного природопользования на основе применения преимущес­твенно экономических методов управления в сочетании с право­выми и воспитательными мерами.

Соответственно в Беларуси была разработана и принята Рес­публиканская комплексная программа охраны окружающей среды (программа "Экология") на 1991-1995 гг. и на перспек­тиву до 2020 г. Развитие кризисных явлений в экономике Бела­руси, прекращение финансирования ряда экологических про­грамм из общесоюзных фондов не позволило в полном объеме выполнить эту программу.

После получения Беларусью статуса независимого государ­ства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Бела­русь. С началом рыночного реформирования экономики фун­кции и содержание планирования резко изменились на всех уровнях управления. Планирование утрачивает свой директив­ный характер, становится индикативным, то есть направляю­щим, рекомендательным, ориентирующим, координирующим действия и интересы государства и других субъектов хозяйство­вания. Но в условиях экономического кризиса' индикативные планы включают как показатели-ориентиры, имеющие лишь информационное значение для предприятий, так и директив­ные показатели (в частности, госзаказ), экономические регуля­торы (цены, налоги, ставки, экономические нормативы).

Порядок планирования мероприятий по охране окружаю­щей среды был закреплен в ст. 15 Закона "Об охране окружаю­щей среды" (1992). Принятая в Беларуси политика в области экологии отражается в программах (прогнозах, планах) соци­ально-экономического развития страны и других документах, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с Законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (1998). Основ­ные блоки эколого-экономического прогнозирования во взаимосвязи с системой государственных прогнозов социально-эко­номического развития страны можно условно классифициро­вать, как показано на рис. 1 [3, c. 29].

 

Рис. 1. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования, разрабатываемые по периодам времени

На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государ­ственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабаты­вается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее ос­нове составляются Основные направления социально-экономи­ческого развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу фор­мируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природополь­зования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допусти­мых выбросов загрязняющих веществ, показатели использова­ния природных ресурсов, расчет объема капитальных вложе­ний, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, до­ведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономи­ческого прогнозирования по периодам времени на уровне госу­дарства и особо важных природных комплексов и экологичес­ких систем носят, как правило, межотраслевой и межрегио­нальный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются, прежде всего, в Национальной программе рацио­нального использования природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосроч­ных целей, как поддержание благоприятной, экологически бе­зопасной среды для обеспечения благополучия населения; обес­печение рационального, неистощительного природопользова­ния в интересах устойчивого социально-экономического разви­тия страны; сбалансирование процессов воспроизводства и ис­пользования возобновляемых природных ресурсов, рациональ­ное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовле­чением в хозяйственный оборот отходов производства.

Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно сос­тоит из нескольких главных целевых блоков, это:

      природоохранное законодательство;

      нормативное обеспечение (стандарты качества, экологиче­ские нормы);

      информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);

      экономическое регулирование природопользования, эко­логические мероприятия при разгосударствлении и приватиза­ции;

      экологическая безопасность и др.

Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяй­ства.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-техничес­кой программы "Природопользование и охрана окружающей среды" (ГНТП "Природопользование"). Главной целью програм­мы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

Спецификой эколого-экономического планирования в Бела­руси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологиче­ских проблем и ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продол­жительности действия радиоактивное загрязнение резко ограни­чило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огром­ных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия ре­шается в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобылъской АЭС.

В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загряз­ненных радионуклидами, предусматривается регулярное прове­дение на пострадавших территориях радиационно-экологичес­кого мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических пас­портов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безо­пасности загрязненных территорий.

Объектами природоохранного прогнозирования и планиро­вания являются и отдельные природные комплексы и экологи­ческие системы. По некоторым природным комплексам Белару­си составлены схемы охраны природы, которые включают оцен­ку современного состояния природной среды, прогноз природ­ных процессов в условиях антропогенного воздействия, ком­плекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения при­родной среды. В разные периоды разрабатывались схемы ком­плексного использования и охраны водных и земельных ресур­сов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены "Схема рационального природопользова­ния Белорусского Поозерья", "Схема рационального размеще­ния особо охраняемых природных территорий Республики Бе­ларусь". Взаимосвязанный анализ современного и перспектив­ного состояния природной среды и развития хозяйства как ис­точника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильнос­ти на территории природного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.

 

Социально-экономическое развитие страны невозможно без постоянного взаимодействия экономики и социальной сферы с окружающей природной средой. В составе факторов, отрицательно влияющих на состояние природных ресурсов, выделяют увеличение масштабов экономического (производственно-хозяйственного) и социального их потребления, а также естественные факторы (засоление, заболевание, опустынивание почвы, последствия стихийных бедствий – наводнений, ураганов, увеличение площади загрязнения почвы в результате движения паводковых вод и т. д.). В то же время положительное влияние оказывают следующие факторы:

– хозяйственная деятельность, направленная на воспроизводство природных ресурсов: посадка леса, мероприятия по разведению, селекции различных видов животного мира: поиск и разведка полезных ископаемых и др.;

– природоохранная деятельность человека: очистка водных, земельных ресурсов, предотвращение загрязнения воздушного бассейна и др.

Целью разработки данного раздела прогнозов является повышение эффективности использования природных ресурсов и снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Прогнозирование производится по следующим направлениям:

– охрана и рациональное использование водных ресурсов;

– охрана атмосферного воздуха;

– охрана и рациональное использование земель;

– охрана и рациональное использование лесных ресурсов [5, c. 134-135].

Объектами прогнозирования и планирования выступают следующие виды:

1.              Атмосферный воздух - его защита предполагает ряд мероприятий:

      снижение выбросов вредных веществ;

      разработка и использование нормативов предельно допускаемых выбросов (кон­центрация) предприятий, транспорта;

      ввод в действие устройств снижающих выбросы и их обезвреживание.

2.              Водные ресурсы.

Исходной базой прогнозирования и планирования водных ресурсов является данные:

      водного кадастра республики; (данные о водных ресурсах);

Информация о работе Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов