Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие людей на природу становится все большим. В результате производственной деятельности различных предприятий загрязняются атмосферный воздух, водная среда и земельные территории. Поэтому в современных условиях чрезвычайно необходимо решение задач охраны природы от вредных выбросов и сбросов. Загрязненная природная среда оказывает отрицательное воздействие, проявляющееся в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т. д. Для устранения загрязнений на предприятиях проводятся соответствующие природоохранные мероприятия.

Содержание

Тема 21. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов.3 вариант
1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.
2. Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.
Задача
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Тема-21-Вариант-3.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

      учёта расходования вод;

      проекты перераспределения вод между водопользователями;

      водного баланса (ресурсная и расходная часть).

Прогноз потребности в водных ресурсах формируется на расчёте водохозяйствен­ного баланса.

Расходная часть: потребность в воде отраслей хозяйствования, жилищно-коммунальное потребление, санитарные стоки и др.

Прогнозные расчёты - используются нормы и нормативы, в том числе и перспек­тивные нормы. Прогнозирование и планирование водных ресурсов включает в систему мер по предотвращению загрязнению водных источников.

3.              Земельные ресурсы.

Основным источником прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов является данные государственного земельного кадастра (свод систематизирован­ных сведений о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель).

Прогнозирование и планирование земельных ресурсов включают:

      совершенствование земельно-кадастровой информационной базы;

      повышение эффективности землепользования;

      охрана земельных ресурсов (рекультивация земель - восстановления после нару­шения их естественного состояния);

      правовое обеспечение землепользователей.

4.              Лесные ресурсы.

В соответствии с выполняемыми функциями лесные ресурсы подразделяются на 2 группы:

      леса, выполняющие защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и пейзажные функции;

      эксплуатационные леса.

Лесопользование определяется расчётной лесосекой (нормой ежегодных объёмов рубок леса), которая рассчитывается исходя из объёмов спелой древесины, потребности в ней и поставок на экспорт.

Рациональное лесопользование предполагает не только вырубку, но и восстановле­ние леса, а также охрану лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.

5.              Минерально-сырьевые ресурсы.

Прогнозирование и планирование использования сырьевых ресурсов предполагает следующие направления:

      оценка наличия природных ресурсов; (их количественные и качественные оценки)

      количественные оценки выражаются запасами полезных ископаемых;

      качественные оценки выражаются и экономической целесообразностью использо­вания (глубины залегания, содержания полезных компонентов, возможности применения технологии добычи).

      прогнозные запасы ископаемых;

      экологобезопасные и экономически эффективные технологии добычи, переработ­ки и использования.

Особая роль в организации экологического планирования и прогнозирования  принадлежит нормативному методу иссле­дования, и в частности применению экологических норма­тивов (предельно допустимая концентрация (ПДК), пре­дельно допустимые выбросы (ПДВ), норма зеленых зон, заповедников и т. п.). Главное их назначение – определить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. В экономике природопользования применяются и другие нормативы. Например, нормативы эксплуа­тации природных ресурсов (расчетная лесосека), отходов, экономической эффективности капитальных вложений в ох­рану природы и т. п. Без необходимой нормативной базы не могут совершенствоваться хозяйственный механизм природопользования, система планирования, стимулирова­ния и управления [4, c. 217].

На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государ­ственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабаты­вается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее ос­нове составляются Основные направления социально-экономи­ческого развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу фор­мируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природополь­зования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допусти­мых выбросов загрязняющих веществ, показатели использова­ния природных ресурсов, расчет объема капитальных вложе­ний, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, до­ведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдель­ных министерств, ведомств и предприятий.

Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономи­ческого прогнозирования по периодам времени на уровне госу­дарства и особо важных природных комплексов и экологичес­ких систем носят, как правило, межотраслевой и межрегио­нальный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего в Национальной программе рацио­нального использования природных ресурсов и охраны окружаю­щей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосроч­ных целей, как поддержание благоприятной, экологически бе­зопасной среды для обеспечения благополучия населения; обес­печение рационального, неистощительного природопользова­ния в интересах устойчивого социально-экономического разви­тия страны; сбалансирование процессов воспроизводства и ис­пользования возобновляемых природных ресурсов, рациональ­ное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовле­чением в хозяйственный оборот отходов производства.

Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно сос­тоит из нескольких главных целевых блоков, это:

      природоохранное законодательство;

      нормативное обеспечение (стандарты качества, экологиче­ские нормы);

      информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);

      экономическое регулирование природопользования,  эко­логические мероприятия при разгосударствлении и приватиза­ции;

      экологическая безопасность и др.

Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяй­ства.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-техничес­кой программы "Природопользование и охрана окружающей среды" (ГНТП "Природопользование"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение эколого-безопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антро­погенного воздействия на природные экологические системы.

Спецификой эколого-экономического планирования в Бела­руси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продол­жительности действия радиоактивное загрязнение резко ограни­чило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огром­ных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия ре­шается в соответствии с Государственной программой Республи­ки Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС.

В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загряз­ненных радионуклидами, предусматривается регулярное прове­дение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических пас­портов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безо­пасности загрязненных территорий.

Объектами природоохранного прогнозирования и планиро­вания являются и отдельные природные комплексы и экологи­ческие системы. По некоторым природным комплексам Белару­си составлены схемы охраны природы, которые включают оцен­ку современного состояния природной среды, прогноз природ­ных процессов в условиях антропогенного воздействия, ком­плекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения при­родной среды. В разные периоды разрабатывались схемы ком­плексного использования и охраны водных и земельных ресур­сов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены "Схема рационального природопользова­ния Белорусского Поозерья", "Схема рационального размеще­ния особо охраняемых природных территорий Республики Бе­ларусь". Взаимосвязанный анализ современного и перспектив­ного состояния природной среды и развития хозяйства как ис­точника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические нап­равления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильнос­ти на территории природного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

      Оправдано ли проведение природоохранных мероприятий по защите акустической среды жилого дома после воздействия шумопоглощающей стены,  если     первоначальный ущерб составлял 65 тыс. ден.ед/год, а после проведения мероприятий снизился на 1/3. При этом капитальные вложения в строительство стены составили 35 тыс.ден.ед., эксплуатационные расходы в год равны –  11 тыс. ден.ед. Нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений составляет 0,15.

 

Решение:

1)     Приведенные затраты на проведение природоохранных мероприятий ПЗ=Рэкс+Ен∙КВ, где Рэкс – эксплуатационные расходы в год; Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений; КВ – капитальные вложения в строительство стены. ПЗ=11+0,15∙35=16,25 тыс. ден.ед.

2)     Ущерб после строительства стены У1=У0 – ΔУ, где У0 – первоначальный ущерб; ΔУ – изменение ущерба после строительства стены. У1=65 – 65∙1/3=43,33 тыс. ден.ед.

3)     Сумма снижения ущерба ΔУ=65∙1/3=21,67 тыс. ден.ед.

Таким образом, проведение природоохранных мероприятий по защите акустической среды жилого дома после воздействия шумопоглощающей стены оправдано, так как сумма приведённых затрат меньше, чем предотвращенный ущерб 16,25 тыс. ден.ед.< 21,67 тыс. ден.ед.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.      Валицкий, С. В. Прогнозирование и планирование экономики Курс лекций. Учебное электронное издание/ С. В.Валицкий.-Мн.: БНТУ, 2009.- 224 с.

2.      Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пос./ Л.П. Владимирова.-М.: Дашков и К, 2010.- 274 c.

3.      Неверов, А. В. Экономика  природопользования :  учеб.  пособие  для вузов / А. В. Неверов. – Минск : Выш. шк., 2011. – 216 с.

4.      Новоселов, А. П. Управление эколого-экономической деятельностью предприятия : учеб. пособие / А. П. Новоселов, Г. А. Аракелова, О. Е Астафьева ; Гос. ун-т управления. – М. : ГУУ, 2010.  – 68 с.

5.      Основы экономики природопользования : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Волкова [и др.] ; под ред. В. Н. Холиной ; ЗАО Издательский дом «Питер». – СПб. : Питер, 2005. – 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов