Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:55, контрольная работа
По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие людей на природу становится все большим. В результате производственной деятельности различных предприятий загрязняются атмосферный воздух, водная среда и земельные территории. Поэтому в современных условиях чрезвычайно необходимо решение задач охраны природы от вредных выбросов и сбросов. Загрязненная природная среда оказывает отрицательное воздействие, проявляющееся в повышении заболеваемости людей, снижении их работоспособности, снижении продуктивности природных ресурсов, ускоренном износе основных фондов и т. д. Для устранения загрязнений на предприятиях проводятся соответствующие природоохранные мероприятия.
Тема 21. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования ресурсов.3 вариант
1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.
2. Организация прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования.
Задача
Список использованных источников
учёта расходования вод;
проекты перераспределения вод между водопользователями;
водного баланса (ресурсная и расходная часть).
Прогноз потребности в водных ресурсах формируется на расчёте водохозяйственного баланса.
Расходная часть: потребность в воде отраслей хозяйствования, жилищно-коммунальное потребление, санитарные стоки и др.
Прогнозные расчёты - используются нормы и нормативы, в том числе и перспективные нормы. Прогнозирование и планирование водных ресурсов включает в систему мер по предотвращению загрязнению водных источников.
3. Земельные ресурсы.
Основным источником прогнозирования и планирования использования земельных ресурсов является данные государственного земельного кадастра (свод систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель).
Прогнозирование и планирование земельных ресурсов включают:
совершенствование земельно-кадастровой информационной базы;
повышение эффективности землепользования;
охрана земельных ресурсов (рекультивация земель - восстановления после нарушения их естественного состояния);
правовое обеспечение землепользователей.
4. Лесные ресурсы.
В соответствии с выполняемыми функциями лесные ресурсы подразделяются на 2 группы:
леса, выполняющие защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и пейзажные функции;
эксплуатационные леса.
Лесопользование определяется расчётной лесосекой (нормой ежегодных объёмов рубок леса), которая рассчитывается исходя из объёмов спелой древесины, потребности в ней и поставок на экспорт.
Рациональное лесопользование предполагает не только вырубку, но и восстановление леса, а также охрану лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней.
5. Минерально-сырьевые ресурсы.
Прогнозирование и планирование использования сырьевых ресурсов предполагает следующие направления:
оценка наличия природных ресурсов; (их количественные и качественные оценки)
количественные оценки выражаются запасами полезных ископаемых;
качественные оценки выражаются и экономической целесообразностью использования (глубины залегания, содержания полезных компонентов, возможности применения технологии добычи).
прогнозные запасы ископаемых;
экологобезопасные и экономически эффективные технологии добычи, переработки и использования.
Особая роль в организации экологического планирования и прогнозирования принадлежит нормативному методу исследования, и в частности применению экологических нормативов (предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимые выбросы (ПДВ), норма зеленых зон, заповедников и т. п.). Главное их назначение – определить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. В экономике природопользования применяются и другие нормативы. Например, нормативы эксплуатации природных ресурсов (расчетная лесосека), отходов, экономической эффективности капитальных вложений в охрану природы и т. п. Без необходимой нормативной базы не могут совершенствоваться хозяйственный механизм природопользования, система планирования, стимулирования и управления [4, c. 217].
На верхнем уровне эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляется в рамках системы государственного социально-экономического планирования, которая выглядит следующим образом. На 15-летний период разрабатывается Национальная стратегия устойчивого развития. На ее основе составляются Основные направления социально-экономического развития на 10-летний период. Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу формируется на 5-летний срок. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочный период разрабатывается ежегодно. Все названные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с различной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз — лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема капитальных вложений, направляемых на охрану окружающей среды, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.
Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономического прогнозирования по периодам времени на уровне государства и особо важных природных комплексов и экологических систем носят, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер. Цели и задачи устойчивого развития конкретизируются прежде всего в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосрочных целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального, неистощительного природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны; сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства.
Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно состоит из нескольких главных целевых блоков, это:
природоохранное законодательство;
нормативное обеспечение (стандарты качества, экологические нормы);
информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры);
экономическое регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении и приватизации;
экологическая безопасность и др.
Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны — энергетики, транспорта, сельского хозяйства.
Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы "Природопользование и охрана окружающей среды" (ГНТП "Природопользование"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение эколого-безопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.
Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Беспрецедентное по площади, уровням и продолжительности действия радиоактивное загрязнение резко ограничило природно-ресурсный потенциал страны, потребовало огромных затрат на снижение радиационной опасности. Ряд сложных научно-технических проблем в зоне экологического бедствия решается в соответствии с Государственной программой Республики Беларусь по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В целях минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами, предусматривается регулярное проведение на пострадавших территориях радиационно-экологического мониторинга, осуществление комплекса мероприятий по реабилитации загрязненных сельхозугодий, предотвращение переноса радионуклидов на более чистые территории. Важное место отводится разработке радиационно-гигиенических паспортов населенных пунктов, что служит основой планирования и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности загрязненных территорий.
Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. В разные периоды разрабатывались схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна р. Западная Двина, оз. Нарочь и других природных объектов. Составлены "Схема рационального природопользования Белорусского Поозерья", "Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь". Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса.
Оправдано ли проведение природоохранных мероприятий по защите акустической среды жилого дома после воздействия шумопоглощающей стены, если первоначальный ущерб составлял 65 тыс. ден.ед/год, а после проведения мероприятий снизился на 1/3. При этом капитальные вложения в строительство стены составили 35 тыс.ден.ед., эксплуатационные расходы в год равны – 11 тыс. ден.ед. Нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений составляет 0,15.
Решение:
1) Приведенные затраты на проведение природоохранных мероприятий ПЗ=Рэкс+Ен∙КВ, где Рэкс – эксплуатационные расходы в год; Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений; КВ – капитальные вложения в строительство стены. ПЗ=11+0,15∙35=16,25 тыс. ден.ед.
2) Ущерб после строительства стены У1=У0 – ΔУ, где У0 – первоначальный ущерб; ΔУ – изменение ущерба после строительства стены. У1=65 – 65∙1/3=43,33 тыс. ден.ед.
3) Сумма снижения ущерба ΔУ=65∙1/3=21,67 тыс. ден.ед.
Таким образом, проведение природоохранных мероприятий по защите акустической среды жилого дома после воздействия шумопоглощающей стены оправдано, так как сумма приведённых затрат меньше, чем предотвращенный ущерб 16,25 тыс. ден.ед.< 21,67 тыс. ден.ед.
1. Валицкий, С. В. Прогнозирование и планирование экономики Курс лекций. Учебное электронное издание/ С. В.Валицкий.-Мн.: БНТУ, 2009.- 224 с.
2. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб.пос./ Л.П. Владимирова.-М.: Дашков и К, 2010.- 274 c.
3. Неверов, А. В. Экономика природопользования : учеб. пособие для вузов / А. В. Неверов. – Минск : Выш. шк., 2011. – 216 с.
4. Новоселов, А. П. Управление эколого-экономической деятельностью предприятия : учеб. пособие / А. П. Новоселов, Г. А. Аракелова, О. Е Астафьева ; Гос. ун-т управления. – М. : ГУУ, 2010. – 68 с.
5. Основы экономики природопользования : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Волкова [и др.] ; под ред. В. Н. Холиной ; ЗАО Издательский дом «Питер». – СПб. : Питер, 2005. – 672 с.