Происхождение и история предпринимательства: проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:50, курсовая работа

Описание

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Содержание

Введение
Глава 1. Происхождение и история предпринимательства.
1.1 Предпринимательство, его роль и значение в экономике.
Глава 2. Эволюция истории предпринимательства в мире.
2.1 Эволюция предпринимательства за рубежом.
2.2 История предпринимательства в России
Глава 3. Проблемы предпринимательства.
3.1 Проблемы предпринимательства в России.
3.2 Пути решения проблем в предпринимательстве.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Для того чтобы основу валового внутреннего продукта России составляла не рента в сырьевых монополиях, а прибавочная стоимость глубокого передела в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и интеллектуально емких отраслях производства и сферы услуг, необходимо формирование подлинно рыночной конкурентной среды путем целенаправленного ограничения монополизма и развития среднего и малого бизнеса.

Крупнейшие российские финансово-промышленные группы должны сегодня не только прекратить свою экспансионистскую политику, но и выступить инициаторами и основными участниками формирования и реализации национальной программы развития СМП. Активное способствование развитию, а не поглощение средних и малых предприятий, - это должно стать главной общественно полезной миссией крупного бизнеса.

1. Наличие и доступность финансовых ресурсов – основа успешного развития среднего и малого предпринимательства.

Как известно, основными источниками финансовых ресурсов являются государство, банковская система, фондовый рынок, корпорации и население. Ни один из них сегодня для СМП практически не доступен.

Фондовый рынок в России не способен пока обеспечить нужными ресурсами даже крупные предприятия, а корпорации временно свободные средства используют, в основном, для поглощения небольших уже успешных предприятий, а не на развитие среднего и малого предпринимательства.

Денежные накопления населения сегодня активно используются в сфере СМП, но в совершенно нецивилизованных формах (в России сложился целый теневой рынок кредитования частными лицами малого бизнеса). Такая система «финансирования» предпринимательства лишь усугубляет его проблемы, расширяя сферу и виды нелегитимного бизнеса, в том числе объем денежных средств, циркулирующих вне кредитно-финансовых учреждений.

2. Государство обязано принять на себя значительную часть заботы, расходов и рисков по развитию среднего и малого предпринимательства.

Многолетние дебаты вокруг проблемы малого и среднего бизнеса при отсутствии ощутимых сдвигов свидетельствуют о том, что поддержка СМП пока не является государственным приоритетом. К примеру, сложившаяся структура финансирования малого бизнеса: «фонды поддержки МП (скудно формируемые за счет федерального или региональных бюджетов) объединения МП (зачастую искусственно инспирируемые администрациями) отдельные МП (прошедшие процедуру допуска)» выдает крайне слабый эффект.

Если российские органы власти действительно заинтересованы в значительном росте СМП, они должны:

–       создать систему благоприятных правовых, экономических и административных условий деятельности малых и средних предприятий;

–       направить государственные инвестиционные ресурсы на развитие отраслей экономики, основу которых составляют или будут составлять субъекты СМП;

–       перераспределить часть сверхприбыли естественных монополий в пользу малых и средних предприятий путем тарифного регулирования;

–       принять на себя основную часть кредитных рисков в сфере финансирования СМП.

3. Необходимо понять и решить реальные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.

Как известно, размеры заемщика для банка не имеют определяющего значения, однако, чем крупнее компания, бизнес которой оценивается не хуже, чем стабильный, тем больше степеней свободы для выбора инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Выбор этот может простираться от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к понятным банку покупателям и заказчикам.

Соответственно, чем меньше компания, тем меньше степеней свободы для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и среды, окружающей его бизнес, и с тем большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов. Такой подход требует «индивидуальной работы» с каждым заемщиком, а это трудоемко, т.к. банковские специалисты должны иметь специальные и разносторонние знания в различных отраслях.

4. Кредитная история – основа формирования развитого рынка финансирования среднего и малого предпринимательства.

Мировой опыт как развитых, так и развивающихся стран однозначно свидетельствует, что невозможно построить цивилизованный кредитный рынок без широкой эффективной системы обмена информацией о добросовестности исполнения участниками этого рынка своих обязательств дебитора (заемщика, плательщика). Такая система обеспечивает следующие преимущества:

–       формируется открытый рынок капиталов, позволяющий его участникам более точно определять соотношение спроса и предложения в системе «депозит-кредит»;

–       создается цивилизованная конкурентная среда для заемщиков, в которой добросовестные имеют неоспоримые преимущества перед недобросовестными, в том числе для использования широкого спектра долговых обязательств (облигации, векселя, двойные складские свидетельства, аккредитивы и т.п.);

–       значительно облегчается задача рефинансирования Центральным банком коммерческих банков путем переучета векселей и облигаций коммерческих предприятий и организаций.

–       необходимо разработать специальную государственную программу, в рамках которой предусмотреть создание:

–       национального венчурного фонда для целевого финансирования через коммерческие банки среднего и малого предпринимательства (основными участниками фонда должны стать крупнейшие энерго-сырьевые ФПГ, прежде всего экспортные);

–       системы государственного страхования пятидесяти процентов рисков банковских кредитов СМП (это потребует минимальных расходов бюджета);

–       системы секьюритизации банковских кредитов средним и малым предприятиям (стандартизация кредитов и перевод их в сферу ценных бумаг позволит вовлечь в сферу финансирования СМП всех источников фондового и денежного рынков);

–       национального бюро кредитных историй юридических и физических лиц, занимающихся бизнесом в сфере СМП (единого для членов Ассоциации российских банков, РСПП, ТПП РФ и ОПОРы России);

–       системы рефинансирования Банком России коммерческих банков по кредитам, предоставляемым средним и малым предприятиям из средств венчурного фонда по его стандартам;

–       государственного агентства по работе с проблемными активами, возникшими в процессе реализации данной программы финансирования СМП (в успешно развивающихся странах такие агентства работают эффективно).

Только комплексный подход способен дать реальный результат в развитии российского среднего и малого предпринимательства.

3.2 Пути решения проблем в предпринимательстве.

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и формам поддержки малых предприятий-производителей относят:

а)   организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

б)   Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

–       Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.

–       Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.

–       Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям “перспективные” и “среднеперспективные”. Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

1)     Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то

–       старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),

–       переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;

–       на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.

2)     Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

в)   Информационную поддержку предприятий-производителей.

1. Сведения о производственных предприятиях города:

- основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб),

- данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,

- данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),

- сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),

- сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

2. Сведения о государственных или муниципальных ресурсах:

- сведения о муниципальном и областном заказах,

- сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг,

- утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб,

- утвержденный на год объем зачетов.

Механизм реализации данных предложений заложен в поэтапном их исполнении Комитетом экономического анализа Администрации области (отделом по малому предпринимательству):

1. Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по перспективности);

2. Нормативно-правовое обеспечение:

- разработать положение о видах поддержки МП в зависимости от их категорий;

3. формирование производственной инфраструктуры:

- имущественная поддержка малых предприятий : аренда на льготных условиях производственных площадей и оборудования предприятий-должников в областной бюджет;

4. Информационно-консультационное обеспечение:

- развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;

- обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;

- проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.


Заключение

Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным  в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным  в других, что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

Малый бизнес оказывает большое влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима  высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

Малое предпринимательство с помощью ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

Информация о работе Происхождение и история предпринимательства: проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов