Производственная программа и производственная мощность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:45, реферат

Описание

При любой форме ведения хозяйства и любой форме собственности необходимо знать, какая продукция, в каком количестве, какими партиями и с какими качественными характеристиками должна быть произведена на предприятии в рассматриваемый промежуток времени. Для этого разрабатывается производственная программа предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Производственная программа и производственная мощность предприятия.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)


Производственная программа и производственная мощность предприятия

5.1. Понятие и содержание производственной программы предприятия

При любой форме ведения хозяйства и любой форме собственности  необходимо знать, какая продукция, в каком количестве, какими партиями и с какими качественными характеристиками должна быть произведена на предприятии в рассматриваемый промежуток времени. Для этого разрабатывается производственная программа предприятия.

Производственная программа предприятия – это система плановых показателей, определяющих производственное задание по выпуску продукции, а именно:

                объем выпуска;

                номенклатура;

                ассортимент;

                качественные показатели продукции;

                ритмичность производства.

Основанием для расчетов производственной программы служит разнообразная информация, к основным составляющим которой можно отнести маркетинговые исследования по планируемым к производству товарам; объем сбыта этой продукции (фактический за прошлые периоды и планируемый); предполагаемый портфель заказов; государственный заказ (для предприятий с государственной формой собственности). Обязательным компонентом информационной базы для расчета программы являются данные о ресурсном обеспечении, а именно – наличие оборотных средств, производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансового обеспечения производства. Производственная программа обычно разрабатывается на год с разбивкой на кварталы.

Производственная программа рассчитывается на основании балансово-нормативного метода. Базовыми расчетами являются баланс производственных мощностей, баланс рабочей силы, баланс денежных средств. При расширении производства особое внимание уделяют обеспеченности оборотными средствами и финансовыми ресурсами, а также кредитной политике предприятия.

Расчеты охватывают все производственные подразделения предприятия – цехи, отдельные участки, в некоторых случаях – даже рабочие места. Поэтому одной из серьезных задач при разработке программы является распределение и согласование работ между отдельными подразделениями и обеспечение ритмичной работы всего предприятия.

Ритмичность – это выпуск одинакового количества продукции в равные промежутки времени. Различают несколько видов ритмов в зависимости от хода технологического процесса: входной (в начале процесса), выходной (на выходе готовой продукции) ипромежуточный или линейный (внутри производственного процесса) ритмы. С точки зрения производства главным является выходной ритм, поскольку в этом случае речь идет о ритме выпуска готовой продукции. Однако только максимально жесткое поддержание входного и линейных ритмов позволит обеспечить и выходной ритм.

Расчеты производственной программы на крупных предприятиях производятся в несколько этапов, путем последовательных приближений и согласований. Выполнение производственной программы фиксируется в отчетных документах, после чего производят анализ, сопоставляя фактические показатели с плановыми и разрабатывая меры по устранению нежелательных отклонений, если таковые имеются.

5.2. Объемные показатели планирования производства

План производства представляет собой систему разнообразных   расчетных показателей, которые с разных сторон характеризуют производство, производственный процесс и их составляющие. Вся номенклатура плановых показателей может быть разделена на две группы – количественные (абсолютные) и качественные (относительные).

Количественные (абсолютные) показатели отражают абсолютные экономические характеристики производственных процессов – объем производства, численность персонала, количество станков и пр.

Качественные (относительные) показатели описывают те или иные величины по отношению к другим –  например, норма расхода материала на единицу выпускаемой продукции, производительность труда одного работающего, норматив использования единицы производственной площади и т.п. Можно сказать, что качественные показатели характеризуют эффективность производства по его отдельным направлениям.

Эти две группы показателей дополняют друг друга, т.к. количественные показатели дают реальную картину производства безотносительно к другим факторам, поэтому они незаменимы в балансовых расчетах, при определении динамики производства, тогда как качественные показатели используются  для сопоставления, сравнения различных производств или объектов, анализа состояния производства и пр.

Важнейшими количественными показателями являются объемные параметры,характеризующие количество или объем выпускаемой продукции.

Единицы измерения объема выпуска могут быть:

натуральными (штуки, т, км, кг);

условно-натуральными (ткм, усл. трактор, 1000 электролампочек)

стоимостными (грн., руб., $ USA).

В экономических расчетах отдают предпочтение стоимостным показателям, поскольку практически не существует предприятий, которые бы выпускали продукцию одного наименования, а свести все эти изделия вместе возможно только через использование стоимостных показателей.

Важнейшими среди объемных показателей являются следующие:

Реализованная продукция – Р.

Товарная продукция –Т.

Валовая продукция – В.

Объем реализованной продукции (Рå) – это стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовой продукции (Р гот.), полуфабрикатов своего производства (Р п/ф св.), а также работ и услуг промышленного и непромышленного характера, предназначенных к реализации на сторону (Р усл.). Сюда же относят изменения остатков нереализованной продукции (НР) на конец и начало планируемого периода.

Расчетная формула:

Р å = Р гот. + Р п/ф св. + Р усл. + (НР кон. – НР нач.).                    (5.1)

Объем реализованной продукции в рыночных условиях – важнейший показатель, т.к. он отражает не только факт производства товара, но и его востребованность рынком. Нужно отметить, однако, что объем реализации (Рå) зависит не только от предприятия-изготовителя (качество, цена и пр.), но и от внешних по отношению к нему факторов – таких, как скорость документооборота, платежеспособность, аккуратность плательщика и т.п. В рыночных условиях (особенно при нестабильной экономической ситуации) для того, чтобы обезопасить себя от неплатежей, предприятие-изготовитель использует предоплату, страхование поставки, факторинговые услуги банков и т.п.

Объем товарной продукции (Тå) – стоимость готовой продукции Тгот, полуфабрикатов своего производства Тп/ф св., услуг промышленного и непромышленного характера, реализованных или предназначенных к реализации на сторону, а также своему капитальному строительству и другим подразделениям предприятия в плановом периоде – Т усл.. К товарной продукции относятся продукты программного обеспечения, конструкторско-технологическая документация, разнообразные консалтинговые услуги и пр.

Расчетная формула:

Т å = Т гот. + Т п/ф св. + Т усл..                                    (5.2)

Исходя из сущности понятий товарной и реализованной продукции, объем реализованной продукции  можно представить так

Р å = Т å + (НР кон. – НР нач.).                                      (5.3)

Объем валовой продукции (В å) – включает весь объем работ, намеченный к выпуску в плановом периоде, и определяется по формуле

В å = Т å + (НЗП кон. – НЗП нач. ).                               (5.4)

Здесь НЗП кон. и НЗП нач. – остатки незавершенного производства на конец и начало планового периода.

Объем товарной и реализованной продукции для различных целей определяется в различных ценах, а именно:  в плановых расчетах используются действующие оптовые цены предприятия; в отчетах – так называемые сопоставимые или неизменные цены на определенную дату для установления динамики производства. Эти же сопоставимые цены используют при сопоставлении и анализе работы нескольких предприятий.

5.3.  Понятие и виды производственной мощности предприятия

Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции гарантированно высокого качества при полном использовании оборудования, применении передовой техники и технологии, оптимальных условиях и высоком уровне организации производства.

Единицы измерения производственной мощности и объемов производства совпадают,  а именно – она может измеряться в натуральных, условно-натуральных единицах и в стоимостном выражении.

Производственная мощность со временем изменяется, т.к. часть оборудования вводят, а часть – наоборот списывают и возможные объемы выпуска продукции при этом изменяются. Поэтому различают 3 вида производственой мощности :

-         входная (на начало планируемого периода) –  М вх.,

-         выходная (на конец планируемого периода)  – М вых.,

-         среднегодовая – М год.

Среднегодовая мощность предприятия может быть определена двумя способами :

М год. = 0,5 (М вх. + М вых.);                                      (5.5)

М год. = М вх. + М вв.х n вв./ 12 - М выв.х n выв. / 12 .                   (5.6)

В этих формулах М вв, М выв. – вводимая и выводимая мощности в течение планируемого периода.

n вв, n выв. – число месяцев от момента ввода (вывода) вводимой (выводимой) мощности до конца года соответственно.

В соответствии с определением величина производственной мощности может быть рассчитана по формулам

М пр. = F действ. / t шт.;                                                        (5.7)

М пр. = В един. х F действ. (5.8)

Здесь  F действ. – действительный годовой фонд времени работы оборудования, ч.;

t шт. – плановая трудоемкость изготовления единицы продукции, ч / шт.,

В един – плановая производительность оборудования в единицу времени, шт/ час.

Различают три фонда времени работы оборудования – календарный, номинальный и действительный, расчеты которых  показаны в табл. 4.

В расчетах производственной мощности используют действительный фонд времени работы единицы оборудования F действ, поскольку он учитывает все плановые составляющие рабочего и нерабочего времени.

Таблица 4 -  Расчет фондов времени работы оборудования

Фонды времени работы оборудования

Нерабочее время

1.Календарный фонд времени, F кал..,час.

F кал = 365 х 24 = 8760 ч

2. Номинальный (режимный) фонд времени работы оборудования, F ном., час.

F ном. = F кал. – F нераб. =

[ (365 – (104 + 8)) х 8 + 52 ] х n см.

52 – количество часов в год, компенсирующее сокращение продолжительности рабочей недели при переходе с 6-ти на 5-ти дневную неделю (5 х 7 + 6 ) и соответственно с 41-часовой на 40-часовую рабочую неделю

F нераб. = (104 + 8) х 8 х n см.;

104 – выходные дни за год

(52 х 2 = 104);

8 - праздничные дни за год;

8 – продолжительность смены;

n см. - количество смен в сутки;

3. Действительный фонд времени,

F действ, час

F действ. = F ном. (1 - a / 100)

a - плановый процент затрат времени на плановый ремонт и техническое обслуживание оборудования; составляет от 3 до 10 % в зависимости от его сложности, габаритов и условий работы.

5.4. Порядок расчета производственной мощности предприятия

Расчет производственной мощности предприятия производят по мощности ведущих подразделений – цехов, участков или агрегатов. К ведущим единицам относят подразделения, которые выполняют наиболее ответственные, массовые и трудоемкие работы на данном предприятии. В машиностроении обычно к таким подразделениям относят механические и сборочные цеха, в металлургии – доменные, мартеновские, плавильные печи и пр.

При расчетах производственной мощности предприятия необходимо учитывать следующие условия:

1. Расчет производственной мощности ведется снизу вверх, т.е. от группы однородного оборудования к производственному участку, затем – к цеху и, наконец, –  к предприятию.

2. Для каждого подразделения рассчитывают производственную мощность по формулам, приведенным  разд. 5.3,  вводя  в расчет  прогрессивные   нормы штучного времени и выработки  ( t шт. и  В един.) и учитывая всю номенклатуру продукции.

3. Расчет производственной мощности ведется на определенную дату, так как  со временем может измениться состав оборудования, условия работы и пр.

4. По сборочным цехам (и близким к ним технологически) расчет производится не по единицам оборудования, а по производственной площади по формуле

М пр. = (S пр ./ S уд.) х  (F действ. / t шт.).                      (5.9)

Здесь S пр. , S уд. – производственная площадь рассматриваемого подразделения в м 2 и удельная производственная площадь  в м 2/шт. соответственно.

5. При расчетах не учитывают нерегламентированные потери рабочего времени, вызванные недостатками в организационном и техническом обеспечении производства, а также появлением производственного брака. Учитываются только технологически неизбежные потери времени в пределах норматива..

В практике расчетов производственной мощности цехов и предприятий часты случаи, когда мощности отдельных подразделений не совпадают с мощностью ведущего звена производства. В этих случаях говорят о несинхронизированных по мощности подразделениях производства. При этом могут быть две ситуации:

М пр. I >  М пр. вед. и, наоборот,  М пр. I <  М пр. вед.

В первом случае речь идет о превышении мощности I-го подразделения над мощностью ведущего звена. Руководство предприятия должно либо загрузить избыточные мощности, либо согласиться с наличием резервной мощности по этому подразделению, что

Во втором случае возникает так называемое «узкое место», т.е. подразделение с минимальной мощностью, которое нужно «расшить». Для этого можно использовать как экстенсивные (введение дополнительных рабочих мест, увеличение времени работы, наконец, передача заказа «на сторону», если речь идет о разовой работе), так и интенсивные мероприятия (использование новой технологии, более производительного оборудования, стимулирующих форм оплаты труда). При этом расширение производственных мощностей всегда связано с инвестированием средств, затратами времени и различными рисками. Поэтому прежде, чем принимать решение о расширении производства, необходимо провести маркетинговое исследование о прогнозах спроса на продукцию и только при получении положительного результата – начинать реализацию проекта.

Информация о работе Производственная программа и производственная мощность предприятия