Производственные результаты деятельности предприятия: понятие продукции, показатели объема произведенной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Процесс развития, движения результатов производственной деятельности во времени в статистике принято называть динамикой. Именно это явление - главная тема данной курсовой работы, в которой будут рассмотрены виды результатов производственной деятельности, способы статистического изучения их развития во времени и методы составления прогнозов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая теория статистики.docx

— 105.28 Кб (Скачать документ)

1.       Валовой оборот

2.       Валовая продукция

3.       Товарная продукция

4.       Отгруженная  продукция

5.       Реализованная  продукция

 

Стоимость всего объема продукции, произведенной за определенный период всеми промышленно-производственными цехами предприятия, называют валовым оборотом (ВО).

Часть валового оборота представляет так называемый внутризаводской оборот

(ВЗО) – стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами предприятия в течение одного и того же периода.

Показатель, характеризующий общий  результат промышленно-производственной деятельности предприятия за данный период в денежном выражении, называется - валовой продукцией (ВП).

ВП=ВО-ВЗО

Конечный результат промышленно-производственной деятельности, полностью подготовленный в отчетном периоде к отпуску на сторону, т.е. для использования за пределами основной деятельности, характеризует показатель объема товарной продукции в денежном выражении (ТП). В стоимость товарной продукции в отличие от валовой не включают внутризаводские элементы валовой продукции (ВЗЭ) (стоимость изменения остатков незавершенного производства и полуфабрикатов, инструментов и приспособлений собственной выработки).

ТП=ВП-ВЗЭ

Показатель стоимости отгруженной продукции (ОП) в статистической

отчетности, как правило, не приводится, но может быть легко определен с учетом имеющихся данных о стоимости остатков готовых изделий (ОГИ) на складах предприятия и данных о стоимости произведенной товарной и реализованной продукции.

ОП=ТП-DОГИ

Реализованная продукция (РП) отличается от объема отгруженной продукции на величину изменения остатков продукции отгруженной, но по различным причинам не оплаченной заказчиками (ОПнеоплач).

РП=ОП-DОПнеоплач 

Взаимосвязь показателей может  быть представлена следующим образом:

  

или РП=Кротв*ВО, где

Кр – коэффициент реализации

Ко – коэффициент отгрузки

Кт – коэффициент товарности валовой продукции

Кв – коэффициент, характеризующий соотношение валовой продукции и валового

оборота

Рассматриваемая модель может быть использована для оценки влияния  изменения

всех включенных в нее факторов на изменение результативного показателя –

объема реализованной продукции:

 

  

 

2.2 Рассмотрим данные показатели на примере одного из предприятий:

Наименование показателя

Предыдущий год

тыс. руб.

Отчетный год

тыс. руб.

Валовой оборот

1095,6

1195,7

Валовая продукция

1023,6

1138,7

Товарная продукция

914,5

1125,6

Отгруженная продукция

885,3

1099,3

Реализованная продукция

882,4

1075,1


 

           

           

         

         

IРП=0,981*1,009*1,106*1,019*1,091=1,218

 

Выводы:

Проведенный анализ показывает, что  объем реализованной продукции  в текущем периоде вырос на 21,8%, в том числе за счет увеличения объема валового оборота на 9,1%. Коэффициент, характеризующий соотношение валовой продукции и валового оборота вырос на 1,9%, что говорит о том, что степень готовности изделий, производимых на предприятии, увеличилась, внутризаводской оборот уменьшился. На рост объема реализованной продукции наиболее значительное влияние (10,6%) оказал рост товарности произведенной продукции, таким образом, в текущем периоде снизилось накопление внутризаводских элементов, и значит службы                                                                                                                                                                                             внутрипроизводственного оперативного планирования работали более четко. Коэффициент отгрузки вырос на 0,9%; это означает, что отправка готовой продукции потребителям происходила немного быстрее, чем в предыдущем периоде. Единственным показателем, оказавшим отрицательное влияние на рост реализованной продукции, стал коэффициент реализации, составивший 98,1% от уровня предыдущего года, что говорит о затруднениях в оплате продукции заказчиками.

 

 

 

 

 

3.Стоимостные показатели, принятые отечественной статистикой   в соответствии с международными  стандартами: Системой национальных  счетов (валовой выпуск, промежуточное  потребление, валовая добавленная  стоимость).

3.1. Понятие  о системе национальных счетов.

Для выявления проблем недостаточного воспроизводства или выявления  факторов успеха экономики пользуются совокупностью методов измерения  производственной деятельности экономики. Совокупность этих методов образует систему национальных счетов.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных статистических показателей представленных в виде таблиц и счетов, характеризующих результаты экономической деятельности страны.

Система национальных счетов играет особую роль в экономике:

Она позволяет измерять объем производства в конкретный момент времени и  раскрывать причины данного уровня производства.

Сравнивая показатели национального дохода за определенный отрезок времени можно проследить тенденцию, определяющюю характер развития экономики: рост, спад или застой.

СНС позволяет сформировать и привести в жизнь государственную политику

В основе системы национальных счетов лежит балансовый метод взаимосвязанного комплексного изучения экономических процессов и результатов их деятельности. С помощью системы национальных счетов выявляют взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями.

Для получения комплексной оценки о состоянии национальной экономики  и оценки результатов деятельности отдельных отраслей экономики система  национальных счетов противопоставляет  каждой стадии воспроизводства соответствующий  счет или группу счетов, характеризующих  интенсивность движения стоимости  товаров и услуг через все  стадии воспроизводственного цикла.

Для экономики в целом предусматривается  составление всех счетов, которые  образуют сводные счета. Также разрабатываются  счета по секторам и регионам.

 

3.2 Валовой выпуск: понятие, методы расчета.

Система национальных счетов предполагает вычисления многих макроэкономических показателей. Первичным из них является валовой выпуск. Валовой выпуск (ВВ) - это совокупная рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных за год резидентами страны в базовых ценах. При этом под базовыми ценами понимают цены, которые складываются из себестоимости и прибыли и не включают в себя продуктовые налоги (акцизный сбор, налог на добавленную стоимость, пошлины и др.).  
 
Согласно принятой в СНС  трактовки границ производственной деятельности, ВВ включает: 
1) все товары, независимо от места их использования;  
2) услуги, предоставляемые другим институциональным единицам, и др. 

Различают два типа валового выпуска: рыночный и нерыночный.  
 
Рыночный ВВ включает:  
1) товары и услуги, которые реализуются путем продажи или бартера;  
2) товары и услуги, предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;  
3) товары и услуги, производимые одним подразделением данного предприятия, который находится на самостоятельном балансе, и предоставляются другим подразделениям этого же предприятия для использования в производстве;  
4) готовую продукцию и незавершенное производство, которые поступают в запасы материальных оборотных средств  производителя и предназначены для рыночного использования.  
 
Нерыночный ВВ включает:  
1) товары и услуги, производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления и накопления;  
2) товары и услуги, которые предоставляются бесплатно другим институциональным единицам и обществу в целом; 
3) продукцию и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя.  
 
Новая СНС с целью определения ВВ предусматривает использование такой формулы:  
ВВ = РП + П - проценты, полученные банками от размещения привлеченных ресурсов; 

<>П- проценты, уплаченные банками за привлеченные свободные финансовые ресурсы. 
 
Валовой выпуск страховых компаний определяют по Формуле: 
ВВ = СП - СВ + П - TCP, 
где СП - страховые премии, поступивших в страховые компании; 
СВ - страховые возмещения, которые оплачены страховыми компаниями; П - проценты, полученные страховыми компаниями от инвестированных страховых технических резервов в ценные бумаги или другие ликвидные финансовые инструменты;

TCP - прирост технических страховых  резервов.

 

3.3 Валовая добавленная стоимость: понятие, расчет.

Валовая добавленная стоимость (ВДС) характеризует конечный результат производственной деятельности и представляет собой ценность, добавленную обработкой в данном производственном процессе. На уровне секторов экономики ВДС определяется путем вычитания из валового выпуска (ВВ) промежуточного потребления (ПП). При этом в состав ВДС включается потребленная в процессе производства стоимость основного капитала (амортизация).

Промежуточное потребление - это стоимость продуктов и услуг, которые потребляются в течение текущего периода, с целью производства других товаров и услуг: материальные ресурсы; канцелярские и хозяйственные расходы; оплата услуг транспорта, связи, ВЦ; командировочные расходы; текущий ремонт зданий; повышение квалификации работников и др. Амортизация в промежуточное потребление не включается.

Абсолютный прирост валовой  добавленной стоимости всего:

DВДС = ВДС1 – ВДС0 = DВДСт + DВДСw + DВДСd,

том числе:

- за счет изменения издержек  труда

DВДСт = ВДС0(Iт - 1),

- за счет изменения эффективности труда

DВДСw = (ВДС0 +DВДСт ) (I w - 1),

- за счет изменения доли валовой  добавленной стои-мости в валовом выпуске (или изменение доли ПП в ВВ)

DВДСd = ВВ1 (d0 – d1),

где Iт - индекс расходов времени,

I w - индекс плодотворности труда,

d1, d0 - доля валовой добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте (ВВП) отчетного и базисного периодов соответственно (это может быть и доля промежуточного потребления в валовом выпуске),

ВДС1 - валовая добавленная стоимость отчетного и

ВДС0 - базисного периодов,

ВВ1 - валовой выпуск отчетного периода.

 

4.Анализ динамики объема произведенной продукции.

4.1 Понятие готовой продукции  и ее оценка.

Готовой продукцией называется продукция, которая полностью закончена обработкой, принята техническим контролем, сдана на склад, или принята заказчиком, согласно акту приемки. Изделия, не прошедшие всех стадий обработки и не принятые техническим контролем, учитываются в составе незавершенного производства.

Готовая продукция оценивается в учете по фактической производственной себестоимости или по учетной цене, в зависимости от установленного учетной политикой варианта учета.

В этой оценке она отражается и в  балансе предприятия.

При организации синтетического учета  готовой продукции по фактической  производственной себестоимости ведется  аналитический учет отдельных наименований готовой продукции. Как правило, такая оценка применяется в индивидуальном производстве продукции. Для других производств такой способ оценки слишком трудоемок, поэтому применяется  оценка готовой продукции по учетным  ценам. В качестве учетных цен  могут быть использованы: плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена, договорные цены и  т.п.

При использовании в текущем  учете учетных цен выделяются отклонения фактической производственной себестоимости от их стоимости по учетным ценам. Эти отклонения отражаются не по отдельным наименованиям, а по однородным группам готовых изделий.

При организации синтетического учета  готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости аналитический  учет ведется в той же оценке. По окончании отчетного периода (месяца) определяются и отдельно учитываются  отклонения фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции.

 

 

 

4.2 Анализ  динамики объема готовой и  реализованной продукции.

Анализ динамики объема готовой  и реализованной продукции проводится с помощью следующих показателей:

-базисных темпов роста (прироста) – определяются по отношению  к первому году анализируемого  периода;

- цепных темпов роста (прироста) – определяются по отношению к предыдущему периоду;

- среднегодовых темпов роста  (прироста) – рассчитываются по  среднегеометрической: Тр =

Анализируя динамику объема реализации продукции (работ, услуг), необходимо учитывать  показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих  ценах может привести к искажению  результатов анализа, попадающих под  воздействие стоимостного (ценового) фактора. При этом могут быть использованы следующие приемы:

- перерасчет объема производства  продукции за отчетный год  по ценам аналогичной продукции  базисного периода (используется  при относительно небольшой номенклатуре  выпускаемой продукции);

- корректировка на агрегатный  индекс изменения цен по группе  однородных товаров или по  отрасли в целом.

Агрегатный индекс (Iц) имеет вид:

 

Iц = ,

где К1 – количество произведенной продукции в отчетном периоде;

Ц0 и Ц1 – соответственно цена в предыдущем и отчетном периоде.

С помощью этой формулы сопоставимы  с базисным фактический объем  выпуска продукции (ВП'факт) определяется следующим образом:

Информация о работе Производственные результаты деятельности предприятия: понятие продукции, показатели объема произведенной продукции