Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:14, реферат
Производство товаров и услуг.
Объем производства товаров и услуг в экономике - ВНП - зависит от двух
параметров: факторов производства и производственной функции. Рассмотрим
каждый из них по очереди.
Факторы производства.
Факторы производства - это ресурсы, необходимые для производства товаров и
услуг. Основными факторами производства являются труд и капитал. Капитал (К
) - это орудия производства, используемые работниками: строительный кран для
строителя, калькулятор для бухгалтера. Труд (L)- это время, которое люди
посвящают работе.
Структура и
Содержание системы национальных счетов
Для правильного
понимания показателей и
границы производства,
разграничение между "внутренней"
и "националь ной" экономикой;
группировка хозяующих
объектов и экономических операций.
Итак, 1границы
производства0...
Производственна
деятельность включает:
а) рыночную деятельность;
б) нерыночную деятельность
( производство продуктов в хозяйствах
населения для собственного потребления,
бесплатные услуги госучреждений ).
В этом понятии
не охватывается:
а) теневая экономика;
б) бесплатные услуги
в домашних хозяйствах.
Теневая экономика,
в принципе, должна учитываться в
СНС, так как в этой сфере производятся
продукты, услуги и доходы, участвующие
в эконо мическом обороте. Большинство
стран делает поправки к данным, собранным
с помощью налоговых деклараций, с учетом
сокрытия части доходов. Но в любом случае
уголовно наказуемые деяния не рассматриваются
как произ водственная деятельность (
типа наркобизнеса ).
Во многих странах
производят оценки стоимости домашниих
услуг, но по казывают их отдельно от основных
счетов. Они составляют от 25 до 51% ВВП,
причем эта величина в значительной
мере зависит от используемого метода
оценки: метода выпуска ( по рыночной цене
на аналогичные услуги ) или метода затрат
( исходя из оценки затрат времени ).
Для разграничения
категорий "внутренняя" и "национальная"
экономика вводятся понятия "экономическая
территория", "резидент" и "центр
эконо мического интереса".
Понятие "экономической
территории" отнюдь не совпадает
с адми нистративно-территориальным
делением страны. Это не только территория,
административно управляемая
Юридические или
физические лица считаются резидентами
данной страны, если центр их экономических
интересов связан с экономической
территорией страны. Под сие понятие
не попадают лица, презжающие в страну
на корот кий срок ( меньше года )
туристы, артисты, сезонные рабочие и пр.
Так же исключаются работники дипломатических
представительств и военнослужа щие других
стран. Резиденты предприятия данной страны
это экономи ческие единицы, занятые хозяйственной
деятельностью на экономической территории
данной страны, включая предприятия с
иностранными инвестиция ми, филиалы зарубежных
фирм и др. Строительные бригады данной
страны, работающие временно в других
странах, рассматриваются как резиденты
страны, где расположены строительные
предприятия, с которых они были от командированы.
Национальная
экономика охватывает деятельность
резидентов независимо от их местонахождения.
Понятие "внутренняя экономика" учитывает
деятель ность на территории ( административное
понятие ) как резидентов, так и
нерезидентов.
Группировки хозяйствующих
субъектов и экономических операций долгое
время ограничивались делением хозяйства
на отрасли. Сейчас же нужно брать на вооружение
и принцип группировки единиц по секторам.
Это совсем не значит, что нам стоит вовсе
отказаться от отраслевого деления, но
крен должен быть в сторону его альтернативы.
Группировка экономики
по секторам центральная в статистической
моде ли рыночной экономики. Она осуществлляется
с целью изучения потоков до ходов
и расходов, изменения активов
и пассивов в институциионной едини
це. Последняя представляет собой такую
хозяйственную единицу, которая ведет
полный набор бухгалтерских счетов и является
юридическим лицом. Если хозяйственная
единица не обладает обеими характеристиками
иннститу ционной единицы, то для идентификации
применяют дополнительные критерии:
а) домашние хозяйства
не ведут полного набора счетов,
но всегда самос тоятельно распоряжаются
своими ресурсами, поэтому они считаются
институ ционными единицами;
б) единицы, кроме
домашних хозяйств, не ведущие полного
набора счетов ( не имеющие самостоятельного
баланса ), относятся к тем институционным
единицам, куда их счета входят составной
частью;
в) единицы, которые
ведут полный набор счетов, но не
являются юриди ческими лицами, относятся
к тем институционным единницам,
которые их контролируют.
В соответствии
с типами экономического поведения
институционные едини цы объединяются
в более укрупненные структуры
секторы:
а) нефинансовые
предприятия или предприятия
по производству товаров;
б) финансовые учреждения;
в) общегосударственное
управление;
г) негосударственные
некоммерческие организации ( общественные
органи зации ), обслуживающие домашние
хозяйства;
д) домашние хозяйства;
е) "остальной
мир" ( этот сектор охватывает зарубежные
экономические единицы в той мере, в
какой они осуществляют операции с резидентами
дан ной страны ).
В отличие от
группировки хозяйствующих
а) операции с
продуктами и услугами;
б) распределительные
операции;
в) финансовые операции.
Основные счета
и показатели СНС. Внедряемая в статистическую
практику СНС базируется на международных
стандартах по национальному счетоводству
ООН ( СНС ООН ) и ЕЭС.
Европейская система
интегрированных экономических
счетов ( ЕСИЭС ) ос новывается на тех
же теоретических и
В СНС ООН
и ЕСИЭС группировки по отраслям
производятся на основе раз ных методик.
При группировке по секторам финансовые
учреждения в ЕСИЭС делатся на
два сектора: "Кредитные учреждения"
и "Страховые организа ции", в то
время как в СНС ООН они объединены в один
сектор "Финансовые учреждения".
Более существенны
различия в системе счетов:
а) в СНС ООН
эта система носитболее сложный
характер;
б) в СНС ООН,
где на разных уровнях используются
различные схемы сче тов, в
ЕСИЭС система счетов носит сквозной характер,
т.е. схемы счетов, используемых на разных
уровнях, почти одни и те же, что существенно
об легчает их сведение в анализ; +
в) счета ЕСИЭС
являются более дезагрегированными
по сравнению с СНС ООН;
г) в ЕСИЭС
более детально разработана характеристика
распределительных операций, отражающих
распределение и перераспределение доходов,
а также финансовых операций;
д) ЕСИЭС также
обеспечивает дополнительную информацию
в отношении по казателей производства,
таблиц "затраты-выпуск" В то же время
ЕСИЭС не включает балансовые таблицы
активов и пассивов.
Схема взаимосвязей
важнейших показателей СНС ( см. таблицу
2 ) дается для макроуровня и каждого
сектора макроэкономики. В этой схеме
отсуству ет счет продуктов и услуг,
так как он не является "сквозным",
т.е. не составляется одновременно для
национальной экономики в целом и ее от
дельных секторов.
Сальдо конечного
финансового результата экономической
деятельности ( чистые кредиты и
чистые долги ) в принципе должно равняться
сальдо из менения финансовых активов
и пассивов балансирующемму показателю
фи нансового счета, который характеризует
изменение финансовых активов и пассивов
по их видам и позволяет проанализировать
структурные изменения в финансовом состоянии
страны или секторе национальной экономики.
Сводные счета
внутренней экономики
В заключении кратко
рассмотрим вышеперечисленые основные
сводные сче та, применяемые в
СНС:
а) счет продуктов
и услуг служит для отображения
формирования ресурсов продуктов и
услуг за счет их производства и импорта
и их использование на конечное потреблление,
накопление, экспорт;
б) в счете
производства отражаются операции, относящиеся
к процессу производства. При этом
производственная деятельность охватывает
деятель ность предприяти, организаций
и отдельных лиц как в сфере материального
производства, так и в сфере нематериальных
услуг;
в) в счете
образования доходов отражаются
распределительные операции, непосредственно
связанные с процессом
г) в счете
распределения расходов отражается
общая величина доходов, полученных
и переданных хозяйственными единицами
в результате производс твенной деятельности,
от собственности, а также в результате
перераспределительных процессов. В новой
СНС ООН этот счет разделен на два счета:
присвоения первичных доходов и вторичного
распределения дохо да;
д) в счете
использования располагаемого дохода
отражаются расходы на конечное потребление
домашних хозяйств, государственных учреждений
и не государственных некоммерческих
( общественных ) организаций, и оставшая
ся часть располагаемого дохода, представляющая
собой валовое сбережение;
е) в счете
капитальных затрат показываются формирование
ресурсов для капитальных затрат
и их использование на накопление
основных фондов и материальных оборотных
средств, приобретение земли и нематериальных
ак тивов. Разница между суммой ресурсов
и использования характеризует ко нечный
финансовый результат экономической деятельности
в данном периоде.
Внешнеэкономическую
деятельность предполагается охватить
тремя счета ми: текущих операций
( движение продуктов, услуг, доходов ),
капитальных затрат ( движение капитала
) и финансовым счетом ( изменение финансовых
активвов и пассивов.
едение
Последние события
в стране подтвердили, что первичными
являются не политические, а социально-экономические
интересы. Государство должно заботиться
об экономической независимости, о процветании
страны, а все остальное вторично. Именно
государство должно определять, как оно
собирается интегрироваться в мировую
экономику, как хочет завоевывать свое
место на рынке глобальной экономики и
каким путем будет развивать свою экономику.
Экономика неразрывно связана с социальной
политикой государства, так как от уровня
экономики зависит благосостояние общества.
Экономика - это
есть управляемый комплекс взаимосвязанных,
взаимозависимых отраслей и хозяйствующих
субъектов, использующих различные виды
ресурсов. Социальная политика - это деятельность
государства в социальной сфере, направленной
на улучшение жизни населения и решения
задач общества.
Почему же на
сегодняшний день так актуальна
роль государства в социально-экономической
стабилизации в нашей стране? Потому что
события, произошедшие в апреле и июне
2010 года, привели Кыргызскую Республику
к политической нестабильности и глубоким
экономическим потрясениям.
В результате беспорядков
в городах Бишкек, Ош, Джалал-Абад,
Ошской и Джалал-Абадской областей, имеются
человеческие жертвы, многие стали беженцами.
Повысилось число потерявших работу, повреждено
или полностью разрушено около 3 тысяч
жилых зданий, 327 объектов культурно-бытового
назначения. В критическом состоянии находятся
системы жизнеобеспечения в пострадавших
от беспорядков регионах, включая производственную,
транспортную и энергетическую инфраструктуры.
Политическая нестабильность оказала
свое негативное влияние на приток инвестиций
в страну. Отмечается ослабление доверия
частного сектора к государству, сокращается
ликвидность в банковской системе. Испытывает
трудности государственный бюджет, что
связано с сокращением поступлений доходов
вследствие замедления темпов роста экономики,
снижения внешнеторгового оборота и вынужденным
увеличением незапланированных расходов.