Промышленная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности промышленной политики в РФ;
- выявление целей и принципов промышленной политики;
- отражение анализа развития промышленности в РФ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………………………………………………………….….5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики…………………..…….…..5
1.2 Цели и принципы промышленной политики…………………………..….11
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………….…17
2.1 Анализ развития промышленности в РФ………………………………….17
2.2 Анализ промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте …………………………………………………………………………...25
2.3 Основные направления промышленной политики РФ……………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………...………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 КУРС.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

 

Республиканская комплексная программа  инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010–2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа) является логическим продолжением Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006–2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. № 350 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. № 332, от 25 апреля 2008 г. № 117, от 25 сентября 2008 г. № 291).

Программа является инструментом реализации второго этапа Концепции инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. № 39. Сегодня перед экономикой стоят новые задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Экономический рост на основе инновационного обновления приобретает новое качество, когда эффективной формой накопления становится развитие интеллектуального потенциала, а наиболее выгодными инвестициями – инвестиции в человека, его знания и таланты.

Стратегическое развитие Чувашии в долгосрочной перспективе  определено с учетом приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации, глобальных тенденций мирового развития, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием "экономики знаний" и усилением интеграционных экономических процессов в обществе.

          В складывающихся условиях Чувашии необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском и мировом рынках, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический рост.

Ведущее место в экономике  Чувашии занимает промышленный комплекс, на который приходится около 50% поступлений налоговых платежей, около 70% сальдированного финансового результата, около 30% работающего населения.

Рост индекса  промышленного производства в Чувашской  Республике в 2006 году к уровню 2000 года составил 150,5%, в то время как по Российской Федерации – 133,4%. По данному показателю Чувашия занимает 50-е место среди субъектов Российской Федерации. В 2006 году положительная тенденция опережающего роста промышленного производства сохранилась: индекс промышленного производства составил 115,9%, по России соответственно – 103,9%.

В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации  обрабатывающих производств, их доля в  объеме отгруженной продукции составляет 84,8%, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 14,9%, добычи полезных ископаемых – 0,3%.

В структуре обрабатывающих производств  более 63% объема отгруженной продукции  промышленного комплекса приходится на 5 видов экономической деятельности: на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 15,9%, пищевых продуктов, включая напитки, – 14,4%, машин и оборудования – 13,1%, транспортных средств и оборудования – 10,4% и на химическое производство – 9,5%.

Индексы и структура промышленного производства приведены в приложении № 1, таблицы 1.3–1.6.

2011 год промышленность Чувашской Республики начинает с хороших показателей: по крупным и средним организациям индекс промышленного производства составил 130,3%, а по обрабатывающей промышленности — 145%. Наибольший вклад в данные показатели внесли предприятия Концерна «Тракторные заводы», в разы вырос спрос на продукцию ЗАО «Промтрактор-Вагон», ОАО «Промтрактор», а также на продукцию ЗАО «ЧП «Сеспель» и предприятий электротехнической отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

 

Современные исследования показывают, что традиционное  антимонопольное  законодательство, направленное против применяемых на свободном рынке  деловых практик и их результатов, как правило не столько защищает конкуренцию, сколько приводит к ее подавлению. Причина состоит в том, что, антимонопольная политика не только наказывает эффективных производителей, работающих лучше, чем конкуренты, но и ограничивает применение как раз тех методов ведения бизнеса, которые наиболее выгодны для потребителей (концентрация с целью снижения издержек, дифференциация видов продукции, вертикальная интеграция, реклама и т.д.). Единственными выигравшими сторонами от такой политики являются неэффективные производители и олигархические бизнес-структуры.

Таким образом, целесообразно  постепенное смягчение той части  антимонопольного законодательства, которая  направлена на «исправление» результатов  деятельности компаний на рынках и  основана на таких понятиях, как концентрация, доля предприятия на товарном рынке, доминирование, интеграция и т.п. Это смягчение должно происходить как на уровне пересмотра законодательства, так и на уровне текущего правоприменения. Одновременно следует ужесточить применение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на пресечение монополистических действий органов власти и местного самоуправления.

Целесообразно также  рассмотреть вопрос о разработке и принятии антимонопольного процессуального  закона (кодекса), регламентирующего правоприменительную деятельность антимонопольных органов.

В долгосрочной перспективе  целью реформирования инфраструктурных отраслей должно стать максимальное расширение нерегулируемого сектора  инфраструктуры («все новое свободно») и переход в регулируемом секторе от «регулирования естественных монополий» к «финансированию ключевой инфраструктуры». Меры краткосрочного характера должны постепенно создавать предпосылки для движения в этом направлении.

Ключевой в этой сфере  промышленной политики является дилемма: будет ли в кратко- или среднесрочной перспективе сохранено тарифное регулирование на услуги «сетевой» компоненты существующих инфраструктурных монополий (магистральные сети электропередачи, магистральные газо- и нефтепроводы, железнодорожные пути, пользование аэродромной инфраструктурой и т.п.) или будет произведен переход к торговле пропускной способностью сетевых компонент и их участков.

В случае сохранения тарифного  регулирования целесообразно принудительное отделение сетевой компоненты от остальной части инфраструктурного бизнеса и перевод остальных видов деятельности в данной отрасли в общеэкономический режим регулирования (отмена тарифного регулирования).

Среди направлений государственной  промышленной политики рассмотрим основные из них, а именно:

- влияние государства на конкурентоспособность промышленного производства;

- деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов;

- воздействие государства на отраслевую структуру производства;

- возможности государства по стимулированию инвестиционного процесса.

Необходимость государства  на повышение конкурентоспособности  промышленного производства диктуется  такими фундаментальными отличиями  современного развитого рыночного  хозяйства, как возрастающая интеллектуализация промышленного производства, усиление роли инновационного начала и транснационализация деятельности промышленных фирм.

В результате конкурентоспособность  промышленности страны во все большей  мере зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность связей между промышленными фирмами, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, способность творчески осваивать иностранные технологии, скорость распространения в промышленности технологических и иных инноваций; емкость внутреннего рынка и уровень требований отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам, наличие кустов технологически связанных и географически близких предприятий, производящих продукцию, пользующуюся спросом на внешних рынках.

На перспективу до 2020 года металлургическая промышленность будет в целом соответствовать  мировому уровню.

В результате ввода в  действие новых современных агрегатов  и реконструкции действующих  коэффициент обновления основных фондов вырастет с 2,5% в настоящее время в черной и 3,0% в цветной металлургической промышленности до 3,5 - 4% в 2011 году, 4,5 - 5% в 2015 году и 5,5% в 2020 году. В результате доля основных фондов, введенных в действие в 2010 - 2020 гг., составит около 50-ти процентов.

Роль государства, которое  не только финансирует основную часть  общеобразовательных учебных заведений  и университетов, но и в немалой  мере определяет отношение общества к образованию и престижность профессии научного работника и  преподавателя, в создании системы образования, отвечающей требованиям современного промышленного производства, очень значительна. Очевидно, что инициативная государственная промышленная политика должна подкрепляться целеустремленной политикой в области образования. Для стран с переходной экономикой к наиболее приоритетным направлениям относится резкое расширение подготовки специалистов в области управления, маркетинга и хозяйственного права.

 

Российское энергетическое машиностроение должно достигнуть следующих  показателей:

К 2016 году:

- перейти на преимущественную поставку отечественных материалов и заготовок для нужд энергомашиностроения;

- промышленное освоение, включая полномасштабные испытания и доработку на собственных испытательных стендах, усовершенствованных газотурбинных установок (ГТУ) мощностью 65 –110 - 270 – 350 МВТ и парогазовых установок (ПГУ) на природном газе с повышением их коэффициента полезного действия (КПД) до 60 %;

- разработка и освоение модульных одновальных ПГУ-ТЭЦ мощностью 40 – 100 – 170 МВт и удельной выработкой на тепловом потреблении 1200 – 1500кВтч/Гкал с коэффициентом использования топлива 85-86%;

- разработка и освоение тепловых насосов и типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла с коэффициентом преобразования 4 -5 в системах теплоснабжения.

 К 2020 году:

- промышленное освоение паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 30 МПа, 600–620°С. Освоение первых паросиловых угольных энергоблоков на параметры пара 35 МПа, 700–720°С;

- освоение демонстрационной гибридной установки малой мощности с ГТУ и высокотемпературными топливными элементами, с КПД при работе на природном газе 65–70 %.

Проектные направления:

- разработка и применение в составе продукции новых материалов (коррозионно-стойких, спецсталей, композиционных и керамических материалов);

- образование контрактных групп (коммерческих соглашений) по направлениям производства и поставок продукции для стратегических партнеров;

- развитие современного отечественного вагоностроения посредством организации выпуска по новейшим технологиям перспективных моделей подвижного состава с улучшенными характеристиками, организация производства полувагонов принципиально новой конструкции с улучшенными эксплуатационными характеристиками (грузоподъемность, коэффициент тары, межремонтный пробег, безопасность) проектной мощностью 6100 штук в год;

- активное участие предприятий машиностроительного комплекса в выполнении мероприятий федеральных целевых программ ("Национальная технологическая база" на 2007–2011 годы, "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года"), реализации Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сформулированные в курсовой работе принципы промышленной политики, а также меры долгосрочного и краткосрочного характера являются основной законодательной работы Комитета по промышленной политике Совета Федерации в обозримой перспективе. Они:

- позволяют сформулировать общие направления промышленной политики, необходимые для занятия Россией достойного места в современном мире;

- могут служить концептуальной  основой для разработки законопроектов  в сфере промышленной политике;

- дают возможность  оценивать результативность принимаемых законов и деятельности исполнительной власти с точки зрения достижения конечных целей промышленной политики – повышения благосостояния российских граждан и конкурентоспособности российских производителей.

Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.

Информация о работе Промышленная политика РФ