Промышленная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности промышленной политики в РФ;
- выявление целей и принципов промышленной политики;
- отражение анализа развития промышленности в РФ;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………………………………………………………….….5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики…………………..…….…..5
1.2 Цели и принципы промышленной политики…………………………..….11
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………….…17
2.1 Анализ развития промышленности в РФ………………………………….17
2.2 Анализ промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте …………………………………………………………………………...25
2.3 Основные направления промышленной политики РФ……………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………...………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 1 КУРС.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

Необходимость государственного регулирования исходит из того, что  промышленность является ведущей отраслью регионального хозяйства. Особенности  данной сферы экономики определяют ее ведущую роль в процессе расширенного воспроизводства. Они выражаются в особых формах концентрации производства, специализации, кооперирования и комбинирования, в размещении промышленного производства, в особом профессиональном составе кадров.

При развитии рыночных отношений формировались и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены сразу и безошибочно на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных капитальных вложений, малорентабельных или неплатежеспособных с точки зрения собственного капитала, но необходимых для продолжения экономического воспроизводства как на уровне региона, так и на общефедеральном уровне. Наблюдаются региональные и общехозяйственные кризисы, высокая безработица, нарушение в обороте денег, сильное увеличение конкуренции на международных товарных рынках. Решение всех этих вопросов требует наличие четкой государственной экономической политики, в которой важное место должны занять государственная промышленная и инвестиционная политики.

Объективная возможность  государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных экономических условиях, на наш взгляд, государственное регулирование экономики должна быть составной частью процесса воспроизводства. Оно направлено на решение различных задач, в частности, на стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы воздействия целесообразно определять исходя из характера и остроты экономических и социальных проблем в том или ином регионе или стране в конкретный период.

Эффективность государственного регулирования следует измерять через достигнутые показатели социально-экономического развития, в которых находят отражение последствия, вызванные регулирующими воздействиями. Это, прежде всего, степень реализации поставленных целей, достижение социально-экономических стандартов, все то, что можно определить как функциональную эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Закон ЧР  от 04.06.2007. № 8 «О стратегии социально-экономического развития ЧР до 2020 г.» (Принят ГС ЧР 22.05.2007)

2. Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года

3.Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года

4. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"

5. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. N 853 
"Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации"

6.Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 18 марта 2009 г. N 150 
"Об утверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года"

7. Белоглазова Г.Н. Экономическая теория / Г.Н. Белоглазова - М.: Финансы и статистика, 2009.- 592 с.

8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление:     Учебник. – М.: Гардарики, 2009. – 320 с.

9. Воронин А.Г. Экономика России . – М.: Финансы и статистика, 2010. – 176 с.

10. Гузнов А.Г.    Особенности развития  регулирования рыночной экономики / А.Г. Гузнов  //  Законодательство. -   2010. -   № 3.- С.56.

11.  Кураков Л.П.    Экономическая     теория :   Учебник   для   вузов . -

   / Л.П. Кураков , Чебоксары, 2007.-388 с.

12.   Ковалев В.В. Экономика России / В.В. Ковалев. - М.: Проспект. - 2010.-  634 с.

13. Старцев  Н.Ю. Особенности развития отраслевых рынков   //  Вопросы экономики. -  2010. - №  2.-С.38.

14. Россия в цифрах, 2009: краткий статистический  сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2009. – 477 с.

15. Россия в цифрах, 2010: краткий статистический  сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2010. –  462 с.

16.  Рукавишникова И.А. Некоторые особенности метода правового       регулирования экономических отношений \\ Журнал российского

      права. -  2010. -  № 10.-С.-7.

17.Фомишин С.В.Экономика России . - Ростов  н/Д, 2010. – 509 с.

18. Хвинская Е.Д.  Мировая экономика.- М: Юристъ, 2010.- 405 с.

19. http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry

20. http://gov.cap.ru/

 

 

Приложение
Промышленная политика

Развитие  формирующегося машиностроительного  кластера

S (cильные стороны)

W (cлабые стороны)

Формирование на территории Чувашской Республики центра управления машиностроительными активами (ООО "Компания Корпоративного Управления "Концерн "Тракторные заводы");

известные на российском и мировом рынках  бренды отдельных  предприятий ("Четра");

более 50% от общего количества предприятий Чувашской Республики, получивших сертификаты соответствия международным стандартам качества ISO 9000,  составляют предприятия машиностроения;

наличие собственных  сбытовых сетей, представительств, консигнационных  складов в регионах Российской Федерации, дилерской сети в странах СНГ  у большинства предприятий отрасли (ОАО "Промтрактор", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" и др.);

открытие региональных сервисных центров для обслуживания сложной техники (ОАО "Промтрактор", ОАО "Завод электроники и механики"); 

внедрение:

современного высокопроизводительного оборудования ведущих мировых производителей (ОАО "Промтрактор", ООО "Промтрактор-Промлит", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод", ОАО "Текстильмаш", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей", ОАО "Канашский автоагрегатный завод" и др.). В результате коэффициент обновления основных средств обрабатывающих производств (9,1%) превысил средний показатель по Чувашской Республике (5,2%);

современных управленческих технологий: системы "5S", "Точно в срок", "Бережливое производство" (ОАО "Промтрактор", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей");

организация совместных  производств с мировыми лидерами;

развитая  сеть учебных заведений, ориентированных  на подготовку кадров для отрасли: 15 учреждений начального профессионального образования, 9 средних специальных и 4 высших учебных заведения. Подготовка ведется по 30 инженерно-техническим специальностям;

наличие ресурсных центров  для подготовки специалистов отрасли  на базе ГОУ НПО "Чебоксарский профессиональный лицей" – "Прикладные технологии", ГОУ НПО "Профессиональное училище № 19" – "Квалитет";

выпуск облигаций и  выход на фондовые рынки (ОАО "Промтрактор"), дополнительный выпуск акций (ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей");

возможность организации  на базе существующей инфраструктуры новых  производств;

наличие долгосрочных программ (проектов) и стратегических соглашений с крупными потребителями (ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром" и др.);

формирование и развитие новых отраслей, в том числе современного отечественного вагоностроения

Значительная степень  износа основных фондов (48,4%);

недостаточный уровень  инновационной активности предприятий;

низкая общая культура производства;

отсутствие логистических  центров (терминалов) на территории Чувашской Республики;

"информационная закрытость" товаропроизводителей, недостаточное  количество рекламных материалов, размещаемых в средствах массовой  информации;

слабая сервисная поддержка  всех этапов жизненного цикла сложных  изделий;

сокращение промышленно-производственного персонала предприятий при продолжающемся его старении: средний возраст работающих – 45 лет;

нарастание дефицита инженерно-технического персонала, персонала рабочих специальностей, особенно в малых городах (гг. Алатырь, Канаш, Шумерля);

несоответствие  между уровнями подготовки кадров в  учебных заведениях и применяемыми технологиями (25% работодателей оценивают  уровень подготовки выпускников  как низкий, 65% – как средний);

преобладание в структуре  затрат на производство материальных затрат (66,1% от общей суммы затрат на производство, что в 1,5 раза выше, чем в зарубежных странах);

недостаточно развитая система страхования рисков

 

 

 

 


 

O (возможности)

T (угрозы)

Наличие долгосрочных программ и стратегических соглашений с крупными потребителями;

разработка новых (композитных  и других) материалов;

возможность организации  на базе существующей инфраструктуры новых производств;

образование контрактных  групп (коммерческих соглашений);

вхождение на российский рынок иностранных партнеров и создание сборочных производств с целью организации поставок комплектующих на новые производства;

возможность расширения производства ввиду недостаточного уровня загрузки производственных мощностей в организациях;

проведение мероприятий  по экологизации продукции за счет внедрения международных стандартов качества;

выход на глобальные рынки  в связи со вступлением России в ВТО

Перенос центра финансовой ответственности за пределы Чувашской  Республики;

высокая специализация (в  номенклатуре производимой продукции доминирует одна позиция);

высокая зависимость  от результатов работы российского  автопрома;

значительный рост цен  на материальные ресурсы;

усиление конкуренции  на традиционных рынках в связи со вступлением России в ВТО


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Промышленная политика РФ