Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение промышленной политики в РФ.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия и сущности промышленной политики в РФ;
- выявление целей и принципов промышленной политики;
- отражение анализа развития промышленности в РФ;
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…………………………………………………………………………….….5
1.1 Понятие и сущность промышленной политики…………………..…….…..5
1.2 Цели и принципы промышленной политики…………………………..….11
Глава 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ………….…17
2.1 Анализ развития промышленности в РФ………………………………….17
2.2 Анализ промышленности в Чувашской Республике в отраслевом аспекте …………………………………………………………………………...25
2.3 Основные направления промышленной политики РФ……………….…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………...………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………35
ПРИЛОЖЕНИЯ
Необходимость государственного регулирования исходит из того, что промышленность является ведущей отраслью регионального хозяйства. Особенности данной сферы экономики определяют ее ведущую роль в процессе расширенного воспроизводства. Они выражаются в особых формах концентрации производства, специализации, кооперирования и комбинирования, в размещении промышленного производства, в особом профессиональном составе кадров.
При развитии рыночных отношений формировались и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены сразу и безошибочно на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных капитальных вложений, малорентабельных или неплатежеспособных с точки зрения собственного капитала, но необходимых для продолжения экономического воспроизводства как на уровне региона, так и на общефедеральном уровне. Наблюдаются региональные и общехозяйственные кризисы, высокая безработица, нарушение в обороте денег, сильное увеличение конкуренции на международных товарных рынках. Решение всех этих вопросов требует наличие четкой государственной экономической политики, в которой важное место должны занять государственная промышленная и инвестиционная политики.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных экономических условиях, на наш взгляд, государственное регулирование экономики должна быть составной частью процесса воспроизводства. Оно направлено на решение различных задач, в частности, на стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы воздействия целесообразно определять исходя из характера и остроты экономических и социальных проблем в том или ином регионе или стране в конкретный период.
Эффективность государственного регулирования следует измерять через достигнутые показатели социально-экономического развития, в которых находят отражение последствия, вызванные регулирующими воздействиями. Это, прежде всего, степень реализации поставленных целей, достижение социально-экономических стандартов, все то, что можно определить как функциональную эффективность.
Список использованной литературы
3.Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года
4. Постановление Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах"
7. Белоглазова Г.Н. Экономическая теория / Г.Н. Белоглазова - М.: Финансы и статистика, 2009.- 592 с.
8. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Гардарики, 2009. – 320 с.
9. Воронин А.Г. Экономика России . – М.: Финансы и статистика, 2010. – 176 с.
10. Гузнов А.Г. Особенности развития регулирования рыночной экономики / А.Г. Гузнов // Законодательство. - 2010. - № 3.- С.56.
11. Кураков Л.П. Экономическая теория : Учебник для вузов . -
/ Л.П. Кураков , Чебоксары, 2007.-388 с.
12. Ковалев В.В. Экономика России / В.В. Ковалев. - М.: Проспект. - 2010.- 634 с.
13. Старцев Н.Ю. Особенности развития отраслевых рынков // Вопросы экономики. - 2010. - № 2.-С.38.
14. Россия в цифрах, 2009: краткий статистический сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2009. – 477 с.
15. Россия в цифрах, 2010: краткий статистический сборник // Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). – М. : Федерал. служба гос. статистики, 2010. – 462 с.
16. Рукавишникова И.А. Некоторые особенности метода правового регулирования экономических отношений \\ Журнал российского
права. - 2010. - № 10.-С.-7.
17.Фомишин С.В.Экономика России . - Ростов н/Д, 2010. – 509 с.
18. Хвинская Е.Д. Мировая экономика.- М: Юристъ, 2010.- 405 с.
19. http://www.minpromtorg.gov.ru/
20. http://gov.cap.ru/
Развитие формирующегося машиностроительного кластера
S (cильные стороны) |
W (cлабые стороны) |
Формирование на территории Чувашской Республики центра управления машиностроительными активами (ООО "Компания Корпоративного Управления "Концерн "Тракторные заводы"); известные на российском и мировом рынках бренды отдельных предприятий ("Четра"); более 50% от общего количества
предприятий Чувашской наличие собственных сбытовых сетей, представительств, консигнационных складов в регионах Российской Федерации, дилерской сети в странах СНГ у большинства предприятий отрасли (ОАО "Промтрактор", ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" и др.); открытие региональных
сервисных центров для внедрение: современного высокопроизводите современных управленческих технологий: системы "5S", "Точно в срок", "Бережливое производство" (ОАО "Промтрактор", ОАО "Канашский автоагрегатный завод", ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей"); организация совместных производств с мировыми лидерами; развитая сеть учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для отрасли: 15 учреждений начального профессионального образования, 9 средних специальных и 4 высших учебных заведения. Подготовка ведется по 30 инженерно-техническим специальностям; наличие ресурсных центров для подготовки специалистов отрасли на базе ГОУ НПО "Чебоксарский профессиональный лицей" – "Прикладные технологии", ГОУ НПО "Профессиональное училище № 19" – "Квалитет"; выпуск облигаций и выход на фондовые рынки (ОАО "Промтрактор"), дополнительный выпуск акций (ОАО "Шумерлинский завод спецавтомобилей"); возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств; наличие долгосрочных программ (проектов) и стратегических соглашений с крупными потребителями (ОАО РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром" и др.); формирование и развитие новых отраслей, в том числе современного отечественного вагоностроения |
Значительная степень износа основных фондов (48,4%); недостаточный уровень инновационной активности предприятий; низкая общая культура производства; отсутствие логистических центров (терминалов) на территории Чувашской Республики; "информационная закрытость"
товаропроизводителей, недостаточное
количество рекламных слабая сервисная поддержка всех этапов жизненного цикла сложных изделий; сокращение промышленно- нарастание дефицита инженерно-технического персонала, персонала рабочих специальностей, особенно в малых городах (гг. Алатырь, Канаш, Шумерля); несоответствие между уровнями подготовки кадров в учебных заведениях и применяемыми технологиями (25% работодателей оценивают уровень подготовки выпускников как низкий, 65% – как средний); преобладание в структуре затрат на производство материальных затрат (66,1% от общей суммы затрат на производство, что в 1,5 раза выше, чем в зарубежных странах); недостаточно развитая система страхования рисков
|
O (возможности) |
T (угрозы) |
Наличие долгосрочных программ и стратегических соглашений с крупными потребителями; разработка новых (композитных и других) материалов; возможность организации на базе существующей инфраструктуры новых производств; образование контрактных групп (коммерческих соглашений); вхождение на российский рынок иностранных партнеров и создание сборочных производств с целью организации поставок комплектующих на новые производства; возможность расширения производства ввиду недостаточного уровня загрузки производственных мощностей в организациях; проведение мероприятий по экологизации продукции за счет внедрения международных стандартов качества; выход на глобальные рынки в связи со вступлением России в ВТО |
Перенос центра финансовой ответственности за пределы Чувашской Республики; высокая специализация (в номенклатуре производимой продукции доминирует одна позиция); высокая зависимость от результатов работы российского автопрома; значительный рост цен на материальные ресурсы; усиление конкуренции на традиционных рынках в связи со вступлением России в ВТО |