Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:53, контрольная работа
Промышленный переворот происходил во всех странах, вступавших на путь капиталистического развития. Он имел как специфические для каждой страны предпосылки и последствия, определяемые историческими, культурными, экономическими, социальными, политическими особенностями, так и общие характерные для всех государств.
Введение_________________________________________________________ 3
1.Сущность промышленного переворота в Англии
Предпосылки промышленного переворота_____________________4
Направления и последствия промышленного переворота_________5
2.Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века.
2.1 Франция_________________________________________________ 11
2.2 Германия_________________________________________________ 15
2.3 США____________________________________________________ 20
Заключение______________________________________________________ 24
Тест_____________________________________________________________ 25
Список использованной литературы__________________________________ 26
Содержание:
Введение______________________
1.Сущность промышленного переворота в Англии
2.Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века.
2.1 Франция_______________________
2.2 Германия______________________
2.3 США___________________________
Заключение____________________
Тест__________________________
Список использованной
литературы____________________
Промышленный
переворот – это качественные
изменения в технике
Основным
содержанием промышленного
Промышленный переворот происходил во всех странах, вступавших на путь капиталистического развития. Он имел как специфические для каждой страны предпосылки и последствия, определяемые историческими, культурными, экономическими, социальными, политическими особенностями, так и общие характерные для всех государств.
Традиционно
промышленный переворот начинается
с технических
В Англии раньше, чем в других странах, начался промышленный переворот, так как здесь к середине XVIII в. сложились благоприятные условия для развития машинного производства. Основными предпосылками промышленного переворота стали следующие факты:
Решающим фактором стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и посредством роста государственного долга, а следовательно, и роста налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить государству средства для ведения войны. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению Индии. Торговые воины для Англии почти всегда сопровождались захватом новых колоний. Так, в XVIII в. Англия приняла участие в 120 колониальных конфликтах.
Важными условиями процесса накопления капитала явились окончательное уничтожение класса крестьянства и полный переход сельского хозяйства на капиталистический путь.
В XVIII в. Мануфактурная система стала себя изживать и в наиболее развитых отраслях английской промышленности зашла в тупик. Технический базис мануфактуры вступил в противоречие с ею же созданными потребностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Требовалась новая база, соответствующая капиталистическому производству.
Столкнувшись
на мировом рынке с продукцией
из России, Швеции, Индии, Англия могла
обойти конкурентов, лишь создав производство
и наладив выпуск более конкурентоспособной
продукции – качественной и недорогой.
Все это позволило Англии стать родиной
промышленного переворота.
1.2 Направления и последствия промышленного переворота
Промышленный переворот - это переход от мануфактуры с ручным разделением труда к фабрично-заводскому производству, сопровождающийся формированием промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.
Промышленный переворот в Англии начался с новой тогда отрасли промышленности - хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство с древности было развито в Индии. Оттуда ткани из хлопка привозили в Англию, и народ их охотно раскупал, потому, что они были относительно дешевыми. Английские промышленники попытались наладить хлопчатобумажное производство, но оказались не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами, ткани которых были и лучше, и дешевле. Перед хозяевами английских хлопчатобумажных мануфактур встала задача усовершенствовать производство, чтобы снизить стоимость продукции. Эта задача и была выполнена в результате серии изобретений.
Началось с того, что в 30-х гг. XVIII века, Джон Кэй усовершенствовал ткацкий станок и изобрел "летучий челнок", который ударами ракеток перебрасывался с одной стороны станка на другую. Раньше это приходилось делать вручную, и ширина ткани ограничивалась длиной рук рабочего. Теперь можно было ткать более широкие ткани и делать это гораздо быстрее.
Это
изобретение значительно
После этого в результате трех изобретений (Джеймса Харгревса, Хайса и Кромптона) в 60-70-х гг. XVIII в. была создана прядильная машина, которая настолько повысила производительность труда прядильщиков, что вызвала обратное несоответствие - ткачи не успевали перерабатывать изготовленную пряжу.
Эта
диспропорция была устранена изобретением
в 80-х гг. XVIII в. ткацкого станка Картрайта,
который повысил
Плоды изобретений для изобретателей оказывались горькими. Так, Джону Кэю, изобретателю "летучего челнока", промышленники отказались платить, а ткачи-ремесленники, которые боялись из-за новшества потерять работу, разгромили его дом. Харгревсу, изобретателю прялки "Дженни", также пришлось спасаться бегством, его дом тоже был разгромлен. "Мюль-машина" Кромптона вызвала у промышленников большой интерес. Они подсылали своих агентов, чтобы раскрыть секрет машины один из них даже пробил стену, чтобы подглядывать. У Кромптона не было денег, чтобы взять патент на свое изобретение. Он передал свое изобретение на общее пользование промышленникам, предполагая, что благодарные капиталисты вознаградят изобретателя. Те же собрали по подписке мизерную сумму. Через некоторое время Кромптон изобрел еще одну машину, но после некоторых колебаний ее уничтожил.
Если
прежде рабочий сам двигал орудие
труда, то теперь, когда материал обрабатывала
машина, оставалось только приводить
в движение эту рабочую машину.
Но человек был слишком
Полностью
использовать преимущества машинного
производства оказалось возможным
только с появлением парового двигателя,
и поэтому изобретение парового
двигателя считается
Первые
паровые машины появились еще
в XVII в., но их назначение было узким
это были, в сущности, паровые
насосы для откачки воды из шахт.
Универсальный паровой
История паровой машины лишний раз доказывает, что промышленный переворот не просто цепь изобретений. Русский механик Ползунов изобрел свою паровую машину раньше Уатта, но в России того времени она оказалась не нужна и о ней забыли, как забыли, очевидно, и обо многих других "несвоевременных" изобретениях.
Нет
необходимости прослеживать промышленный
переворот во всех отраслях промышленности.
В металлургии, например, он отличался
значительными особенностями. Некоторые
процессы здесь были механизированы
и до промышленного переворота, а
другие и после переворота долго
оставались ручными. Промышленным переворотом
в таких производствах
Для английской металлургии это означало переход от древесного угля к каменному. Ко времени переворота леса в Англии были уже вырублены, угля не хватало, поэтому металлургия находилась в упадке, Англия была вынуждена ввозить металл из других стран.
В 30-х годах XVIII в. Дерби открыл способ выплавки чугуна на каменном угле, а в 80-х годах другой английский металлург Корт способ переплавки этого чугуна на железо также на каменном угле (пудлингование). Поскольку каменного угля в Англии было достаточно, английская металлургия быстро вышла на первое место в мире.
Промышленная революция проходила как цепная реакция. Изобретения влекли за собой другие изобретения. Переворот начался с легкой промышленности, но в ходе него создавался рынок для тяжелой. Так, для изготовления массы машин для легкой промышленности, требовалось много металла, а это вызвало переворот в металлургии, спрос на машины нельзя было удовлетворить, изготовляя их в кустарных мастерских с ручным трудом, и это вызвало переворот в машиностроении. Рождение машиностроительных заводов, но возросшую массу товаров уже невозможно было перевозить на лошадях и парусных судах, поэтому произошли большие изменения на транспорте.
Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е гг. XVIII в. Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 г. И только после этого в Англии стали строить пароходы.
В 1825 г., была пущена в ход первая железная дорога. Железные дороги не сразу завоевали признание. Сначала рельсы делали из чугуна и они ломались под тяжелыми паровозами. Существовало мнение, что гладкие колеса будут скользить по гладким рельсам, и поэтому на колесах и рельсах делали зубья. Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию.
Машинное производство уже не требовало мастерства от рабочего. Работа приобретала характер простейших движений. С такой работой могли справиться женщины и дети, труд которых обходился капиталисту гораздо дешевле. Поэтому теперь в промышленности стал широко применяться женский и детский труд. Поскольку родители сначала не хотели отдавать детей на фабрику.
Развитие мирового капиталистического хозяйства первые партии детей поступали из приютов и сиротских домов. Благотворители оптом сдавали детей на фабрику за крупные суммы денег. В последствии, конкуренция дешевого женского и детского труда, а также то обстоятельство, что работа при машине не требовала прежнего мастерства, вели к снижению заработной платы. В начале XIX в. на свой дневной заработок английский ткач мог купить 2,5 кг. хлеба. На такие деньги нельзя было прокормить семью. Поэтому значительная часть рабочих оказалась на содержании церковных приходов.