Промышленный переворот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание

Промышленный переворот происходил во всех странах, вступавших на путь капиталистического развития. Он имел как специфические для каждой страны предпосылки и последствия, определяемые историческими, культурными, экономическими, социальными, политическими особенностями, так и общие характерные для всех государств.

Содержание

Введение_________________________________________________________ 3

1.Сущность промышленного переворота в Англии
Предпосылки промышленного переворота_____________________4
Направления и последствия промышленного переворота_________5

2.Социально - экономические результаты промышленного переворота во Франции, Германии и США в середине XIX века.

2.1 Франция_________________________________________________ 11

2.2 Германия_________________________________________________ 15

2.3 США____________________________________________________ 20

Заключение______________________________________________________ 24

Тест_____________________________________________________________ 25

Список использованной литературы__________________________________ 26

Работа состоит из  1 файл

1 промышленный переворот в англии.docx

— 47.03 Кб (Скачать документ)

     Промышленный  переворот в Германии, её индустриализация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности.

     Первая  особенность заключалась в том, что если в других странах, как  например в Англии, переворот начинался  с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивалась главным  образом тяжёлая промышленность. Переворот в текстильной промышленности хоть и начался в 30-е годы, но и  в 1870 году в этой отрасли ещё господствовала рассеянная мануфактура. Это объясняется  тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство  железных дорог и военные потребности. В середине XIX века в Германии началось ускоренное строительство железных дорог. Это строительство имело  не только экономические цели, но и  стратегические. Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась  в стороне от мировых торговых путей. Но железные дороги изменили эту  ситуацию. Германия, занимающая центральное  положение в Европе оказалась  в центре европейской железнодорожной  сети. Соседним государствам стало  выгодно перевозить товары через  её территорию.

     Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между  ними и ускоряло их объединение. Более  того, это создавало огромный спрос  на металл, уголь, паровозы, т.е. стимулировало развитие тяжёлой промышленности – металлургической, угольной, машиностроительной.

     Второй  особенностью индустриализации Германии было то обстоятельство, что она  была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на пол  века позже английских, естественно, оборудовались новейшей по тому времени  техникой, приобретённой в Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже  морально устарело. Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. Здесь открыли изобретение анилиновых красок, изобрели динамо-машину, а в  результате этих открытий химическая и электротехническая промышленность Германии быстро вышли на первое место  в мире.

     Итак, по техническому уровню своей промышленности Германия вырвалась вперёд, причём этому способствовала и иностранная  конкуренция. Она позволяла выжить наиболее совершенным предприятиям. Так как немецкие заводы строились  на базе новейшей техники, они должны были выпускать продукцию лучше  и дешевле, чем в Англии.

     Третья  особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть капиталов находилась не у  буржуазии, а у помещиков. Чтобы  мобилизовать эти капиталы для развития промышленности, в Германии развёртывается усиленное акционерное предпринимательство. Новые промышленные фирмы и банки  создавались как акционерные. Продавая акции юнкерам, получали их капиталы. Но в результате оказалось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности.

     По  объёму промышленного производства Германия занимала 3-е место в  мире. Впереди оставались Англия и  США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX века торговля выросла  в два раза, то за 50-60-е годы –  в три раза. Если в первой половине столетия Германия в основном вывозила сельскохозяйственную продукцию, то теперь в вывозе преобладала промышленная продукция – уголь, машины, ткани. И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь – сельскохозяйственная продукция. 
 

 

     2.3 Социально - экономические результаты промышленного переворота в США. 

     Важная  особенность промышленного переворота в США заключалась в активной роли американской инженерной мысли: были изобретены швейная машинка, ротационная  типографская машина, фосфорная спичка, электромагнитный телеграф Морзе, буквопечатающий  аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический тормоз. Все эти новшества, родившиеся в США, предопределили развитие многих новых отраслей промышленности. Швейные  фабрики Зингера, Беккера, Уиллера  выпускали изделия, которые пользовались спросом во всех уголках мира.

           Существенные особенности промышленного  переворота в США предопределялись  природными условиями страны. Так,  из-за обилия рек страна была  богата водной энергией, более  дешевой, чем энергия пара. Поэтому  здесь позже начала использоваться  в массовом масштабе паровая  энергия. Переход к паровой  энергетической базе (системе) начался,  только в 40-е годы XIX в., хотя  первая паровая машина появилась  еще в конце XVIII в. а в 1803 г. была изобретена паровая  машина Оливера Эванса.

     Еще одна особенность Промышленного  переворота связана с изобилием  в стране лесов, что предопределило длительное использование в качестве основного вида топлива древесного угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном  транспорте США потребляли дрова. Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась  в этой стране только в 1837 г. Задержка с заменой древесного топлива  объяснялась также тем, что чугун, выплавляемый на нем, получался лучшего  качества. Массовое применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., за 1847–1857 гг. построили 100 домен, работающих на каменном угле.

     Поскольку США позже приступили к промышленному  перевороту, но мануфактурный капитализм, как преддверие промышленного производства, в полной мере здесь не сформировался. Мануфактуры, возникавшие в колониальный период, не были устойчивы; их развитие сдерживала запретительная политика Англии. Поэтому правомерно говорить о том, что промышленный переворот проходил в условиях недостаточного развития мануфактурного производства.

     Особенностью  промышленного переворота в США  была и крайняя территориальная  и отраслевая неравномерность. Прежде всего, переворот охватил северо-восточные  штаты; в то же время на Юге даже к началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, что не могло  не оказать влияния на ее исход. Здесь  преобладала первичная обработка  выращиваемых культур – хлопка, табака, риса, сахарного тростника  и т. д. Кроме того, если для этого  применялись машины, то обслуживались  они рабами.

     Запаздывали по временным рамкам становления  промышленного капитализма и  западные штаты. Отраслевая структура  складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-востока. Западные штаты специализировались на переработке  пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники.

     Промышленный  переворот начался на Северо-востоке  страны. Первой отраслью, которая стала  переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная  машина позволила преобразовать  переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда  в 100 раз. Английский иммигрант рабочий-текстильщик  С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным  предпринимателем, и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены  на хлопчатобумажной фабрике, построенной  Лаоудлом в 1814 г. С этого момента  обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества.

     Постепенно  машины внедрялись и в более сложное  шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке домашнее шерстяное  производство уступило место машинному  производству.

     Северо-восток США был центром текстильной  промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов  началось укрупнение текстильных фабрик. Механизация текстильного производства привела к уменьшению его издержек на единицу продукции, к снижению цен на ткани за 1815–1850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии.

     В легкой промышленности промышленный переворот  помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной  машины Зингера в 1841 г., а также  машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также  стимулировало развитие подотраслей  машиностроения.

     Другое  важное направление промышленного  переворота в США – развитие транспорта. Первыми транспортными системами  были каналы. Строительство каналов  началось в конце XVIII в. Развитию судоходства  способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного  парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно  «Демалогос». Переход в 40-е годы к  винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и  Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан.

     Первые  железнодорожные рельсы соединили  города Балтимор и Огайо (1828–1830), за два последующих десятилетия  длина железных дорог возросла в 300 раз.

     Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался  второй этап промышленного переворота. Металлургия в США развивалась  медленно.

     В середине XIX в. в США уже имелись  крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску  паровых двигателей, в Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного  переворота в завершающую стадию – создание производства машин машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни изобрел  фрезерный станок с многорезцовым  режущим инструментом (фрезой). Уитни  заложил основы техники и организации  массового производства в машиностроении.

     США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозы использовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники.

     С 40-х годов железо начинает применяться  для обшивки судов, а потом  и постройки судовых корпусов.

     В итоге промышленного переворота США стали индустриальной страной  – 67,3% ее промышленного производства обеспечивал Северо-восток. Вместе с тем США еще не во всем могли  удовлетворить свои внутренние потребности  и прибегали к ввозу европейской (английской) продукции.

     Заключение. 

       Промышленный переворот имел  важные последствия. Изменения  коснулись не только промышленности, но также социальной и политической  сферы.    

     К числу общих для всех стран  последствий промышленного переворота можно отнести:

      1) изменение соотношения сельского  хозяйства и промышленности по  доле ВНП в пользу промышленности; переход к крупному производству;

     2)более  быстрые темпы развития отраслей  тяжелой промышленности;

     3) появление новых видов транспорта  и связи (паровые железные дороги, паровые суда речного, морского  и океанского назначения и.  т.д.)

     4) переход на рыночные формы  организации аграрного сектора,  торговли, кредитно-денежной сферы  и т.д.;

     5) увеличение доли и значения  инженерно-технических работников  в составе занятых в промышленности;

     6)четкое  оформление классовой структуры  общества и усиление противостояния  промышленных рабочих и предпринимателей;

     7) появление первых кризисов перепроизводства  и переход к циклическому развитию  с 1825г. 

 

Тест

Установите соответствие стран факторам, стимулирующим (С) или тормозившим (Т) развитие экономики в XIX в.:

  1. Англия
а. Захват и эксплуатация колоний
  1. Германия
б. Выгодное географическое положение 
  1. Россия
в. Посредничество в международной торговле
  1. США
г. Благоприятные  природно-климатические условия
  1. Франция
д. Последствия  буржуазной революции
  1. Голландия
е. Милитаризация  экономики
  1. Япония
ж. Успехи промышленного  переворота

з. Пережитки  крепостничества

Информация о работе Промышленный переворот