Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:21, реферат

Описание

В наши дни руководство почти всех стран мира озабочено проблемой легализации доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Особую опасность эта проблема представляет для крупных финансово-экономических центров. Несмотря на немалый опыт, накопленный мировым сообществом в этой сфере и выработанные концепции по противодействию этому общественно и экономически опасному явлению, специалисты ФАТФ по-прежнему отмечают, что противодействие отмыванию денег – задача очень сложная, так как сам по себе процесс «отмывания» состоит из ряда финансовых операций, каждая из которых сама по себе незаконной не является.

Работа состоит из  1 файл

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

Введение

       В наши дни руководство почти всех стран мира озабочено проблемой  легализации доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Особую опасность  эта проблема представляет для крупных  финансово-экономических центров. Несмотря на немалый опыт, накопленный мировым сообществом в этой сфере и выработанные концепции по противодействию этому общественно и экономически опасному явлению, специалисты ФАТФ по-прежнему отмечают, что противодействие отмыванию денег – задача очень сложная, так как сам по себе процесс «отмывания» состоит из ряда финансовых операций, каждая из которых сама по себе незаконной не является.

       Отмывание денег имеет крупнейшие транснациональные  и трансконтинентальные масштабы. Как  отмечают в ФАТФ:

       По  своей сущности процесс  отмывания денег  выходит за рамки  привычной экономической  статистики. Поэтому, как и в случае других аспектов теневой  экономики для  того, чтобы в какой-то мере оценить масштаб  рассматриваемой  проблемы, пришлось прибегнуть к грубым предположениям.

       По  сведениям Международного Валютного Фонда, общая сумма отмываемых денег в мире составляет 2-5% мирового валового внутреннего  продукта.

       Согласно  статистике 1996 года, этот процент указывает, что сумма, получаемая путем отмывания  денег, колеблется между 590 миллиардами и 1.5 триллионами американских долларов, что приблизительно равняется общему экономическому продукту такой страны, как  Испания.

       Но, несмотря на сложность и масштабность проблемы, противодействие отмыванию  денег – одна из ключевых задач  не только в борьбе с экономическими преступлениями, но и в целом –  в борьбе с организованной преступностью. Таким образом, отмывание денег – «бич» современной экономики, борьбу с которым необходимо вести не снижая темпов и стремясь к полной капитуляции «теневых» экономических структур.

       Сущность  легализации доходов, полученных преступным путем

     В соответствии с Федеральным Законом 115-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМ»:

      доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

      легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного  кодекса Российской Федерации.

    «Отмывание» денег (money laundering) — понятие впервые использовано в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги.

    В официальной печати термин «отмывание денег» впервые появился в 1973г. в связи с именем президента США Ричарда Никсона и связанного с его предвыборной компанией «уотергейтского» дела.

  1. Способы ЛДПП

       Вывоз наличных из страны с помощью курьеров или сокрытия их в перевозимом  грузе с целью дальнейшей репатриации  через иностранные банки.

       Прохождение по счетам денежных средств, значительно  превышающих реальные возможности  клиента в бизнесе.

       Многократное  зачисление средств на счет в течение  дня разными лицами.

       Проведение  операций в особо крупных размерах в интересах третьих лиц, в  частности обмен больше сумм денег.

       Заключение  контрактов с инофирмами на оказание различных услуг информационно-справочного  характера.

       Выдвижение  без основательных причин требования открыть несколько счетов с различными начальными номерами.

       Предоставление  сведений о себе, достоверность которых  невозможно проверить либо заведомо искаженных сведений.

       Внесение  больших сумм на счет наличными, что  может указывать на противоправную направленность действий клиента банка.

       Заключение  фиктивных арендных договоров и  фиктивных контрактов на поставку несуществующих товаров.

       Стремление  при открытии и ведении операций по счетам ограничиться своим присутствием только при открытии счета и избежать последующих контактов с операционистами путем назначения доверенных лиц по управлению денежными средствами, находящимися на счетах.

       Покупка ценных бумаг с их переводом в  другой банк и т. п.

       Сокрытие  настоящего происхождения денег (счета  в иностранных банках и размещение в инвестиционных компаниях, организация  фиктивных компаний, приобретение ценных бумаг, антиквариата, недвижимости за границей и т.п.).

       Перечисление  наличных на счета подставных лиц с дроблением денежных сумм.

Приемы  отмывания «грязных»  денег

       «Структурирование» — искусственное раздробление финансовой операции на несколько единичных, с небольшими суммами. В конечном результате средства аккумулируются на одном или нескольких счетах, откуда переводятся под целиком законным поводом в банк другой страны.

       Разветвленная система так называемых фиктивных предприятий. Государственная регистрация таких предприятий, как правило, проводится по утраченным и похищенным паспортам или на номинальных собственников. На счете, открытом фиктивным предприятием, на протяжении определенного времени аккумулируются безналичные средства, которые затем переводятся на счет другой фиктивной фирмы (или получаются по чеку денежной наличностью).

       Контрабанда валюты. Для перевозки денежной наличности используются разнообразные хранилища, специально созданные в чемоданах, транспортных средствах. В дальнейшем средства вносятся на заранее открытый в банке какой-либо страны депозитный или текущий счет, откуда спустя некоторое время (по доверенности клиента) переводятся на счета других банков.

       Альтернативные  банковские системы. Отмывание денег в так называемом «золотом треугольнике» (территория на стыке Таиланда, Бирмы и Лаоса) происходит через сложную цепочку доверенных лиц, которые осуществляют подобный бизнес из поколения в поколение Перемещаясь по каналам подпольных банков, «грязные» деньги вообще не попадают в официальную банковскую систему. Альтернативные банки работают без бумажного следа.

Борьба  с ЛДПП

  1. Структура процесса отмывания денег, а так же факторы, способствующие ЛДПП

       Традиционно процесс отмывания денег состоит  из трех этапов. На первом этапе (этап размещения, он же «стирка») происходит размещение незаконных доходов в финансовых институтах. Второй этап (этап преобразования или «отжим») заключается в проведении финансовых операций, целью которых является сокрытие преступного происхождения доходов. На третьем этапе (этап консолидации, иначе «сушка») "очищенный" капитал возвращается преступнику в виде денежных средств, имущества или имущественных прав. Классические схемы отмывания денег включают в себя использование операций с наличностью, злоупотребления услугами банковских и других финансовых институтов, операции с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом, азартные игры. В последние годы широкое распространение получили схемы с вовлечением оффшорных финансовых компаний, сети Интернет, кредитных карт, небанковских ("альтернативных") систем перевода денежных средств и международной торговли товарами и услугами.

       Значительный  ущерб от операций по отмыванию денег  настоятельно требует принятия специальных  мер на государственном уровне. Наиболее заметные последствия отмывания  денег включают в себя следующие  моменты:

  • криминальный мир получает возможность формально на законных основаниях использовать доходы от незаконных операций и тем самым расширять и постепенно легализовывать свою деятельность. Это приводит к росту политического влияния криминальных структур, противодействию укреплению системы регулирования и законодательства;
  • стимулируется развитие коррупции в государственном секторе и правонарушений в финансовой системе. Большие объемы капитала, вовлеченного в операции по отмыванию денег, подрывают устойчивость финансовых рынков;
  • государство недополучает часть налогов, усиливаются диспропорции в распределении налогового бремени и социальная дифференциация.

Направления борьбы

       В борьбе с отмыванием денег, как правило, используются следующие механизмы:

  • финансовая и налоговая отчетность юридических и физических лиц;
  • выездные проверки компаний и банков органами регулирования;
  • внешние аудиторские проверки;
  • внутренний аудит, включая выделение особых лиц, ответственных за контроль операций на предмет отмывания денег;
  • контроль в рамках профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций;
  • оперативные операции местных и иностранных (международных) правоохранительных органов;
  • добровольное (за вознаграждение) предоставление информации физическими лицами.

       Каждый  из этих механизмов подкрепляется законодательно и имеет свои плюсы и минусы. Обязанность компаний предоставлять  финансовую отчетность в целях борьбы с отмыванием капитала в значительной степени носит превентивный характер. Для детального изучения отчетности необходим подготовленный квалифицированный штат служащих, современные средства обработки информации и возможность оперативной проверки информации на месте. Развитие системы пруденциального надзора связано для государства с определенными затратами. Усложнение схем отмывания денег влечет за собой усложнение требований обязательной отчетности, что воспринимается прессой и частью общества как ограничение свободы граждан и частных институтов. Аналогичную реакцию вызывает расширение полномочий правоохранительных органов. Единые базы данных облегчают поиск и анализ информации, однако их применение связано с риском правонарушений и недобросовестного использования информации. Самофинансирование операций по борьбе с отмыванием денег за счет выявленных "криминальных" средств должно исключать возможность злоупотреблений.

       При создании полноценной системы противодействия  отмыванию денег должен быть достигнут  компромисс, во-первых, между увеличением  затрат на государственном и частном  уровне по ее финансированию и ограничением свободы действий экономических  субъектов, и, во-вторых, между эффективностью функционирования системы и ужесточением контроля за выполнением предъявляемых  государством требований. Каждая страна в той или иной степени обладает системой противодействия отмыванию  денег, в лице правоохранительных органов. Введение новых механизмов, особенно затратных, целесообразно осуществлять только тогда, когда преимущества от их использования превысят незадействованный  потенциал уже существующих систем.

       В ходе противодействия отмыванию  денег особую роль играет судебная система. При официальном доказательстве вины частных лиц в отмывании  денег судебные органы испытывают наибольшие сложности с доказательством  того, что (а) собственность, вовлеченная  в механизм отмывания, являлась доходом  от незаконной/преступной деятельности, (б) отмывание денег проводилось  с определенной целью; (в) подозреваемый  знал о незаконном характере происхождения собственности. Поскольку некоторые правовые особенности также могут затруднять судебные разбирательства ("что не запрещено, то разрешено"), законодательство должно отличаться определенной гибкостью и предусматривать возможность быстро реагировать на использование в целях отмывания денег новых финансовых инструментов, институтов и средств коммуникации.

Международная система по противодействию  ЛДПП

       Противодействие отмыванию доходов, полученных преступных путем, является одной из приоритетных задач мирового сообщества на современном  этапе развития. Размах указанного явления вызывает озабоченность мирового сообщества не только из-за уменьшения налоговых поступлений в связи с укрытием части доходов различными организациями и частными лицами, но и из-за того, что значительная доля укрытых доходов, по результатам проведенных исследований, являются доходами, полученными от незаконной деятельности (чаще всего, от торговли наркотиками, людьми и пр.) и поступает в распоряжение террористических группировок по всему миру. Поэтому многие государства, особенно это касается развитых стран мира, принимают меры, направленные на борьбу с легализацией преступных доходов.

       С этой целью в 1989 году была создана  Международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ), членами которой в настоящий  момент являются 31 страна, включая и  Россию. Ежегодно ФАТФ составляет «черный» список государств, не принимающих  «достаточных мер» для противодействия  легализации преступных доходов. ФАТФ рекомендует «соблюдать особую осторожность»  в отношениях с такими государствами, в том числе ограничивая деятельность банков-резидентов «неблагоприятных»  стран путем, например, ограничения  на открытие корреспондентских счетов. До недавнего времени Россия входила в число таких стран, но после посещения нашей страны представителями ФАТФ и анализа законодательной базы, а также мер, принимаемых руководством страны для усложнения процесса отмывания денег, на очередном своем заседании ФАТФ приняла решение исключить РФ из «черного» списка, а позднее и принять ее в свои полноправные члены. Согласно процедурам, разработанным целевой группой разработки финансовых мер ФАТФ, для подтверждения политики борьбы с отмыванием государство должно привести свое законодательство в соответствие с требованиями Сорока рекомендаций ФАТФ, разработанными в 1990 году с учетом внесенных в них изменений.

Информация о работе Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем