Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:21, реферат

Описание

В наши дни руководство почти всех стран мира озабочено проблемой легализации доходов, полученных преступным (незаконным) путем. Особую опасность эта проблема представляет для крупных финансово-экономических центров. Несмотря на немалый опыт, накопленный мировым сообществом в этой сфере и выработанные концепции по противодействию этому общественно и экономически опасному явлению, специалисты ФАТФ по-прежнему отмечают, что противодействие отмыванию денег – задача очень сложная, так как сам по себе процесс «отмывания» состоит из ряда финансовых операций, каждая из которых сама по себе незаконной не является.

Работа состоит из  1 файл

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.docx

— 36.78 Кб (Скачать документ)

       В 2001 году в России был принят ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а  также приведены в соответствие с ним другие законодательные  акты, регулирующие отдельные вопросы  борьбы с отмыванием денег. Однако, согласно Рекомендациям ФАТФ, принятие даже такого детализированного нормативного акта как вышеупомянутый ФЗ от 07.08.2001 г., является недостаточным для признания  эффективной деятельности государства  в сфере противодействия легализации  преступных доходов. Кроме того, способы  отмывания не остаются неизменными  на протяжении даже пары месяцев: лица, занимающиеся отмыванием денег, осваивают  новые механизмы с участием новых  структур, а также совершенствуют проверенные и зарекомендовавшие  себя способы легализации доходов. Вот почему так важен постоянный мониторинг действующего законодательства и анализ информации, предоставленной  организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Отмывание денег и борьба с ним в России

       Мировой финансовый кризис 1997-1999 гг. со всей очевидностью показал, что существует довольно большое  число стран, слабо контролирующих свои финансовые системы. Кроме того, многие страны, даже активно борющиеся  с отмыванием денег, придерживаются очень жестких требований к секретности информации, что делает такую борьбу значительно менее эффективной.

     Для выделения "некооперативных" стран  были выработаны 25 специальных критериев, отражающих слабые места в юридической, административной, финансовой, правоохранительной и судебной системах этих стран, которые  способствуют отмыванию денег. Эти критерии во многом корреспондируют с разработанными ФАТФ 40 рекомендациями по борьбе с отмыванием денег. Они включают следующие проблемы:

       Для того, чтобы Россия покинула первый «черный список» были предприняты такие меры как:

  • Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  • Создание Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" Комитета по Финансовому Мониторингу, который приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 года (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразован в Службу по Финансовому Мониторингу).
  • Присоединение к международной системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и принятие ряда международных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с данным явлением.
  • Редактирование статей Уголовного Кодекса, предусматривающих ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, среди которых особо стоит выделить статьи 174 и 174.1.

Российские  банки в борьбе с отмыванием денег

       Однако, борьба с ЛДПП ведется и на более  низком уровне. Россия не является исключением из общих принципов, выработанных международной практикой, и поэтому основным инструментом отмывания денег являются банковские продукты. Банк России (ЦБ РФ), как орган, обладающий полномочиями по разработке и изданию подзаконных актов, способствует повышению эффективности борьбы банков с легализацией преступных доходов путем направления для использования в деятельности соответствующих инструкций, писем и рекомендаций. Многие из них имеют строго определенный круг пользователей, поскольку содержащаяся в них информация относится к сфере, которая затрагивает не только профессиональную деятельность банковских служащих, но и права и законные интересы граждан (например, право на соблюдение банковской тайны). Стоит заметить, что свою работу в данном направлении ЦБ РФ координирует с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которая является основным контролирующим органом у нас в стране в области борьбы с отмыванием денег.

       И, для логического завершения круга  мер по борьбе с ЛДПП следует указать  два межбанковских договора, инициатором  которых стал ЮниКредитБанк, и которые отражают тот факт, что банки готовы по собственной воле бороться с «отмыванием» денег.

       Каждый  из этих договоров («Политика ЮниКредитБанка» и «Заявление Группы Российских Банков») будет приведен дословно, так как представляет бесспорный интерес и ценность. 

 

Заключение

       Легализация доходов, полученных преступным путем, сопровождает любое преступление, направленное на получение прибыли. А значит борьба с ней – суть борьба с организованной преступностью и «теневой» экономикой.

       Данная  проблема стала рассматриваться в юридическом и экономическом аспектах лишь в 80х годах двадцатого столетия. Однако, в наши дни мы имеем уже сформированную и активно действующую систему противодействия этому виду «теневой» экономической активности. И, несмотря на сложность этой борьбы, стоит отметить большие успехи мирового сообщества в этом направлении, в первую очередь обусловленные деятельностью FATF и Egmont.

       Деятельность  международных организаций ведется  уже длительное время и накоплен немалый международный опыт, ныне используемый многими странами. Так  же данные организации формируют  рекомендации (40 рекомендаций FATF) к законодательству стран и выделяют страны, экономические контакты с которыми должны проходить под особым контролем.

       Несмотря  на то, что изначально Россия входила  в «черный список» FATF, в наши дни она активно действует как полноправный член этой организации.

       В целом, можно отметить создание в короткие сроки в России достаточно эффективной системы мониторинга и борьбы с «отмыванием» денег. Причем борьба ведется не только на государственном уровне, но и на уровне банковской системы и отдельных банков, что сулит нам большие успехи.


Информация о работе Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем