Провалы рынка и экономическая роль государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование причин провалов рынка, а так же способов их устранения, как с помощью государственного регулирования, так и силами самих участников рынка. Так же будет рассмотрен современный подход регулирования хозяйственной деятельности в России и в мире.
Задачи работы:
1. Понять теоретические основы нарушения рыночного равновесия.
2. Проанализировать основные причины возникновения фиаско рынка.
3. Определить возможность устранения провалов рынка силами самих участников рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…..4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕЛИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ……………………………………………………7
1.1 Сущность и виды монополии………………………………….………….7
1.2 Установление объёмов производства и цены фирмой монополистом….11
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА МОНОПОЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ…………13
2.1 Границы монопольной прибыли…………………………………………13
2.2 Правило «большого пальца» в ценообразовании…………………………16
2.3 Последствия введения налога…………………………………….………19
2.4 Максимизация монопольной прибыли……………………………….….20
3 ПРОБЛЕМЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ В РОССИИ…………………………..21
3.1 Условия формирования монополий в России……………………………21
3.2 Определение монопольной прибыли в экономике России……………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………....………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….………………………………28
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Высококонцентрированные рынки России………………30

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.

Опыт показывает, что приватизация может быть успешной лишь при наличии определенных условий. Прежде всего, к ним относятся:

— наличие надежной правовой базы проведения денационализации;

—   создание развитой рыночной инфраструктуры (и фондового рынка прежде всего);

—   хорошо продуманная процедура продажи государственных предприятий;

—   предварительная оценка величины спроса на денационализируемый сектор (или отрасли) экономики.

Лишь при наличии этих условий денационализация экономики может быть эффективной. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства. Между тем разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому "провалы" рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены "провалами" государства.

Итак, рыночная система регулирования, эффективно обеспечивая рост производства товаров и услуг, оказывается несостоятельной в решении ряда крупных проблем жизнедеятельности общества. Рыночная система постоянно продуцирует монополистические тенденции, для подавления которых нужно государственное вмешательство. Рыночная система создает внешние факторы, ведущие к высоким социальным (общественным) затратам. Устранение этих факторов или их последствий возможно при вмешательстве государства. Рынок не может обеспечить население общественными благами — неделимыми, не конкурирующими в потреблении и не исключающими снабжения потребителей товарами и услугами. Рынок не может решить проблему «безбилетника». Государство обеспечивает предложение общественных товаров.

Одним из важнейших инструментов экономической политики по стабилизации экономического развития выступает государственный бюджет .

 

 

 

 

 

5.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Он служит для проведения бюджетно-финансовой политики, которая включает в себя налоговую политику и соответствующую ей налоговую систему; политику по финансированию таких отраслей, как здравоохранение, образование и наука, государственных программ по охране окружающей среды, социальных программ и т.д.; наконец, политику, определяющую соотношение доходов и расходов государственного бюджета, т. е. величину бюджетного дефицита.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.

По целям расходы государства могут быть разделены следующим образом:

        расходы на политические цели: расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, то есть содержание армии, полиции, судов и т.п.; расходы на содержание аппарата управления государством;

        расходы на экономические цели : расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

        расходы на социальные цели: расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

        С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся следующим образом:

        государственные закупки товаров и услуг;

        трансферты (выплаты государства, получение которых не связано с предоставлением взамен товаров, услуг или производственных ресурсов; примеры, пенсии, стипендии и т.д.);

        выплаты процентов по государственным облигациям (то есть обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

        налоги(включая взносы на социальное страхование);

        прибыль государственных предприятий;

        сеньораж (доход от эмиссии (выпуска) денег);

        средства от продажи государственных ценных бумаг;

        доходы от приватизации и др.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета.

В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1.      когда доходы бюджета превышают расходы. В этом случае сальдо бюджета положительное, что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;

2.      когда доходы равны расходам. В этом случае сальдо бюджета равно нулю и такой бюджет называется сбалансированным бюджетом;

3.      когда доходы бюджета меньше, чем расходы. Это означает, что сальдо бюджета отрицательное и имеет место дефицит государственного бюджета.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране. Государственный долг, таким образом, — это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени, в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).

 

 

Различают два вида государственного долга:

1.      внутренний, который возникает в результате выпуска государством ценных бумаг (облигаций);

2.      внешний, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Банкротство невозможно, поскольку правительство обычно не погашает долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга заключаются в том, что:

        снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики, как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

        перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

        усиливается неравенство в доходах;

        рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

        создается угроза высокой инфляции в будущем.

 

 

 

6.РЫНОК И ГОСУДАРСТВО

Одна из важнейших проблем, которая стояла и стоит перед государством, — стабилизация экономического развития страны. Решение этой проблемы предполагает достижение и поддержание полной занятости, т. е. удержание безработицы в рамках ее естественной нормы; предотвращение или, по крайней мере, существенное ограничение глубины и продолжительности циклических рецессии; принятие тех или иных мер антиинфляционной направленности, недопущение перерастания умеренной инфляции в галопирующую и тем более галопирующей в гиперинфляцию.

Располагает ли государство необходимыми условиями, чтобы справиться с решением этих непростых проблем? Опыт стран с развитой рыночной экономикой дает основания пола гать, что при проведении правильной экономической поли тики государство способно добиться относительной экономической стабильности. Возможности активного воздействия государства на экономику заложены

        Во-первых , в том, что в государственный бюджет поступает в форме налогов от 1/4 до 1/3 национального дохода. Поэтому государственные учреждения и организации играют большую роль в определении уровня пуска продукции и занятости.

        Во-вторых, государство устанавливает «правила игры» — принимает законы, регулирующие поведение фирм и домашних хозяйств.

        В-третьих, в распоряжении государства находится Центральный банк, главной задачей которого является достижение стабильности

        функционирования банковской, денежной и финансовой систем страны. Несмотря на различия в формах собственности, Центральный банк любой страны контролируется государственными органами власти или управляется лицами, назначаемыми главой государства.

 

Таким образом, политика по стабилизации экономического развития включает в себя три составных части:

        антициклическую политику,

        политику по достижению и поддержанию пол ной занятости,

        антиинфляционную политику.

При этом каждое из этих направлений стабилизационной политики не может проводиться изолированно от других ее направлений. Если не считать законодательной деятельности, то в распоряжении государства имеются два главных орудия регулирования экономики — государственный бюджет и Центральный банк. В соответствии с этим регулирование экономики осуществляется посредством проведения бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Говоря о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем в виду, в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идет о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям — таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проделанной работы сделано несколько основных выводов:

Рыночная система, как саморегулируемая система не застрахована от своего поражения. Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Фиаско рынка не возникнет, если равновесные планы потребления и производства Парето-оптимальны. Таким образом, устранение нарушения рыночного равновесия сводится к поиску Парето-оптимального состояния.

Основными факторами возникновения фиаско рынка являются

1) наличие экстерналий и общественных благ;

2) монополий и олигополий;

3) внешних эффектов;

4) неопределенности, несовершенства информации.

Считается, что, так как провалы рынка возникают в результате несовершенства рыночного механизма, исправить ситуацию может только государственное вмешательство. Тем не менее, устранение провалов рынка можно осуществить и «своими силами», но нужно учитывать, что стимулом к введению того или иного режима регулирования по инициативе самих участников рынка будут только те провалы рынка, которые оказывают негативное влияние на их собственное положение.

Чаще всего фиаско рынка проявляется как неравенство в распределении доходов, монополизаций рынка, появление внешних эффектов, невозможность обеспечения предложения общественными благами и т.д. Государство пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Возможности активного воздействия государства на экономику заложены,

Во-первых, в том, что в государственный бюджет поступает в форме налогов от 1/4 до 1/3 национального дохода. Поэтому государственные учреждения и организации играют большую роль в определении уровня пуска продукции и занятости.

Во-вторых, государство устанавливает «правила игры» - принимает законы, регулирующие поведение фирм и домашних хозяйств.

В-третьих, в распоряжении государства находится Центральный банк, главной задачей которого является достижение стабильности функционирования банковской, денежной и финансовой систем страны.

Государственное регулирование необходимо для того, чтобы способствовать решению тех проблем, которые не способен обеспечить рыночный механизм. К сожалению, в современной рыночной экономике «провалы» рынка могут быть дополнены, а иногда и усилены «провалами» государства. Аргументы в пользу государственного регулирования значительно превышают негативные стороны, отрицательные эффекты государственного вмешательства. Но проблему «фиаско государства», или издержек государственного регулирования, которые неизбежно присутствуют даже в идеальной рыночной модели, нельзя оставлять без внимания.

В последние несколько лет в России все чаще и чаще говорят о необходимости развития саморегулирования хозяйственной деятельности как эффективного механизма, дополняющего, а иногда и заменяющего государственное регулирование экономики. Интерес к саморегулированию хозяйственной деятельности повысился в связи с попытками формулирования и реализации государственной политики по оптимизации функций государства в экономике..

Информация о работе Провалы рынка и экономическая роль государства