Прожиточный минимум и государственный минимум заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание

Прожиточный минимум - социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.

Содержание

1. Введение 3
2. Экономическая природа и определение категорий «прожиточный минимум» и «государственный минимум заработной платы» 5
3. Методы расчета и механизмы (уровни) утверждения показателей. 9
4. Назначение (использование) данных категорий в формировании социально-экономической политики. 16
5. Сущность минимального потребительского бюджета и потребительской корзины. 20
6. Задача 22
7. Заключение 23
8. Список используемой литературы 26

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная работа готовая.docx

— 62.47 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Экономики труда и управления персоналом

 

 

Факультет Менеджмента и Маркетинга Специальность Экономика Труда

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Политика доходов и заработной платы»

На тему: «Прожиточный минимум и государственный минимум  заработной платы»

Вариант №3

 

 

 

 

 

 

Студент Мельникова М.В.

Курс 5     № группы 1С-ЭТ502

Личное дело № 10425

Преподаватель Смирнова М.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

Содержание

  1. Введение                                                                                                  3
  2. Экономическая природа и определение категорий «прожиточный минимум» и «государственный минимум заработной платы»                       5      
  3. Методы расчета и механизмы (уровни) утверждения показателей. 9
  4. Назначение (использование) данных категорий в формировании социально-экономической политики.                                                                16
  5. Сущность минимального потребительского бюджета и потребительской корзины.                                                                                 20
  6. Задача                                                                                                        22                                                          
  7. Заключение                                                                                             23
  8. Список используемой литературы                                                         26

 

ВВЕДЕНИЕ

Анализ  современного социально-экономического положения в России показывает, что  проводимые реформы сопровождаются нарастанием неравенства по доходам  среди различных групп населения  и, как следствие, по уровню жизни. Конечной целью работы любого правительства  на уровне региона и страны в целом  является повышение уровня жизни  граждан, для оценки которого необходимы специальные показатели. Эти критерии позволяют сравнивать фактически сложившийся  уровень жизни с нормативными, с наиболее распространенными, с  существовавшими в прошлые периоды  показателями, с уровнем жизни  населения других регионов и т.д.

Одним их важнейших показателей является прожиточный минимум. Проблемы, связанные  с этим показателем, долгое время  остаются актуальными, и до сих пор  многие вопросы остаются нерешенными  и требуют тщательного анализа. Прожиточный минимум - социально-экономическая  категория, характеризующая минимум  жизненных средств, физически необходимый  для поддержания жизнедеятельности  трудящегося и восстановления его  рабочей силы.

Проблема  несоответствия прожиточного минимума и минимальной заработной платы - это признак неразвитости страны и отсталости в экономике.

Вопрос  регулирования заработной платы  в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое  значение как на макроуровне, так  и на хозяйственном уровне.

На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению  качества рабочей силы и качества жизни в целом.

На хозяйственном  уровне - это выравнивание условий  конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.

 

 

  1. Экономическая природа и определение категорий «прожиточный минимум» и «государственный минимум заработной платы».

Прожиточному  минимуму посвящен отдельный Федеральный  закон N134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который  так и называется: "О прожиточном  минимуме в Российской Федерации". Согласно этому закону, под прожиточным  минимумом понимается стоимостная  оценка потребительской корзины, а  также обязательные платежи и  сборы. Прожиточный минимум (П.М.) официально обозначает границу бедности и на его основе, как правило, устанавливается  минимальный размер оплаты труда  и минимальный размер трудовой пенсии. Размер П.М. различается в зависимости  от местных условий проживания (в  частности, экономических возможностей, политической линии, национальных традиций, плотности населения, климата и  т.д.). Величина прожиточного минимума (ВПМ) определяется по основным социально-демографическим  группам населения: для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, а также  средняя - в расчете на душу населения. ВПМ устанавливается в целом  по России - Правительством РФ, а в  субъектах Российской Федерации - их органами исполнительной власти. Определяется она ежеквартально.

Обычно  выделяют два вида П.М.: социальный и  жизненный. Жизненный минимум основан  на удовлетворении только главных физических потребностей и основных услуг. Социальный минимум содержит затраты на минимальные  духовные и социальные запросы, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей. Он представляет собой  стоимостное выражение совокупности материальных благ и услуг, предназначенных  для сохранения приемлемого уровня жизни.

Следует отметить, что прожиточный минимум  в целом достаточно объективно отражает динамику цен и уровень благосостояния населения. На современном рынке  труда прожиточный минимум, сохранив свое значение, реально служит лишь нижней границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня четко оговаривается законодательством многих стран, прямо определяющим минимальный размер оплаты труда и его обязательность для всех работодателей.

Итак, вот  прожиточный минимум для разных категорий граждан по России. Отдельно укажем величину этого показателя для  Москвы - ведь не секрет, что он рассчитывается как по стране в целом, так и  для каждого региона в отдельности.

Прожиточный минимум с 9 апреля 2011 года

Категория граждан

Россия

Москва

На душу населения

5902 руб.

8656 руб.

Трудоспособное население

6367 руб. 

9825 руб. 

Пенсионеры

4683 руб.

5860 руб.

Дети

5709 руб.

7411 руб.


 

Как видно, в Москве прожиточный минимум гораздо больше, чем по России.

Прожиточный минимум – это экономическое  выражение права человека на жизнь. Государство, не гарантируя людям прожиточного минимума, отрицает его право на жизнь. Умрёшь, мне забот меньше. Хотя, если вы выживете, оно, конечно, не будет возражать – по крайней  мере, публично. Таким образом, прожиточный  минимум, с одной стороны, является минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе потребительских  бюджетов), а с другой стороны, эффективным  инструментом оценки уровня жизни населения.

Важным  действенным методом государственного регулирования заработной платы  является законодательное установление размера минимальной заработной платы, которая обеспечивает минимальную  приемлемую величину потребления, служит базой установления оплаты труда  наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

В Российской Федерации минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — устанавливаемый федеральным  законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего  норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Минимум заработной платы может быть как  общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим  зонам страны применительно к  стоимости минимального набора товаров  и услуг, рассчитанной по единой методике. Различия в условиях воспроизводства  рабочей силы по территории страны определяются разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми  природно-климатическими условиями, национальными  традициями и местными особенностями, влияющими на уровень и структуру  потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и  услуг. Другим фактором, определяющим стоимость воспроизводства рабочей  силы, являются различия в ценах  на товары и тарифах на платные  услуги.

Минимальный размер заработной платы обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств  федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов  РФ, — за счет средств бюджетов субъектов  РФ; в учреждениях, финансируемых  из местных бюджетов, — за счет средств  местных бюджетов; в других организациях — за счет собственных средств.

Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и  ежегодно федеральным законом о  федеральном бюджете на соответствующий  год устанавливается соотношение  между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.

В июне 2008 г. президент России Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 г. будет повышен почти в два раза - с 2300 до 4330 рублей. Несмотря на то, что МРОТ существенно не дотягивает до прожиточного минимума, его повышение положительно сказывается на жизни многих россиян. Уравнивание этих показателей, разница между которыми постепенно сокращается, правительство РФ считает одной из приоритетных макроэкономических задач.

 

 

 

 

  1. Методы расчета и механизмы (уровни) утверждения показателей.

В мировой практике применяют нормативный  и статистический методы расчета  прожиточного минимума. Нормативный  метод основан на научно обоснованных нормативах минимального потребления  товаров и услуг, необходимых  для воспроизводства производительных сил. Статистический метод основывается на данных реального минимального потребления  населением материальных благ.

Прожиточный минимум дополняется  показателями физиологического и социального  минимума, которые определяют его  верхнюю и нижнюю границы. Физиологический  минимум ориентированный только на удовлетворение физиологических  потребностей человека. Социальный минимум, или показатель минимального достатка, помимо минимальных норм удовлетворения физиологических потребностей включает минимальные духовные и социальные потребности, следовательно, удовлетворяет  более высокий уровень потребностей семьи. Минимальный потребительский  бюджет, который обеспечивает основные физиологические и социально-культурные потребности человека на общественно-необходимом  уровне, определяет верхнюю границу  малообеспеченности или прожиточного минимума. Нижняя граница малообеспеченности означает возможность удовлетворения лишь необходимых физиологических  потребностей (совпадает с физиологическим  минимумом).

Величина  прожиточного минимума на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации и в субъектах  Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской  корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные  товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации (утверждены Минтруда России 10.11.92 г.).

Набор продуктов  питания рассчитан на основе минимальных  размеров потребления Институтом питания  Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических  проблем народонаселения РАН  и Министерством труда Российской Федерации при участии Всемирной  организации Здравоохранения. В  основу расчета набора положены:

  • нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации ФАО/ВОЗ/УООН 1985 г. о потребности человека в энергии и белке;
  • сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
  • данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот.

Набор продуктов  питания, т.е. минимальная продовольственная "корзина", обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийности в следующих пропорциях (в сутки):

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам. Зонирование территории России сделано  на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную  дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения. Идентификация  регионов России по зонам производится по следующей таблице:

Таблица 2

Зоны

Области, края, республики

Зоны

Области, края, республики

I

Краснодарский край, Ставропольский край

V

Астраханская область, Саратовская  область, Волгоградская область, Самарская  область, Республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Челябинская  область, Курганская область

II

Республики: Калмыкия , Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская  Республика

VI

Кировская область, Архангельская область, Республика Карелия, Алтайский край, Республика Бурятия , Республика Тыва, Кемеровская область, Новосибирская  область, Омская область, юг Тюменская  области, Свердловская область, Пермская область

III

Брянская область, Орловская область, Рязанская область, Калужская область, Смоленская область, Белгородская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область, Воронежская область, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия , Чувашская Республика, Пензенская область, Ростовская область, Ульяновская  область, Республика Татарстан

VII

Мурманская область, Республика Коми, север Архангельской области, Хабаровский  край, Приморский край, Амурская область, Читинская область, юг Красноярского  края, Томская область, Иркутская  область

IV

Владимирская область, Ивановская область, Нижегородская область, Костромская  область, Вологодская область, Московская область, Тверская область, Новгородская область, Псковская область, Ленинградская  область, Калининградская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва, г.Санкт-Петербург

VIII

Республика Саха (Якутия), Магаданская  область, Камчатская область, Сахалинская  область, север Тюменской области, север Красноярского края

Информация о работе Прожиточный минимум и государственный минимум заработной платы