Прожиточный минимум и государственный минимум заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа

Описание

Прожиточный минимум - социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.

Содержание

1. Введение 3
2. Экономическая природа и определение категорий «прожиточный минимум» и «государственный минимум заработной платы» 5
3. Методы расчета и механизмы (уровни) утверждения показателей. 9
4. Назначение (использование) данных категорий в формировании социально-экономической политики. 16
5. Сущность минимального потребительского бюджета и потребительской корзины. 20
6. Задача 22
7. Заключение 23
8. Список используемой литературы 26

Работа состоит из  1 файл

моя контрольная работа готовая.docx

— 62.47 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 3. Структура величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения и регионам России (в процентах)

 

Всего расходов

Питание

Непродовольственные товары

Услуги

Налоги и платежи

Все население

100

68,3

19,1

7,4

5,2

Трудоспособное население

100

61,6

21,4

8,9

8,1

Пенсионеры

100

82,9

10,0

7,1

-

Дети :

         

0-6 лет

100

74,5

18,9

6,6

-

7-15 лет

100

73,4

19,8

6,8

-

Зоны:

         

I

100

68,4

19,6

8,0

4,0

II

100

69,1

19,4

8,3

3,2

III

100

69,8

18,2

7,4

4,6

IV

100

68,9

19,2

7,3

4,6

V

100

69,1

18,9

7,2

4,8

VI

100

67,4

19,7

7,5

5,4

VII

100

66,8

19,4

7,6

6,2

VIII

100

66,5

19,0

7,8

6,7


 

Величина  прожиточного минимума представляет собой  суммарную стоимостную оценку продуктового набора (минимальной продовольственной "корзины") и соответствующих  ей по доле затрат стоимости непродовольственных  товаров и услуг с добавлением  величины налогов по следующей формуле:

Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti

Где, Сmini - величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения,

Cfi - стоимостная  оценка продуктового набора (минимальной  продовольственной "корзины") i-ой половозрастной группы населения.

Где, Qji -норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной группы населения,

Pj -средняя  цена j-го продукта питания,

Сgi -стоимостная  оценка потребления непродовольственных  товаров i-ой половозрастной группы населения,

Сsi -стоимостная  оценка расходов на платные услуги i-ой половозрастной группы населения,

Сti -расходы  на налоги i-ой половозрастной группы населения.

 

Сgi, si, ti = Cfi * (Kgi, si, ti : Kfi)

 

Где, Kfi, gi, si, ti - показатели структуры прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения;

i - принимает  значения от 1 до 5:

при i = 1 - трудоспособное население, i = 2 - пенсионеры, i = 3 - дети в возрасте до 6 лет, i = 4 - дети в возрасте 7-15 лет, i = 5 - в среднем  по всем половозрастным группам;

j - принимает  значение по числу товаров,  цены на которые регистрируются  для расчета прожиточного минимума.

 

Расчет  прожиточного минимума позволяет, во-первых, оценивать уровень жизни населения  в настоящее время и в соответствии с этим разрабатывать и реализовывать  региональные адресные социальные программы, и, во-вторых, формировать бюджеты  на всех уровнях с учетом реальных возможностей в оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам РФ.

Государственное регулирование заработной платы заключается в их перераспределении  через бюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума.

Как уже  говорилось выше, в Российской Федерации минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) это устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Государство осуществляет меры по регулированию  заработной платы на двух уровнях:

  • определяет государственные гарантии, обеспечивающие взаимодействие всех работодателей и работников в целях выработки и согласования условий оплаты труда;
  • непосредственно реализует государственные гарантии, установленные работникам организаций государственного сектора экономики, которые финансируются из бюджетов разных уровней.

В настоящее время в соответствии с действующим Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ сроки и размеры повышения  минимальной оплаты труда следует  устанавливать исходя из необходимости  поэтапного повышения минимальной  оплаты труда в Российской Федерации  до величины прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного человека. По мере роста потребительских цен и  ПМ минимальная оплата труда, а также  стипендии, пенсии и другие социальные выплаты должны индексироваться. Поскольку  основой благосостояния общества в  целом является труд, темпы увеличения минимальной заработной платы должны быть выше темпов роста социальных выплат. Повышение минимальной оплаты труда наиболее оправданно увязывать с темпами роста потребительских цен, если они превышают 6% в год.

Минимальная месячная оплата труда  до недавнего времени выполняла  не свойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий учащимся, пенсий, социальных выплат, предусмотренных законодательством, определении размеров налогов, штрафных санкций и т.д. Постепенное приближение  минимальной заработной платы к  прожиточному минимуму и минимальному потребительскому бюджету растянулось  на годы. Но даже когда у государства (и его бюджета) появились дополнительные доходы (благодаря высоким мировым  ценам на энергоносители), оно не спешит сколько-нибудь существенно  повысить минимальную заработную плату, возместить "недостачу" по оплате труда работников.

Существует несколько вариантов  установления минимальной заработной платы и способов ее регулирования. Так, в соответствии с концепцией государственной политики в сфере  заработной платы предлагается осуществить  постепенный переход на новый  социальный стандарт заработной платы - минимальную часовую оплату труда, которая позволит более гибко  учитывать условия найма работников, занятых неполный рабочий день, принять  нормативные акты, предусматривающие  условия почасового найма.

Заслуживает внимание мнение специалистов относительно перехода от единой минимальной  заработной платы по стране к дифференцированной по субъектам Федерации. Это предлагается сделать, используя в каждом субъекте установленное в государственном  бюджете на очередной год соотношение  минимальной заработной платы и  прожиточного минимума.

 

 

  1.  Назначение (использование) данных категорий в формировании социально-экономической политики.

Назначение  прожиточного минимума:

1. Прожиточный  минимум в целом по Российской  Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный  минимум в субъектах Российской  Федерации предназначается для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджетов субъектов РФ.

Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации устанавливается  Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Величины прожиточного минимума устанавливаются  отдельно на душу населения, для трудоспособного  населения, для пенсионеров, для  детей.

Государственный минимум  заработной платы призван стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

Подходы к определению уровня минимальной  заработной платы, или совокупности потребностей, которые она должна обеспечить, существенно разнятся по странам: в одних ставится задача поднять минимальную заработную плату до прожиточного минимума, в других - обеспечить достойный уровень жизни. В первом случае установление минимальной зарплаты направлено на преодоление бедности и предусматривает защиту наименее квалифицированных работников. Во втором - на обеспечение такого уровня оплаты труда, который позволяет удовлетворить основные потребности работников и членов их семей. Минимальная заработная плата может также выполнять функцию регулятора всей системы оплаты труда.

Минимальная заработная плата как  государственный стандарт раньше других стран начал использоваться (с 1907 г.) в Австралии.

Мировое сообщество в лице соответствующих  международных организаций (ООН  и, прежде всего, МОТ) давно признало, что заработная плата ниже 3 долл. в час обрекает человека на полуголодное существование. В России соответствующие  показатели существенно ниже. Исходя из того, что размер минимальной  заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и от проводимой социальной политики, в нашей стране минимальная заработная плата ориентирована на приближение к прожиточному минимуму.

Следует помнить, что прожиточный  минимум, ориентированный на минимально допустимые размеры потребления  наиболее важных для человека материальных благ и услуг, не обеспечивает нормального  воспроизводства рабочей силы, так  как не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых  для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей. Поэтому его надо рассматривать  только как временный ориентир в  социальной политике, ограниченный периодом кризисного состояния экономики. В  перспективе минимальная заработная плата должна обеспечить потребление  на уровне минимального потребительского бюджета.

Проблема регулирования заработной платы в России остается одной  из самых острых в системе социально-трудовых отношений. Отказавшись от нормативного регулирования заработной платы, Россия не пришла к договорному ее регулированию. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платой составляет сегодня 10 раз! При  этом уровень заработка в отдельных  отраслях исчисляется десятками  тысяч рублей, а для руководителей  высшего звена в этих отраслях он составляет сотни тысяч. Разброс  уровней заработной платы по регионам страны также достаточно велик. Во многих организациях продолжают процветать «черные» и «серые» схемы заработной платы.

Наиболее  крупные и острые проблемы в области  оплаты труда, которые могут быть в свою очередь источниками и  причинами целого ряда других негативных последствий и недостатков:

1. низкая  воспроизводственная функция оплаты  труда 20-25% населения имеют доход  ниже прожиточного минимума;

2. резкое  падение стимулирующей роли оплаты  труда в развитии экономики  страны, объемов производства на  предприятиях, реализации физических и интеллектуальных способностей работников (размеры заработной платы почти не зависят от квалификации, качества труда, результативности производства и динамики макроэкономических показателей);

Информация о работе Прожиточный минимум и государственный минимум заработной платы