Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:44, контрольная работа
Прожиточный минимум - социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.
1. Введение 3
2. Экономическая природа и определение категорий «прожиточный минимум» и «государственный минимум заработной платы» 5
3. Методы расчета и механизмы (уровни) утверждения показателей. 9
4. Назначение (использование) данных категорий в формировании социально-экономической политики. 16
5. Сущность минимального потребительского бюджета и потребительской корзины. 20
6. Задача 22
7. Заключение 23
8. Список используемой литературы 26
Таблица 3. Структура величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения и регионам России (в процентах)
Всего расходов |
Питание |
Непродовольственные товары |
Услуги |
Налоги и платежи | |
Все население |
100 |
68,3 |
19,1 |
7,4 |
5,2 |
Трудоспособное население |
100 |
61,6 |
21,4 |
8,9 |
8,1 |
Пенсионеры |
100 |
82,9 |
10,0 |
7,1 |
- |
Дети : |
|||||
0-6 лет |
100 |
74,5 |
18,9 |
6,6 |
- |
7-15 лет |
100 |
73,4 |
19,8 |
6,8 |
- |
Зоны: |
|||||
I |
100 |
68,4 |
19,6 |
8,0 |
4,0 |
II |
100 |
69,1 |
19,4 |
8,3 |
3,2 |
III |
100 |
69,8 |
18,2 |
7,4 |
4,6 |
IV |
100 |
68,9 |
19,2 |
7,3 |
4,6 |
V |
100 |
69,1 |
18,9 |
7,2 |
4,8 |
VI |
100 |
67,4 |
19,7 |
7,5 |
5,4 |
VII |
100 |
66,8 |
19,4 |
7,6 |
6,2 |
VIII |
100 |
66,5 |
19,0 |
7,8 |
6,7 |
Величина прожиточного минимума представляет собой суммарную стоимостную оценку продуктового набора (минимальной продовольственной "корзины") и соответствующих ей по доле затрат стоимости непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов по следующей формуле:
Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti
Где, Сmini - величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения,
Cfi - стоимостная
оценка продуктового набора (минимальной
продовольственной "корзины")
i-ой половозрастной группы
Где, Qji -норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной группы населения,
Pj -средняя цена j-го продукта питания,
Сgi -стоимостная
оценка потребления
Сsi -стоимостная оценка расходов на платные услуги i-ой половозрастной группы населения,
Сti -расходы на налоги i-ой половозрастной группы населения.
Сgi, si, ti = Cfi * (Kgi, si, ti : Kfi)
Где, Kfi, gi, si, ti - показатели структуры прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения;
i - принимает значения от 1 до 5:
при i = 1 - трудоспособное население, i = 2 - пенсионеры, i = 3 - дети в возрасте до 6 лет, i = 4 - дети в возрасте 7-15 лет, i = 5 - в среднем по всем половозрастным группам;
j - принимает
значение по числу товаров,
цены на которые
Расчет
прожиточного минимума позволяет, во-первых,
оценивать уровень жизни
Государственное регулирование заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении возможности потребления каждым индивидуумом не ниже минимального набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного минимума.
Как уже говорилось выше, в Российской Федерации минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) это устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
Государство осуществляет меры по регулированию заработной платы на двух уровнях:
В настоящее время в соответствии
с действующим Федеральным
Минимальная месячная оплата труда
до недавнего времени выполняла
не свойственную ей роль технического
норматива при определении
Существует несколько
Заслуживает внимание мнение специалистов
относительно перехода от единой минимальной
заработной платы по стране к дифференцированной
по субъектам Федерации. Это предлагается
сделать, используя в каждом субъекте
установленное в
Назначение прожиточного минимума:
1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
2. Прожиточный
минимум в субъектах
Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.
Государственный минимум заработной платы призван стабилизировать социально-экономическую ситуацию.
Подходы к определению уровня минимальной заработной платы, или совокупности потребностей, которые она должна обеспечить, существенно разнятся по странам: в одних ставится задача поднять минимальную заработную плату до прожиточного минимума, в других - обеспечить достойный уровень жизни. В первом случае установление минимальной зарплаты направлено на преодоление бедности и предусматривает защиту наименее квалифицированных работников. Во втором - на обеспечение такого уровня оплаты труда, который позволяет удовлетворить основные потребности работников и членов их семей. Минимальная заработная плата может также выполнять функцию регулятора всей системы оплаты труда.
Минимальная заработная плата как государственный стандарт раньше других стран начал использоваться (с 1907 г.) в Австралии.
Мировое сообщество в лице соответствующих международных организаций (ООН и, прежде всего, МОТ) давно признало, что заработная плата ниже 3 долл. в час обрекает человека на полуголодное существование. В России соответствующие показатели существенно ниже. Исходя из того, что размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и от проводимой социальной политики, в нашей стране минимальная заработная плата ориентирована на приближение к прожиточному минимуму.
Следует помнить, что прожиточный
минимум, ориентированный на минимально
допустимые размеры потребления
наиболее важных для человека материальных
благ и услуг, не обеспечивает нормального
воспроизводства рабочей силы, так
как не учитывает полного набора
товаров и услуг, необходимых
для удовлетворения первоочередных
материальных и культурных потребностей.
Поэтому его надо рассматривать
только как временный ориентир в
социальной политике, ограниченный периодом
кризисного состояния экономики. В
перспективе минимальная
Проблема регулирования
Наиболее крупные и острые проблемы в области оплаты труда, которые могут быть в свою очередь источниками и причинами целого ряда других негативных последствий и недостатков:
1. низкая
воспроизводственная функция
2. резкое
падение стимулирующей роли
Информация о работе Прожиточный минимум и государственный минимум заработной платы