Прожиточный минимум и потребительская корзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание

Основное внимание уделяется таким понятиям как прожиточный минимум и потребительская корзина. раскрывается назначение прожиточного минимума в Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

перех.эк.контр.раб.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)


Задание 1.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

 

      Прожиточный минимум -  стоимостная оценка потребительской корзины,  а также обязательные платежи и сборы.

      Прожиточный минимум, социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.

     Величина прожиточного минимума, согласно Российскому статистическому агентству, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

     Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Назначение прожиточного минимума, состоит в следующем:

1.                  Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

- оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

- формирования федерального бюджета.

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

- формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

     Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – органами исполнительской власти субъектов Российской Федерации.

     Потребительская корзина представляет собой минимальный набор: продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

     Потребительская корзина состоит из 156 наименований товаров и услуг, в том числе:

-        минимальный набор продовольственных товаров представлен 11-ью агрегированными группами (хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молочные продукты, яйца, масло растительное, маргарин и прочие продукты), в которые входят 33 наименования товаров;  

-      минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования представлен 7-ю агрегированными группами (верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары) в которые входят  87 товаров;

-        минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на одну среднестатистическую семью и представлен 3-мя агрегированными группами (постельное белье, товары культурно-бытового назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, которые составляют 10% общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц).  В этот набор входит 29 товаров.

-       услуги включают в себя 7 видов услуг (жилье, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, энергоснабжение, транспортные услуги). Другие виды услуг берутся в размере 15% общей величины расходов на услуги).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Реферирование нормативного документа

     Реферирование закона губернатора Оренбургской области «О прожиточном минимуме в Оренбургской области» от 19 марта  2001 г. №176/251-II-ОЗ.

     Цель закона: установить правовую основу для определения величины прожиточного минимума в Оренбургской области и его учета при установлении гражданам области гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер их социальной защиты.

     Направления реализации:

1) Установление  назначения прожиточного минимума;

2) Определение потребительской корзины, порядка ее установления;

3) Выявление величины прожиточного минимума, периодичности ее исчисления и порядок установления;

4) Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам Оренбургской области;

5) Публикация сведений о величине прожиточного минимума.

     Инструментами являются:

- оценка уровня жизни населения области;

- разработка и реализации областных социальных программ;

- оказание необходимой социальной поддержки малоимущим гражданам;

- формирования бюджета области; определения размеров социальных пособий и других социальных выплат.

 

Основные инструменты реализации закона:

- методика исчисления величины прожиточного минимума по Оренбургской области в зависимости от уровня потребительских цен;

- отслеживание облкомгосстатом уровня потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, от расходов по обязательным платежам и сборам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Структура доходов федерального бюджета.

 

     В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

      Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной Стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

     Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.

     В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В них направляются также доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

     В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

     К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

     - федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

     - государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

     Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

     - доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

     - таможенные пошлины, таможенные платежи;

     - доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

     - части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

     В доходах федерального бюджета также учитываются:

     - прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

     - доходы от внешнеэкономической деятельности;

     - доходы от реализации государственных запасов и резервов.

     Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

     Как было отмечено выше, основным источником доходов являются налоги.

     Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.

     Налоги выполняют две основные функции:

- фискальную;

- регулирующую.

     Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

     Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.

     Субъектом налога является юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;

     Объектом налога выступает предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом);

     Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ структуры доходов федерального бюджета

 

     Проведем анализ структуры доходов федерального бюджета:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги и взносы на социальные нужды;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- государственная пошлина;

- задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- прочие неналоговые доходы;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий  и субвенций прошлых лет;

- безвозмездные поступления

     Представим структуру доходов федерального бюджета за 2005-2009 годы в таблице.

 

 

 

Таблица

Структура доходов федерального бюджета

Наименование налогов и платежей

2005г

 

2006г

2007г

2008г

2009г

Налоги на прибыль, доходы

6,9 %

7,1%

7,2%

7,2%

7,3%

Налоги и взносы на социальные нужды

5,3%

5,6%

5, 6 %

6,2 %

6,7 %

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

10, 1%

12, 2%

14,9 %

20,3 %

20,9 %

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

10,7 %

12,5%

12,5 %

14,6 %

16,5%

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

14, 7%

16, 6%

16,6 %

12,7 %

11,5%

Государственная пошлина

0,3 %

0,3 %

0,3 %

0,3%

0,3%

Задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0, 0%

0, 0%

0, 0%

0, 0%

0, 0%

Доходы от внешне-экономической деятельности

49, 3%

42, 7%

39,6 %

35,6 %

33,8 %

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0,7%

0,8 %

0,9%

0,9 %

0,8%

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,4%

0,5%

0,6%

0,6%

0,6%

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

1,3%

1,4%

1,4%

1,4%

1,4%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0,0%

0,0%

0,0 %

0,1 %

0,1 %

Административные платежи и сборы;

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

0,1%

Прочие неналоговые доходы

0,2%

0,2%

0,3%

0,0%

0,0%

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий  и субвенций прошлых лет

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Безвозмездные поступления

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

0,0%

Итого доходов

100, 0%

100, 0%

100, 0%

100, 0%

100, 0%

Информация о работе Прожиточный минимум и потребительская корзина