Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:19, контрольная работа
Основное внимание уделяется таким понятиям как прожиточный минимум и потребительская корзина. раскрывается назначение прожиточного минимума в Российской Федерации.
Задание 1.
Прожиточный минимум и потребительская корзина
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Прожиточный минимум, социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности трудящегося и восстановления его рабочей силы.
Величина прожиточного минимума, согласно Российскому статистическому агентству, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Назначение прожиточного минимума, состоит в следующем:
1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
- формирования федерального бюджета.
2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
- формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации – органами исполнительской власти субъектов Российской Федерации.
Потребительская корзина представляет собой минимальный набор: продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Потребительская корзина состоит из 156 наименований товаров и услуг, в том числе:
- минимальный набор продовольственных товаров представлен 11-ью агрегированными группами (хлебные продукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молочные продукты, яйца, масло растительное, маргарин и прочие продукты), в которые входят 33 наименования товаров;
- минимальный набор непродовольственных товаров индивидуального пользования представлен 7-ю агрегированными группами (верхняя пальтовая группа, верхняя костюмно-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия, обувь, школьно-письменные товары) в которые входят 87 товаров;
- минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования формируется в расчете на одну среднестатистическую семью и представлен 3-мя агрегированными группами (постельное белье, товары культурно-бытового назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, которые составляют 10% общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц). В этот набор входит 29 товаров.
- услуги включают в себя 7 видов услуг (жилье, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, энергоснабжение, транспортные услуги). Другие виды услуг берутся в размере 15% общей величины расходов на услуги).
Задание 2.
Реферирование нормативного документа
Реферирование закона губернатора Оренбургской области «О прожиточном минимуме в Оренбургской области» от 19 марта 2001 г. №176/251-II-ОЗ.
Цель закона: установить правовую основу для определения величины прожиточного минимума в Оренбургской области и его учета при установлении гражданам области гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер их социальной защиты.
Направления реализации:
1) Установление назначения прожиточного минимума;
2) Определение потребительской корзины, порядка ее установления;
3) Выявление величины прожиточного минимума, периодичности ее исчисления и порядок установления;
4) Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам Оренбургской области;
5) Публикация сведений о величине прожиточного минимума.
Инструментами являются:
- оценка уровня жизни населения области;
- разработка и реализации областных социальных программ;
- оказание необходимой социальной поддержки малоимущим гражданам;
- формирования бюджета области; определения размеров социальных пособий и других социальных выплат.
Основные инструменты реализации закона:
- методика исчисления величины прожиточного минимума по Оренбургской области в зависимости от уровня потребительских цен;
- отслеживание облкомгосстатом уровня потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, от расходов по обязательным платежам и сборам.
В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Доходы бюджета - это экономические отношения между государством, с одной Стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.
В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В них направляются также доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.
В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
- таможенные пошлины, таможенные платежи;
- доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
- прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.
Как было отмечено выше, основным источником доходов являются налоги.
Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в установленных законом размерах и в установленные сроки.
Налоги выполняют две основные функции:
- фискальную;
- регулирующую.
Фискальная - состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.
Регулирующая - связана с вмешательством государства через налоговую систему в процесс воспроизводства.
Субъектом налога является юридическое или физическое лицо, являющееся по закону плательщиком налога;
Объектом налога выступает предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом);
Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты);
Анализ структуры доходов федерального бюджета
Проведем анализ структуры доходов федерального бюджета:
- налоги на прибыль, доходы;
- налоги и взносы на социальные нужды;
- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- государственная пошлина;
- задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- платежи при пользовании природными ресурсами;
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- административные платежи и сборы;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- прочие неналоговые доходы;
- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
- безвозмездные поступления
Представим структуру доходов федерального бюджета за 2005-2009 годы в таблице.
Таблица
Структура доходов федерального бюджета
Наименование налогов и платежей | 2005г
| 2006г | 2007г | 2008г | 2009г |
Налоги на прибыль, доходы | 6,9 % | 7,1% | 7,2% | 7,2% | 7,3% |
Налоги и взносы на социальные нужды | 5,3% | 5,6% | 5, 6 % | 6,2 % | 6,7 % |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 10, 1% | 12, 2% | 14,9 % | 20,3 % | 20,9 % |
Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 10,7 % | 12,5% | 12,5 % | 14,6 % | 16,5% |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 14, 7% | 16, 6% | 16,6 % | 12,7 % | 11,5% |
Государственная пошлина | 0,3 % | 0,3 % | 0,3 % | 0,3% | 0,3% |
Задолженность и перерасчеты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 0, 0% | 0, 0% | 0, 0% | 0, 0% | 0, 0% |
Доходы от внешне-экономической деятельности | 49, 3% | 42, 7% | 39,6 % | 35,6 % | 33,8 % |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 0,7% | 0,8 % | 0,9% | 0,9 % | 0,8% |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 0,4% | 0,5% | 0,6% | 0,6% | 0,6% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 1,3% | 1,4% | 1,4% | 1,4% | 1,4% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 0,0% | 0,0% | 0,0 % | 0,1 % | 0,1 % |
Административные платежи и сборы; | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 0,1% | 0,1% | 0,1% | 0,1% | 0,1% |
Прочие неналоговые доходы | 0,2% | 0,2% | 0,3% | 0,0% | 0,0% |
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
Безвозмездные поступления | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% | 0,0% |
Итого доходов | 100, 0% | 100, 0% | 100, 0% | 100, 0% | 100, 0% |
Информация о работе Прожиточный минимум и потребительская корзина