Прожиточный минимум и проблема бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание

Прожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный закон N134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который так и называется: "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно этому закону, под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Экспертиза проводилась  Минздравом России - по минимальным  наборам продуктов питания, Минэкономразвития России - по минимальным наборам непродовольственных товаров, Госстроем России - по минимальным наборам услуг. Минтруд России осуществлял координацию работы по экспертизе проектов потребительской корзины, анализ и обобщение экспертных заключений федеральных органов исполнительной власти, подготовку сводного заключения.

Разработка вопросов совершенствования потребительской  корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:

- совершенствование методологического  подхода и порядка формирования  минимального набора продуктов  питания на основе обследований  фактического объема потребления  в малоимущих семьях с учетом объективных различий в потреблении, определяемых природно-климатическими условиями и национальными традициями;

- проведение обследований  с целью уточнения порядка  формирования минимального набора  непродовольственных товаров для  основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;

- изучение вопросов  формирования минимального набора  услуг с увязкой с основными  направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.

Экспертиза проектов потребительской корзины для  основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации предполагает принятие на региональном уровне нормативных правовых актов для установления потребительской корзины и утверждения величины прожиточного минимума в целях оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальных программ, оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам и осуществления других мер социальной защиты.

Потребительская корзина  для основных социально-демографических  групп населения в субъектах Российской Федерации определяется в соответствии с общими принципами и подходами, изложенными в настоящих Методических рекомендациях

Минимальные наборы продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать на основе зонирования территории Российской Федерации в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

Минимальный набор продуктов  питания в субъектах Российской Федерации рекомендуется формировать  с учетом распределения субъектов  Российской Федерации.

В основу зонирования  территории Российской Федерации для  формирования минимального набора продуктов  питания положены следующие факторы:

1) природно-климатические  и экономические условия;

2) особенности производства  продуктов питания;

3) национальные традиции  и местные особенности в питании  населения;

4) сложившаяся структура  питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;

5) необходимость удовлетворения  потребностей основных социально-демографических  групп населения в пищевых  веществах исходя из химического  состава и энергетической ценности  продуктов питания;

6) более высокая энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.

Основным фактором, влияющим на формирование минимального набора непродовольственных товаров индивидуального  пользования (одежда, обувь) в субъектах Российской Федерации, являются природно-климатические условия.

Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

1) удовлетворение потребности  основных социально-демографических  групп населения в пищевых  веществах исходя из химического  состава и энергетической ценности  продуктов питания;

2) сложившаяся структура  питания с учетом фактического  потребления продуктов в малоимущих семьях;

3) выбор продуктов,  позволяющих организовать здоровое  питание при минимальных затратах.

При формировании минимального набора продуктов питания используются нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Расчет химического состава  и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.

Минимальный набор продуктов питания:

- для трудоспособного населения  формируется исходя из физиологических  особенностей организма мужчин  и женщин, не занятых тяжелым  физическим трудом.

- для пенсионеров формируется с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания.

- для детей формируется  с учетом необходимости обеспечения  им полноценного питания для  развития здорового организма  (в возрасте 0 - 6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7 - 15 лет).

Как считают специалисты  Института питания, данный набор  продуктов соответствует физическим потребностям человека по калорийности и содержанию основных пищевых веществ. В состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия и деликатесы.

Стоимость продовольственной  корзины по каждой группе населения  рассчитывается путем умножения  минимальной нормы потребления  продуктов на среднюю цену покупки.

Формирование минимального набора непродовольственных товаров

Минимальный набор непродовольственных  товаров общесемейного пользования  не зависит от природно-климатических  условий.

Минимальный набор непродовольственных  товаров индивидуального пользования рекомендуется формировать с учетом распределения субъектов Российской Федерации: с холодным и резко континентальным климатом; с умеренным климатом; с теплым климатом.

Количество непродовольственных  товаров индивидуального пользования  рассчитывается с учетом температурного режима, количества осадков и солнечных дней в течение года.

Рекомендуемый минимальный  набор непродовольственных товаров  индивидуального пользования для  основных социально-демографических  групп населения приведен в Приложении N 2.

Формирование минимального набора непродовольственных товаров  общесемейного пользования в  субъектах Российской Федерации  рекомендуется осуществлять исходя из указанного минимального набора в  целом по Российской Федерации с  учетом коэффициента семейности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Основными принципами формирования минимального набора непродовольственных  товаров, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности, являются:

1) удовлетворение потребности  основных социально-демографических групп населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей и защиты организма от воздействия окружающей среды, а также для организации быта;

2) сложившийся уровень  обеспеченности непродовольственными  товарами малоимущих семей;

3) минимальная обновляемость,  минимальное разнообразие, низкая  розничная цена, доступность непродовольственных  товаров.

Минимальный набор непродовольственных  товаров формируется из непродовольственных  товаров индивидуального и общесемейного пользования с учетом срока их износа.

К непродовольственным  товарам индивидуального пользования  относятся одежда и обувь, а также  школьно-письменные товары.

При формировании минимального набора непродовольственных товаров  индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения учитываются количественное разнообразие товаров для женщин, обусловленное физиологическими особенностями их организма, необходимость более частой обновляемости товаров для трудоспособного населения, обусловленной его социальной и физической активностью, и для детей, обусловленной естественным ростом их организма.

К непродовольственным  товарам общесемейного пользования  относятся постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

При этом предметы первой необходимости, санитарии и лекарства  включаются в минимальный набор  непродовольственных товаров в  процентах к общей величине расходов на непродовольственные товары исходя из данных статистических обследований. В объем лекарств не включается дополнительная бесплатная медицинская помощь по обеспечению лекарствами, предоставляемая отдельным категориям граждан.

Минимальный набор непродовольственных  товаров общесемейного пользования  формируется в расчете на среднестатистическую семью.

Минимальный набор услуг  в субъектах Российской Федерации  рекомендуется формировать с  учетом распределения субъектов  Российской Федерации по зонам, выделенным согласно географическому делению  и синоптическим наблюдениям с учетом продолжительности отопительного периода и светового дня.

Включение в минимальный  набор транспортных услуг в субъектах  Российской Федерации осуществляется с учетом развития в них инфраструктуры общественного транспорта и мер  социальной поддержки при оплате проезда на общественном транспорте, предоставляемых отдельным категориям населения в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Основными принципами формирования минимального набора услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, являются:

1) удовлетворение потребности  основных социально-демографических  групп населения в жилье, организации  быта, передвижении;

2) сложившийся уровень  пользования транспортными услугами;

3) платный характер оказания услуг.

Минимальный набор услуг  включает в себя жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги культуры и другие виды услуг.

К жилищно-коммунальным услугам относятся обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее  водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение, исходя из отраслевых норм расхода воды, электроэнергии и газа на бытовые нужды и расхода энергии, необходимой для отопления жилья.

В минимальном наборе услуг обеспеченность жильем учитывается  в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации федеральным стандартом социальной нормы площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек.

При формировании объема транспортных услуг учитываются:

1) большее количество  поездок трудоспособного населения по сравнению с детьми и пенсионерами, женщин с хозяйственными и культурными целями по сравнению с мужчинами, жителей крупных населенных пунктов, в том числе в связи с использованием нескольких видов транспорта;

2) льготы по оплате  транспортных услуг, установленные для детей.

Услуги культуры включаются в минимальный набор услуг  с учетом стоимости нормативного числа посещений театрально-зрелищных  мероприятий, кинотеатров, музеев и  выставок. Объем других услуг (услуги связи и услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных и т.д.) включается в минимальный набор услуг в процентах к общей величине расходов на услуги исходя из данных статистических обследований.

Российский  и европейский подход к формированию потребительской корзины.

Основой для расчета  прожиточного минимума служит так называемая потребительская корзина. Большинство  россиян даже не задумывалось о том, что вплоть до весны 2006 года наши самые  необходимые потребности рассчитывались на основе потребительской корзины  образца 1999 года. Нет смысла описывать, насколько она устарела. Но еще более устарела методика расчетов — она была разработана аж в 1992 году.

В марте 2006 года был принят закон о новой потребительской  корзине РФ, которая будет пересматриваться каждые 5 лет. Именно на ее основе будут рассчитываться субсидии и минимальная зарплата. Повышение цен на базовые продукты и услуги, входящие в корзину, является одним из немаловажных факторов при подсчете инфляции. Поскольку нам еще 5 лет предстоит жить с этой корзиной, то любопытно сравнить, как она соотносится с потребительскими корзинами развитых стран.

Информация о работе Прожиточный минимум и проблема бедности