Пути ограничения роста "теневой" деятельности на экономику России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что на данный момент в России очень велик процент теневых доходов – более 25 % ВВП, а эти деньги могли бы пойти на становление и развитие малого бизнеса, снижение социальной напряженности, повышение эффективности государственных финансов за счет увеличения реальной базы налогообложения предпринимательского сектора.
Цель курсовой работы – выявление сущности теневой экономики России, ее специфики и трудностей в преодолении.
Для достижения заданной цели требуется решить следующие задачи:
1) выяснить, в чем состоит сущность и механизмы действия теневой экономики;
2) оценить масштабы теневой экономики в современной России;
3) разобрать некоторые формы проявления теневой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...2
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ
1.1. Сущность и содержание понятия «теневая экономика»…………………3
1.2. История формирования теневой экономики России………………..….…7
1.3. Происхождение теневой экономики………………………………………8
1.4. Факторы и структура теневой экономики………………………………..11
1.5. Социальные функции теневых экономических отношений…………….13
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1. Способы измерения теневой экономики……………………...………….16
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ………………………………………..22
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой……….………28
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики…..……..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….....35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.25 Кб (Скачать документ)

Исходя из данного заключения, а также учитывая, какой элемент  налогового механизма и как подвергается воздействию, предлагается классифицировать все способы как способы полного  сокрытия (теневизации) деятельности и способы, скрывающие деятельность частично.

К способам, полностью скрываемым экономическую деятельность, относятся  способы уклонения от налогового контроля. Следует признать, что  в связи с повышенным риском полного  сокрытия деятельности, к данной категории  относится небольшое количество способов: уклонение от постановки на налоговый учет и непредставление  налоговых деклараций. И в том, и в другом случае деятельность хозяйствующим  субъектом осуществляется, но фактически не контролируется государством. Применение этих способов характерно для малого бизнеса либо индивидуальной предпринимательской  деятельности и не на длительный срок. С нашей точки зрения, больший  вред приносят организации, которые  на налоговый учет встали, но налоговых  деклараций не представляют. Это так  называемые фирмы-однодневки, которые  используются крупными и средними налогоплательщиками  в схемах частичного сокрытия деятельности, осуществление которых без фирм-однодневок было бы невозможным, а ущерб от применения таких схем очень значителен.

Способы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов делятся на способы искажения  объекта налогообложения и налоговое  мошенничество.

Искажение объекта налогообложения  направлено на уменьшение налогооблагаемых баз по соответствующему налогу. По этому принципу мы выделяем «зарплатные  схемы», способы завышения себестоимости, способы сокрытия объемов производства и реализации продукции, работ услуг.

«Зарплатные схемы» направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного  фонда оплаты труда. Сюда относится  выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников. По итогам контрольной работы ФНС в 2009 году выявлено более 400 тыс. налогоплательщиков или 17% от числа представляющих отчетность, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, что, скорее всего, свидетельствует о сокрытии реально выплачиваемой заработной платы. Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, — оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства. Процент сокрытия фонда оплаты труда на предприятиях достигает 57-61%. Выплата «серой» зарплаты приводит к существенным негативным социальным последствиям: уменьшение размера будущих пенсий, налоговых вычетов по произведенным расходам на образование и лечение, снижение возможности получения потребительского кредита и так далее.

Способы увеличения себестоимости  формируют занижение (сокрытие) объема валового дохода предприятия. Наряду с  неправомерным применением налоговых  льгот особое место здесь занимают фиктивные операции; отражение фиктивных  затрат; завышение стоимости приобретенного сырья, услуг, топлива, относимой на издержки производства и обращения; отражение затрат, произведенных  в другом налоговом периоде; отнесение  к издержкам затрат в размерах, превышающих установленные законодательством. Данные схемы в основном применяются  для минимизации налога на прибыль и НДС.

Сокрытие выручки (полное или частичное) производится посредством  очень широкого ряда способов:  не отражение результатов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета; осуществление  сделок без документального оформления; не отражение результатов хозяйственных  операций; не оприходование товарно-материальных ценностей и денежной выручки; использование  не фиксируемых в бухгалтерском  учете операций с рублевой и валютной наличностью («черный нал»); занижение объема реализованной продукции (работ, услуг), размеров доходов.

Зачастую применение способов сокрытия выручки и завышения  себестоимости приводит к убыточности  предприятий. Отражение убытка в  финансовой отчетности в течение  нескольких налоговых периодов —  это наиболее вероятный признак  неполного либо искаженного отражения  в отчетности результатов хозяйственной  деятельности. Это предположение  подтверждается контрольными мероприятиями  налоговых органов: за 9 месяцев 2009 года сумма убытка, уменьшенного в целях  налогообложения, составила 61 млрд. руб., а доначисления по налогу на прибыль  — 95,9 млрд. руб.

О масштабности применения схем сокрытия деятельности либо искажения  ее результатов свидетельствует  тот факт, что в 1 полугодии 2009 года 20% организаций работали с убытками. С учетом организаций, декларирующих  нулевые результаты финансово-хозяйственной  деятельности, этот показатель равен 42%. Другими словами, около половины организаций в России не платят налог  на прибыль, что в экономических  интересах страны недопустимо. Причем основные отрасли экономики, в которых  наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, - оптовая  и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства, то есть те же отрасли, в которых высока доля скрытой оплаты труда.

В отдельную категорию  выделены экономические преступления, классифицированные как налоговое  мошенничество. Практически во всех странах, где установлена юридическая  ответственность за уклонение от уплаты налогов, налоговое мошенничество  признается одним из наиболее тяжких, и в подавляющем большинстве  стран влечет уголовное наказание. Налоговое мошенничество определяется фактом сокрытия налогооблагаемых баз  через подделку, фальсификацию или  намеренного искажения документов. Здесь используются незаконные схемы  возмещения НДС по экспортным операциям, незаконный вывоз капитала, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, применение схем «обналичивания – обезналичивания средств».

Начиная с конца третьего квартала прошлого года, когда начались кризисные явления и ухудшилась ситуация на рынке труда, начался  рост теневой экономики. По оценкам  главы Росстата Александра Суринова, сейчас этот сектор равен пятой части экономики в целом. Такие данные он привел в интервью "Российской газете". Специалисты называют этот сектор "ненаблюдаемой экономикой". Практически не поддаются подсчетам товары и услуги, которые запрещены к производству и реализации на территории страны (например, проституция)[11].

 

ГЛАВА 3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

3.1 Законодательные  методы борьбы с теневой экономикой.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем  теневой экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991- начала 1992 г. и связанный с целевыми установками  на сверхвысокие темпы первоначального  накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной  экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих  в высшие эшелоны власти, с одной  стороны, и подавление нормальной предпринимательской  деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

В качестве своеобразной реакции  на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно  репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений  МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой  полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

В качестве яркого примера  попыток реализации репрессивного  подхода можно рассматривать  попытку принятия Государственной  думой в первом чтении представленного  Министерством финансов РФ законопроекта  «О государственном контроле за соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

И для повышения эффективности  борьбы с организованной преступностью  в сфере экономики нужен порядок  в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики  можно отнести:

- ограничение  деятельности  контролируемых организованными  преступными формированиями «легальных»  предприятий и организаций (их  ликвидация, отзыв лицензий, арест  банковского счета и пр.);

- выявление и нейтрализация  лидеров (руководителей) организованных  преступных формирований, осуществляющих  преступную деятельность в сфере  экономики;

- привлечение к уголовной  ответственности участников организованных  преступных формирований за "фоновые"  преступления (ношение оружия, хранение  наркотиков и пр.).

Для повышения эффективности  работы правоохранительных органов  следовало бы расширить возможности  применения поощрительных мер к  лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

- ввести в законодательство  институт "сделки с преступником", т.е. освобождение от уголовной  ответственности и его защита  за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

- предусмотреть возможность  освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).

Наряду с перечисленными  было бы целесообразным предусмотреть  в УПК РФ:

- возможность выступления  в суде сотрудников правоохранительных  органов в качестве "свидетеля  со слов";

- возможность допроса  свидетелей в закрытом судебном  заседании;

- возможность допроса  свидетелей без раскрытия их  анкетных данных;

- институт "главного свидетеля";

- проведение допросов  в качестве свидетелей лиц,  установленных при проведении  оперативно-розыскных мероприятий,  до момента возбуждения уголовного  дела, а также проведение экспертиз  до возбуждения уголовного дела.

Теневая экономика стала  проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства  в целом. Поэтому уже давно  назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

При разработке такого комплекса  мер, не отрицая необходимости силовых  мер, первостепенной задачей следует  считать изменение общих условий  хозяйствования, совершенствование  законодательства, устранение правовых пробелов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер  могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов

 

3.2 Возможные подходы  к решению проблем теневой  экономики

Для реализации оптимизирования  масштабов теневой экономики  России возможны следующие меры:

• постоянная корректировка  правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего, это  относится к налоговому режиму;

• налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать  структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов  производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;

• реструктурирование налоговой  задолженности, прежде всего для  малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;

• изменение доли распределения  финансовых средств между федеральным  центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;

• освобождение от налогов  части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих  мест;

• упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального  налога;

• перенос центра тяжести  налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные  платежи;

• введение в практику так  называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать  без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м  налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим  за рубежом «новым русским» с целью  возврата утекших российских капиталов  и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;

• создание на территории России специальной инвестиционной зоны с  наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций. Как отметил В. В. Путин  на пресс-конференции 20 июня 2003 г.: «Чтобы капитал не "утекал", нужно создать  условия для его применения»;

Информация о работе Пути ограничения роста "теневой" деятельности на экономику России