Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа
Цель исследования - дать понятие государственному бюджету и изучить его особенности в Республике Беларусь.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие сущности государственного бюджета;
- описать его значение и функции;
- рассмотреть доходную и расходную часть бюджета;
- проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь;
- охарактеризовать бюджет Республики Беларусь на 2011;
Введение………………………………………………………………………..
4
1.
Понятие и сущность государственного бюджета……………………
6
1.1 Значение и функции государственного бюджета………………..
6
1.2 Доходная часть бюджета…………………………………………...
8
1.3 Расходная часть бюджета…………………………………………..
11
2.
Особенности формирования государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………
14
2.1
Бюджетная система Республики Беларусь…………………………….
14
2.1
Бюджет Республики Беларусь на 2011………………………………..
23
3.
Пути повышения качества исполнения государственного бюджета..
25
Заключение…………………………………………………………………….
27
Список использованных источников………………
14
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 15 источников
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
Объект исследования — Бюджет Республики Беларусь.
Предмет исследования — формирования государственного бюджета в Республике Беларусь.
Цель работы: дать понятие государственному бюджету и изучить его особенности в Республике Беларусь.
Методы исследования: анализ, классификация, изучение нормативно-правовой базы.
Исследования и разработки: рассмотрена сущность и значение государственного бюджета, проанализированы особенности его формирования в Республике Беларусь, выявлены проблемы исполнения государственного бюджета Республике Беларусь, предложены возможные направления их решения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… | 4 | |
1. | Понятие и сущность государственного бюджета…………………… | 6 |
1.1 Значение и функции государственного бюджета……………….. | 6 | |
1.2 Доходная часть бюджета…………………………………………... | 8 | |
1.3 Расходная часть бюджета………………………………………….. | 11 | |
2. | Особенности формирования государственного бюджета в Республике Беларусь…………………………………………………… |
14 |
2.1 | Бюджетная система Республики Беларусь……………………………. | 14 |
2.1 | Бюджет Республики Беларусь на 2011……………………………….. | 23 |
3. | Пути повышения качества исполнения государственного бюджета.. | 25 |
Заключение…………………………………………………… | 27 | |
Список использованных источников………………………………………... | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет является основным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти определенную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных направлений экономики, финансировать ее структурные преобразования и обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в Республике Беларусь в большой степени зависит от того, в каком направлении будет преобразовываться финансовая система общества, и насколько бюджетно-налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени. Все это обусловило актуальность темы данной курсовой работы, в особенности учитывая сложную экономическую ситуацию, которая сложилась в стране в этом году.
Проблемами формирования государственного бюджета занимались многие исследователи. Выделяют работы Лушина С.И., Ракова А. С., Тарасевич О., Сорокиной Т.В.
Объектом исследования является бюджет Республики Беларусь.
Предмет исследования - формирования государственного бюджета в Республике Беларусь.
Цель исследования - дать понятие государственному бюджету и изучить его особенности в Республике Беларусь.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие сущности государственного бюджета;
- описать его значение и функции;
- рассмотреть доходную и расходную часть бюджета;
- проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь;
- охарактеризовать бюджет Республики Беларусь на 2011;
- предложить пути повышения качества исполнения государственного бюджета.
При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, статей в периодической печати и сети Интернет, а также Законов Республики Беларусь.
Курсовая работа выполнена на 29 страницах, включает введение, 3 раздела, 5 подразделов, заключение, список использованных источников
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Значение и функции государственного бюджета
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Экономическое значение бюджета заключается прежде всего в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направление финансовых средств воздействует на социально-экономическое процессы — деловую активность, занятость, рынок капитального оборудования и потребительских товаров, объем валового национального продукта [1, c. 284].
Итак, по своей внешней форме государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
В процессе составления основного финансового плана государства бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств, что и определяет материальное содержание государственного бюджета.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
1.2 Доходная часть бюджета
Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в национальной экономике должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов хозяйствующих субъектов, принимающих форму доходов бюджета.
Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.
Материальной основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала [8, c. 307].
Состав доходов в значительной мере зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег . Соотношение между ними различно по странам и во времени. Оно определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политикой государства.
Центральное место в системе доходов бюджета занимают налоги, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода. Они обеспечивают преобладающую часть доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств они составляют 80—90% . Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше (порядка 50%). Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.
Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за соответствующими властями. Центральные правительства имеют в своем распоряжении наиболее крупные налоги, как, например, подоходный и корпорационные налоги, таможенные пошлины, а во Франции, Великобритании, Италии — также основные косвенные налоги. Они поступают в государственный бюджет, обеспечивая функционирование центрального правительственного аппарата и осуществление возложенных на него задач. Эти налоги называются государственными.
Налоговая структура бюджетов членов федерации отличается большим разнообразием в различных странах. В бюджетах штатов США решающее значение имеют косвенные налоги (налог с продаж, акцизы), в ФРГ главными налогами в бюджетах земель являются отчисления от подоходного налога, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Доходы местных бюджетов формируются главным образом за счет поимущественных налогов: поземельного, промыслового, подомового. В целом налоги членов федерации и местных органов власти обычно считаются местными.
Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. На современном этапе под влиянием значительного увеличения размеров бюджетных дефицитов, разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета поступления от займов достигают весьма крупных размеров — от 10 до 20% всех расходов бюджета. Роль этого вида доходов увеличивается в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов приближается, а иногда даже перекрывает налоги.
Наряду с внутренними существуют внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и нередко используются для покрытия его дефицита.
Существуют два пути получения займов: первый — у широких слоев населения путем свободной продажи государственных облигаций и других ценных бумаг, второй — у центрального и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга [8, c. 311].
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод самый непопулярный, т.к. вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса. Инфляция тяжело отражается на экономике и особенно на всей социальной сфере. Поэтому развитые зарубежные государства стараются не прибегать к прямому использованию эмиссии — наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств. Эмиссия денег заменяется выпуском займов. Однако в современных условиях государственные займы, легко превращаемые их владельцами в наличные деньги, выступают в свою очередь побудителем инфляции. Займы, хотя и в несколько меньших пропорциях, а также большей растянутостью во времени, чем эмиссия, могут оказывать воздействие на переполнение денежного обращения излишними для обращения средствами.
1.3 Расходная часть бюджета
Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.
Информация о работе Пути повышения качества исполнения государственного бюджета