Пути повышения качества исполнения государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования - дать понятие государственному бюджету и изучить его особенности в Республике Беларусь.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие сущности государственного бюджета;
- описать его значение и функции;
- рассмотреть доходную и расходную часть бюджета;
- проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь;
- охарактеризовать бюджет Республики Беларусь на 2011;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
4
1.
Понятие и сущность государственного бюджета……………………
6
1.1 Значение и функции государственного бюджета………………..
6
1.2 Доходная часть бюджета…………………………………………...
8
1.3 Расходная часть бюджета…………………………………………..
11
2.
Особенности формирования государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………

14
2.1
Бюджетная система Республики Беларусь…………………………….
14
2.1
Бюджет Республики Беларусь на 2011………………………………..
23
3.
Пути повышения качества исполнения государственного бюджета..
25
Заключение…………………………………………………………………….
27
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)


14

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 15 источников

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС, ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

 

Объект исследования — Бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования  — формирования государственного бюджета в Республике Беларусь.

Цель работы: дать понятие государственному бюджету и изучить его особенности в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ, классификация, изучение нормативно-правовой базы.

Исследования и разработки: рассмотрена сущность и значение государственного бюджета, проанализированы особенности его формирования в Республике Беларусь, выявлены проблемы исполнения государственного бюджета Республике Беларусь, предложены возможные направления их решения.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

4

1.

Понятие и сущность государственного бюджета……………………

6

1.1 Значение и функции государственного бюджета………………..

6

1.2 Доходная часть бюджета…………………………………………...

8

1.3 Расходная часть бюджета…………………………………………..

11

2.

Особенности формирования государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………

 

14

2.1

Бюджетная система Республики Беларусь…………………………….

14

2.1

Бюджет Республики Беларусь на 2011………………………………..

23

3.

Пути повышения качества исполнения государственного бюджета..

25

Заключение…………………………………………………………………….

27

Список использованных источников………………………………………...

29

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный бюджет является основным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти определенную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных направлений экономики, финансировать ее структурные преобразования и обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в Республике Беларусь в большой степени зависит от того, в каком направлении будет преобразовываться финансовая система общества, и насколько бюджетно-налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени. Все это обусловило актуальность темы данной курсовой работы, в особенности учитывая сложную экономическую ситуацию, которая сложилась в стране в этом году.

Проблемами формирования государственного бюджета занимались многие исследователи. Выделяют работы Лушина С.И., Ракова А. С., Тарасевич О., Сорокиной Т.В.

Объектом исследования является бюджет Республики Беларусь.

Предмет исследования - формирования государственного бюджета в Республике Беларусь.

Цель исследования - дать понятие государственному бюджету и изучить его особенности в Республике Беларусь.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- дать понятие сущности государственного бюджета;

- описать его значение и функции;

- рассмотреть доходную и расходную часть бюджета;

- проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь;

- охарактеризовать бюджет Республики Беларусь на 2011;

- предложить пути повышения качества исполнения государственного бюджета.

При проведении исследования использовался анализ учебной и научной литературы, статей в периодической печати и сети Интернет, а также  Законов Республики Беларусь.

Курсовая работа выполнена на 29 страницах, включает введение, 3 раздела, 5 подразделов, заключение, список использованных источников

 


1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

1.1 Значение и функции государственного бюджета

 

Бюджет является обязательным условием функционирова­ния любого государства, которому необходимы денежные ре­сурсы для выполнения своих функций

Государственный бюджет является главным в системе фи­нансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаи­моотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении нацио­нального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение про­граммы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу зако­на. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими за­конодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для учас­тников бюджетного процесса.

Экономическое значение бюджета заключается прежде все­го в том, что он через систему доходов (налоги), объем и направ­ление финансовых средств воздействует на социально-экономи­ческое процессы — деловую активность, занятость, рынок ка­питального оборудования и потребительских товаров, объем ва­лового национального продукта [1, c. 284].

Итак, по своей внешней форме государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизован­ных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

В процессе составления основного финансового плана госу­дарства бюджет воплощается в централизованный фонд денеж­ных средств, что и определяет материальное содержание госу­дарственного бюджета.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расход­ная часть отражает направление расходования аккумулируе­мых в бюджете средств.

Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распреде­лительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевре­менно и полно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в рас­пределении бюджетных средств, эффективно ли они использу­ются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно — через формирование и использование фонда денежных средств государства — отображает экономические процессы, происхо­дящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в рас­поряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потреб­ностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движе­ние бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих пока­зателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

 

1.2 Доходная часть бюджета

 

Государственный бюджет для выполнения своей важной ро­ли в национальной экономике должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов хозяй­ствующих субъектов, принимающих форму доходов бюджета.

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его фун­кций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступа­ют в распоряжение органов власти.

Материальной основой доходов бюджета является нацио­нальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собствен­ности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных ре­зервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случа­ях — и основного капитала [8, c. 307].

Состав доходов в значительной мере зависит от методов, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему средства. Основными методами, используемыми органами госу­дарственной власти для перераспределения национального до­хода и образования бюджетных доходов, являются налоги, зай­мы и эмиссия денег . Соотношение между ними различно по странам и во времени. Оно определяется экономической ситуа­цией в стране, степенью остроты экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой по­литикой государства.

Центральное место в системе доходов бюджета занимают на­логи, выступающие главным инструментом перераспределения национального дохода. Они обеспечивают преобладающую часть доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств они составляют 80—90% . Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше (порядка 50%). Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.

Каждый налог в законодательном порядке закрепляется за соответствующими властями. Центральные правительства име­ют в своем распоряжении наиболее крупные налоги, как, нап­ример, подоходный и корпорационные налоги, таможенные пошлины, а во Франции, Великобритании, Италии — также ос­новные косвенные налоги. Они поступают в государственный бюджет, обеспечивая функционирование центрального прави­тельственного аппарата и осуществление возложенных на него задач. Эти налоги называются государственными.

Налоговая структура бюджетов членов федерации отличает­ся большим разнообразием в различных странах. В бюджетах штатов США решающее значение имеют косвенные налоги (на­лог с продаж, акцизы), в ФРГ главными налогами в бюджетах земель являются отчисления от подоходного налога, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Доходы местных бюджетов формируются главным образом за счет поимущес­твенных налогов: поземельного, промыслового, подомового. В целом налоги членов федерации и местных органов власти обычно считаются  местными.

Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета являются государственные займы. На современном этапе под влиянием значительного увеличения размеров бюджетных де­фицитов, разрыва между налоговыми поступлениями и бюд­жетными расходами растет роль этого вида доходов. Во многих странах бюджетные дефициты планируются при составлении бюджета, а размер займов, как и налогов, устанавливается до начала исполнения бюджета. В ходе исполнения бюджета пос­тупления от займов достигают весьма крупных размеров — от 10 до 20% всех расходов бюджета. Роль этого вида доходов уве­личивается в периоды войн, экономических кризисов, когда налоги в силу их недостаточной эластичности, неспособности быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы теряют свое обычное значение. В этом случае удельный вес займов при­ближается, а иногда даже перекрывает налоги.

Наряду с внутренними существуют внешние займы. Правом их выпуска обладают только центральные власти. Внешние займы связаны с платежным балансом страны и нередко ис­пользуются для покрытия его дефицита.

Существуют два пути получения займов: первый — у широ­ких слоев населения путем свободной продажи государствен­ных облигаций и других ценных бумаг, второй — у центрально­го и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг госу­дарства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к росту государственного долга [8, c. 311].

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение нало­говых платежей и займов оказывается затруднительным, госу­дарство обращается к эмиссии бумажных денег. Этот метод са­мый непопулярный, т.к. вызывает рост денежной массы без со­ответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса. Инфляция тяжело отражается на экономике и особенно на всей социальной сфере. Поэтому раз­витые зарубежные государства стараются не прибегать к пря­мому использованию эмиссии — наиболее быстрому и легкому пути получения необходимых средств. Эмиссия денег заменяет­ся выпуском займов. Однако в современных условиях государственные займы, легко превращаемые их владельцами в налич­ные деньги, выступают в свою очередь побудителем инфляции. Займы, хотя и в несколько меньших пропорциях, а также большей растянутостью во времени, чем эмиссия, могут оказывать воздействие на переполнение денежного обращения излишни­ми для обращения средствами.

 

1.3 Расходная часть бюджета

Расходы являются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.

Информация о работе Пути повышения качества исполнения государственного бюджета