Пути повышения качества исполнения государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования - дать понятие государственному бюджету и изучить его особенности в Республике Беларусь.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие сущности государственного бюджета;
- описать его значение и функции;
- рассмотреть доходную и расходную часть бюджета;
- проанализировать бюджетную систему Республики Беларусь;
- охарактеризовать бюджет Республики Беларусь на 2011;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
4
1.
Понятие и сущность государственного бюджета……………………
6
1.1 Значение и функции государственного бюджета………………..
6
1.2 Доходная часть бюджета…………………………………………...
8
1.3 Расходная часть бюджета…………………………………………..
11
2.
Особенности формирования государственного бюджета в Республике Беларусь……………………………………………………

14
2.1
Бюджетная система Республики Беларусь…………………………….
14
2.1
Бюджет Республики Беларусь на 2011………………………………..
23
3.
Пути повышения качества исполнения государственного бюджета..
25
Заключение…………………………………………………………………….
27
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право:

- приостанавливать и ограничивать (за исключением защищенных статей расходов) финансирование расходов за счет бюджетных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях возникновения временных кассовых разрывов;

- давать обязательные для исполнения банками указания о приостановлении расходных операций по банковским счетам распорядителей средств по бюджету и государственным внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства Республики Беларусь;

- взыскивать в бесспорном порядке средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по займам и ссудам, проценты по займам, а также платежи, произведенные в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь со взысканием процентов в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь с уплаченной в белорусских рублях суммы, штрафы, пени, примененные Министерством финансов, его территориальными органами, местными финансовыми органами, и иные платежи в случаях, предусмотренных законодательными актами.

За обслуживание Национальным банком Республики Беларусь и другими банками государственных органов и организаций, финансируемых из бюджета, а также иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по открытым ими счетам для размещения бюджетных средств плата не взимается.

За пользование средствами республиканского и местных бюджетов, находящимися и размещаемыми на счетах в банках, в том числе в Национальном банке Республики Беларусь, банки в установленном порядке уплачивают в доход соответствующего бюджета проценты по ставке не ниже ставки, определяемой в установленном порядке по банковским вкладам до востребования.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны расходовать полученные из бюджета средства по целевому назначению и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Средства бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, по решению Министерства финансов, его территориальных органов или местных финансовых органов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет с взысканием в таком же порядке с юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, учреждений, осуществляющих в соответствии с учредительными документами приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей штрафа в размере этих средств.

Должностные лица предприятий, объединений, учреждений и организаций, виновные в незаконном получении, использовании не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета, в том числе полученных на возвратной основе, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Решения по возврату в бюджет необоснованно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь средств бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, со взысканием в бесспорном порядке штрафа в размере этих средств вправе выносить: от имени Министерства финансов - Министр финансов Республики Беларусь и его заместители, от имени местных финансовых органов, территориальных органов Министерства финансов - руководители этих органов и их заместители [15].

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

              В доходы республиканского бюджета включаются:

- регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;

- доходы государственных целевых бюджетных фондов;

-трансферты, получаемые от других госуда рств в с оответствии с заключенными договорами;

- доходы свободных экономических зон;

другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

- капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

-природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

- мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- общегосударственные программы по социальной защите населения;

другие общегосударственные целевые программы;

- затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

- затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

- расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

- национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязатель ств Правительства Республики Беларусь;

- погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

- образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

- выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;

- расходы свободных экономических зон;

- расходы на развитие рыночной инфраструктуры;

- другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год в Парламент Республики Беларусь вносит Президент Республики Беларусь.

 

2.2 Бюджет Республики Беларусь на 2011 год

 

15 октября 2010 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал законы «О республиканском бюджете на 2011 год», «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь», «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» и «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год».

В данных законах на 2011 год предусмотрен ряд мер, направленных на дальнейшее совершенствование в Республике Беларусь налоговой политики и сохранение социальной направленности государственных расходов.

В Законе Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011 год» предусматривается, что доходы республиканского бюджета в 2011 году составят Br33,61 трлн., а расходы - Br39,61 трлн.

Дефицит республиканского бюджета прогнозируется в размере Br6 трлн. (или 3% от ВВП), что соответствует национальному и международным стандартам финансовой безопасности.

В качестве основных целей бюджетной политики на 2011 год определены сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, реализация программы жилищного строительства и другие социально значимые программы.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы базовых отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальная политика, физическая культура и спорт, культура и средства массовой информации) планируется увеличить на 40%.

Вице-премьер Беларуси Сергей Румас на пресс-конференции 21 сентября 2011 года сообщил, что дефицит республиканского бюджета Беларуси в 2011 году не превысит 1,3% ВВП [12].

В результате опережающего поступления доходов и сдерживания отдельных непервоочередных расходов республиканский и местные бюджеты за восемь месяцев текущего года исполнены с профицитом — профицит консолидированного бюджета составил 3,3 триллиона белорусских рублей. Сокращение расходов бюджетного сектора в текущем году происходит за счет внедрения режима жесткой экономии текущих расходов бюджетных организаций и инвентаризации государственных капитальных вложений. В настоящее время идет работа над формированием бюджета на 2012 год. В частности, в рамках подготовки бюджета в следующем году планируется снизить ставку налога на прибыль, которая в настоящее время составляет 24%. Также предусматривается внедрить механизм переноса убытков на будущие периоды для исчисления налога на прибыль.

Профицит бюджета сектора органов госуправления за январь-июль 2011 года составил 4,4 триллиона белорусских рублей, или 3,5% к ВВП. В том числе республиканский бюджет по итогам января-июля 2011 года исполнен с профицитом 1,4 триллиона белорусских рублей, или 1,1% к ВВП.


3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Несмотря на различный способ реализации, процедура исполнения республиканского и местных бюджетов имеет общую цель: обеспечить централизацию в государственном бюджете запланированных доходов и направить их на финансирование мероприятий, которые предусмотрены в расходной части бюджета.

Актуальным остается проблема своевременности расчетов с бюджетом юридических и физических лиц. Несмотря на предпринимаемые меры, имеет место задолженность по платежам в бюджет, при этом недоимка по платежам в целевые бюджетные фонды зачастую превышает задолженности по платежам в бюджет. Это убедительно обосновывает необходимость унификации налоговых и неналоговых платежей, которые вносятся в бюджеты различных уровней.

Необходимо разработать комплексную программу, которая предусматривала бы радикальные меры по повышению платежеспособности предприятий – включая их разгосударствление и приватизацию.

Определенные суммы доходов недопоступают в бюджет по причине несоблюдения субъектами хозяйствования налогового законодательства. Кроме того, строгое соблюдение налогового законодательства налогоплательщиками выступают важнейшим условием обеспечения сбора доходов и выполнения доходной части бюджета. Требуется унификация нормативно-методической базы налогообложения, упрощение порядка расчетов налогов и налоговых платежей, оптимизация их количества, а при возможности и объединения.

Значительные суммы недоимок составляют санкции и штрафы по результатам проверок налоговых органов, которые в ряде случаев не могут быть погашены налогоплательщиками по причине их неплатежеспособности.

Несмотря на необходимость применения жестких мер за нарушение налогового законодательства, суммы начислений должны быть реальными к взысканию, а политика налоговых санкций – умеренно жесткой. Необходимо, чтобы она была адекватна степени вины субъекта хозяйствования и предусматривала разграничение ответственности при умышленных и неумышленных действиях.

Опыт показывает, что при чрезмерно жесткой системе финансовых санкций и штрафов допричисленные суммы налогов и неналоговых платежей, как правило, становятся невозможными к взысканию и числятся недоимками при соответствующих бюджетах.

Причинами высокого уровня нарушений выступают сложность налогового законодательства, неоднозначность толкования его положений и множество подзаконных актов.

Итак, проблема собираемости доходов существует и необходимо ее решать.

Одним из путей обеспечения поступления доходов может явиться установление солидарной экономической ответственности бюджетов областей за невыполнением планов общегосударственных налогов и сборов. На практике это может быть отражено в санкциях Министерства финансов Республики Беларусь в виде зачета прироста недоимок в счет причитающегося финансирования. Такая мера вписывается в программу перевода территорий на самообеспечение и региональный хозрасчет в условиях выравнивания их доходной базы и расходных функций. Проблема поступления доходов является актуальной и для местных бюджетов.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, по результатам информации, приведенной в работе, можно сделать следующие выводы.

     государственный бюджет — это основной финансовый план государства, определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизован­ных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

     доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его фун­кций.

Информация о работе Пути повышения качества исполнения государственного бюджета