Пути повышения качества платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение торгового и платежного баланса страны. Так же изучены в отдельности такие пункты работы, как: содержание платежного баланса и содержание торгового баланса; состояние торгового баланса Республики Беларусь и источники финансирование отрицательного сальдо; так же рассмотрены пути повышения качества платежного баланса Беларуси.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...6
1. Содержание торгового и платежного баланса
1.1 Содержание платежного баланса…………………………………………….7
1.2 Содержание торгового баланса……………………………………………..14
2. Состояние торгового баланса Республики Беларусь и источники финансирования отрицательного сальдо
2.1 Состояние торгового баланса РБ…………………………………………...18
2.2 Источники финансирования отрицательного сальдо РБ………………….19
3. Пути повышения качества платежного баланса…………………………….24
Заключение...……………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 189.46 Кб (Скачать документ)

Заключительные статьи платежного баланса отражают операции с ликвидными валютными активами, в которых  участвуют государственные валютные органы, в результате чего происходит изменение величины и состава  централизованных официальных золото - валютных резервов.

Вывод. Торговая и платежная система являются основными макроэкономическими показателями, которые учитываются при принятии со стороны государства стратегии в долгосрочном плане по экономическому росту и развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Состояние торгового баланса Республики Беларусь и источники финансирования отрицательного сальдо

 

2.1 Состояние торгового  баланса РБ

 

В настоящее время внешнеторговое сальдо Беларуси является отрицательным и эта тенденция продолжается уже порядка 10 лет. Динамика отрицательного сальдо отчетливо видна на графике 1.

 

График 1 – динамика сальдо внешней торговли РБ, млн. долл.

Как видно из графика 1, за последние 8 лет Республика Беларусь только единожды вышла в профицит, а все предыдущие и последующие  годы находилась в стадии отрицательного сальдо.

Это динамика может быть вызвана двумя аспектами. Первый из них это изменение мировой  конъектуры. Второй – неграмотное  управление со стороны государства.

В первом случае подразумевается  экономическое изменение на внешнем  рынке, то есть рост цен на импортное  сырье и комплектующие, падение  мирового совокупного спроса, сокращение рынков сбыта, усиление конкуренции  и прочее.


Во втором случае подразумевается  неправильное стратегическое управление со стороны государства и различных  министерств и ведомств.

На сегодняшний день Беларусь находиться в условиях обоих случаев  одновременно, так как за последние  годы резко изменился мировой  рынок и экономика в целом.

Начавшийся в 2008 году мировой  финансовый кризис привел сразу к  нескольким проблемам, которые серьезным  образом повлияли на судьбу Беларуси. Одна из них это падение мирового совокупного спроса, то есть сокращение рынков сбыта и, следовательно, увеличение конкуренции. Другая проблема это резкий рост цен на сырье и энергоресурсы.

При такой мировой конъектуре, Беларусь оказалась в тупиковой  ситуации, так как ее производство в первую очередь направлена на внешние  рынки ввиду того, что внутренний рынок для ее промышленных мощностей  отсутствует. В связи с этим стал падать экспорт и увеличиваться  отрицательное внешнеторговое сальдо.

Казалась бы данная ситуация является парадоксальной, так как  падение экспорта пропорционально  падению торговли и не вызывает изменение  сальдо в ту или иную сторону. И  здесь вступает в силу второй аспект – неграмотное управление со стороны  государства.

Дело в том, что белорусская  модель экономики является социальной, то есть правительство берет на себя все обязательства связанные  с уровнем жизни населения, их доходами и прочее. А принимая во внимание тот факт, что практически  вся промышленность находится в  государственном управление, государство полностью берет на себя все социальные и экономические риски. И в ситуации, когда начали сокращаться рынки сбыта и начал падать экспорт, правительство попыталось в ручном управлении продолжить рост экономики.

Здесь важную роль сыграло  то, что вся промышленность Беларуси практически на 50% использует импортное  сырье, энергоресурсы, комплектующие  и прочее, в связи с этим ВВП  продолжал расти, как позитивный фактор роста экономика, но рос за счет произведенной, но не реализованной  продукции, то есть за счет затоваривания  складов.

Эта ситуация и привела  страну к тому, что стало резко  увеличиваться отрицательное внешнеторговое сальдо. В такой ситуации Беларусь вынуждена искать источники финансирования отрицательного сальдо.

 

2.2 Источники финансирования  отрицательного сальдо РБ

 

Основными источниками финансирования отрицательного сальдо в Беларуси является приватизация и внешнее заимствование.

Приватизация — форма  преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в  частные руки.

Разгосударствление и  приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между собой  понятия.

Под разгосударствлением  следует понимать процесс упразднения  государственного монополизма, формирование многоукладной смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства  от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход  от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный  сектор. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» понимает под приватизацией «приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий».

Разгосударствление может  принимать принципиально различные  формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения  собственности в виде денег или  специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных  структур предприятий и степени  участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных  инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Приватизация сама по себе не может гарантировать прогресс в экономике. Она лишь усиливает  конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

В качестве примера в Беларуси, можно рассмотреть постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2011 года № 348 «Об утверждении  плана приватизации объектов приватизации, находящихся в В нем рассматривается приватизация таких предприятий, как: производственное республиканское унитарное предприятие ”Новополоцкжелезобетон“; производственное республиканское унитарное предприятие ”Минский завод автоматических линий имени П.М. Машерова“; Республиканское унитарное предприятие ”Белорусский государственный проектный институт“, г.Витебск; Инженерное республиканское унитарное предприятие ”Белстройцентр“, г. Минск; Республиканское унитарное предприятие ”Молодечненский завод металлоконструкций“; Республиканское унитарное предприятие ”Минский тракторный завод“; Республиканское унитарное предприятие ”Производственное объединение ”Белоруснефть“, г. Гомель и многих других.

Теперь рассмотрим рассмотрим второй источник финансирвоания отрицательного сальдо – внешнее заимствование.

Заимствование — операции, связанные  с получением бюджетом средств на условиях возврата, платности и срочности, в результате которых возникают  обязательства государства.

Заимствование может проходить  по двум принципам:

    • прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций: Всемирный банк, МВФ и прочее;
    • выпуск облигаций

Необходимость заимствования возникает в результате несбалансированности доходов и расходов бюджета на стадии его планирования и при отрицательном внешнеторговым сальдо.

В качестве наглядности рассмотрим динамику внешнего долга Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 2 – динамика валового внешнего долга РБ, млн. долл.

Как видно из графика 2, долг Республики Беларусь в последние годы стал резко увеличиваться. Это вызвано тем, что на фоне отрицательного сальдо, правительство пытается сохранить социальную экономическую модель. В связи с этим, для выполнения своей функции и покрытия торгового сальдо, оно вынуждено занимать на внешнем рынке.

Стоит так же отметить, что такая  политика может привести страну к  дефолту.

Стоит также обратить внимание на государственные еврооблигации. Еврооблигация  — разновидность ценных бумаг  в виде купонных облигаций, выпускаемых  эмитентом в целях получения  долгосрочного займа на еврорынке. Рынок еврооблигаций возник в начале 1970-х гг., их выпуск осуществили крупные международные банки. Гарантирование и размещение этих облигаций в ряде стран осуществляется обычно международным банковским синдикатом.

Белорусские еврооблигации на европейском рынке имеют тренд на понижение, это отчетливо видно на графике 3.

 

График 3 – динамика стоимости белорусских  еврооблигаций*

* –  стоимость белорусских еврооблигация  сроком погашения – 2015 года, стоимость  указана в процентных пунктах  от номинала.

Данная тенденция является крайне негативным фактором для Беларуси, так как стоимость еврооблигаций  показывает отношение инвесторов к  экономике Беларуси. Исходя из падения  стоимости, инвестора начинают считать  их крайне рискованными. Вследствие чего, государство может остаться без  внешнего финансирования.

Вывод. В сложившейся мировой конъектуре Беларуси необходимо приложить массу усилий для улучшения своей экономики и увеличения доходов от экспорта. В настоящее время стратегия управления экономикой не верное, так как оно пытается покрыть свои убытки, в виде отрицательного сальдо, дефицита госбюджета и социальной политики при помощи таких инструментов, как внешнее заимствование и приватизация. Такая стратегия в итоге может привести нас к дефолту, так как все видят последствия такой стратегии на примере стран ЕС: Греция, Португалия, Италия и прочие.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути повышения  качества платежного баланса.

Одним из основных направлений, реализация которых может поспособствовать улучшению качества платежного баланса республики, является увеличение: 

1. Макроэкономические условия  для развития экспортной деятельности - это основное направление, т.к. без развития, усовершенствования структуры и объема экспорта невозможно улучшить благосостояние граждан республики. Для этого необходимо:

- создание условий для  структурной перестройки и перепрофилирования  неэффективных предприятий, а  также равных условий хозяйствования  предприятиям путем уменьшения  льгот и перекрестного субсидирования;

- стабилизация реального  курса белорусского рубля и  снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации;

- создание условий для  повышения внутренних сбережений  и механизмов для перетока их в инвестиционный капитал предприятий-экспортеров;

- развитие условий для  расширения инвестиций в наукоемкие  производства и услуги и повышения  использования механизмов стимулирования;

- формирование экспортной  стратегии, основанной на сбалансированном  спросе между спросом и предложением  и др.

2. Создание условий для привлечения инвестиций в экспортные отрасли производства.

Для обеспечения перелома в сфере инвестиций и повышения  их влияния на развитие экспортного  потенциала необходимо провозгласить  важнейшим приоритетом белорусского государства политику создания благоприятных  условий инвестирования в реальный сектор. В частности, целесообразно:

- предусмотреть в законодательстве  особый налоговый режим для  предприятий со значительными  инвестициями в технологии, освобождающий  их от налоговых платежей, кроме  социальных, до полной окупаемости  инвестиционных проектов;


 

- обеспечить, как правило,  освобождение от налога на  добавленную стоимость и таможенных  пошлин технологическое оборудование  и другие инвестиционные товары, ввозимые для целей промышленной  модернизации;

- добиваться выделения  новых долгосрочных кредитных  линий, а также проработать  возможности получения несвязанных  финансовых и товарных кредитов зарубежных компаний, банков и фондов, в том числе, без государственных гарантий;

Информация о работе Пути повышения качества платежного баланса