Пути повышения качества платежного баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение торгового и платежного баланса страны. Так же изучены в отдельности такие пункты работы, как: содержание платежного баланса и содержание торгового баланса; состояние торгового баланса Республики Беларусь и источники финансирование отрицательного сальдо; так же рассмотрены пути повышения качества платежного баланса Беларуси.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...6
1. Содержание торгового и платежного баланса
1.1 Содержание платежного баланса…………………………………………….7
1.2 Содержание торгового баланса……………………………………………..14
2. Состояние торгового баланса Республики Беларусь и источники финансирования отрицательного сальдо
2.1 Состояние торгового баланса РБ…………………………………………...18
2.2 Источники финансирования отрицательного сальдо РБ………………….19
3. Пути повышения качества платежного баланса…………………………….24
Заключение...……………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 189.46 Кб (Скачать документ)

- устранить или снизить  до приемлемого уровня просроченную  за-долженность по иностранным кредитам, полученным под гарантии Правительства Республики  Беларусь, белорусскими предприятиями-заемщиками и использовать

механизмы политического  влияния в организациях с целью  решения вопросов предоставления Беларуси средств внешнего финансирования;

- создать комплексную  систему информационной поддержки  деятельности по формированию  позитивного международного инвестиционного  имиджа РБ.

3. Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции отечественных предприятий направленные на повышение эффективности предприятий-экспортеров и конкурентоспособности белорусских товаров.   

Повышение международной  конкурентоспособности белорусских  товаропроизводителей должно обеспечиваться за счет:

- совершенствования механизма  стимулирования эффективного использо-вания предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и ноу-хау из высокоразвитых стран;

- привлечения инвестиций  для модернизации технологий  и снижения энер-гоемкости и материалоемкости производств;

- развития корпоративных  связей с ведущими мировыми  фирмами и участие в реализации  транснациональных проектов;

- внедрения системы оплаты  труда государственных предприятий  в зави-симости от результатов экспортной деятельности;

- улучшения качества управления  предприятиями-экспортерами, в том  чис-ле путем;

поиска эффективного собственника для приватизации;

- либерализация и упорядочение  системы ценообразования на внутреннем  рынке;

- обеспечения государственной  поддержки в области рекламы;

- совершенствования мер  по борьбе с контрабандным  экспортом товаров и защиты  интеллектуальной собственности;

- обеспечения внедрения  современных стандартов в области  упаковочных и тарных технологий  в целях повышения имиджа и  конкурентоспособности экспортных  товаров, стимулирование создания  центров дизайна;

- проведения научно-технической  политики и разработки инновационных  механизмов с целью повышения  технологического уровня, наукоемкости и эффективности производств на основных экспортных предприятиях (МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Атлант, Бобруйскшина, Беларускалий и др.

4. Обеспечение государственной поддержки на внешние рынки.

Необходимо укреплять  и расширять сотрудничество с  Международным валютным фондом, всемирным  банком и другими международными финансовыми и экономическими организациями. Главная цель такого сотрудничества - согласование национальных экономических  приоритетов с необходимостью включения  белорусской экономики в мирохозяйственные  процессы.

На уровне межгосударственных отношений большое значение имеет  деятельность межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, в рамках которых нужно рассматривать  долгосрочные перспек-тивы будущей динамики и структуры торговых потоков, не вызывающих противодействия сторон.

Для повышения эффективности  деятельности дипломатических и  торгово-экономических служб при  продвижении товаров на зарубежные рынки необходимо:

во-первых, обеспечить белорусских  дипломатических и торгово-экономических  служб за рубежом и аналогичных  иностранных в Беларуси оперативными информационно-маркетинговыми, нормативно-правовыми  и аналитическими материалами, в  том числе посредством доступа  к Интернету;

во-вторых, расширить участие  торгово-экономических служб в  выставках, встречах деловых кругов, конференциях с целью сбора необходимой  информации о потенциальных рынках сбыта;

в-третьих, сохранить присутствие  белорусского экспорта на традиционных рынках.

5. Создание условий для обеспечения развития инфраструктуры экспортной деятельности.

 Продвижение экспорта  товаров связано с развитием  товаропроводящей сети белорусских  предприятий за рубежом. Основным  направлением со стороны государства  в данной области должно стать  совершенствование нормативно-правовой  базы, направленной на стимулирование  предприятий по созданию дилерских  сетей фирменного послепродажного  обслуживания сложно-технической  продукции (сервисные центры, совместные  предприятия), консигнационных складов и других прогрессивных форм.

Одной из таких форм может  быть создание специализированных внешнеторговых фирм, объединений, отраслевых союзов, ассоциаций и т.д., в т.ч. на основе действующих структур. Главное условие - консолидация внешнеторговых компаний и торговых домов в конкурентные на мировых рынках крупные структуры. Повышение эффективности деятельности структур товаропроводящей сети, созданных  с участием государства, необходимо обеспечивать за счет использования  широкого диапазона финансово-кредитных  и организационных мер, совершенствования  условий инвестирования национального  капитала за рубеж в целях развития белорусского экспорта.

Эффективной мерой продвижения  товаров и услуг на внешние  рынки должен стать выход на международные  рынки через глобальные телекоммуникационные сети.

6.Усовершенствование тарифных и нетарифных методов регулирования экспорта. Важными регуляторами регулирования экспорта посредством мер тарифного регулирования являются:

- упорядочение системы  согласования принимаемых решений  в области тарифного и нетарифного  регулирования и механизмов ввода  их в действие;

- расширение льгот по  уплате таможенных пошлин и  НДС по ввозимым комплектующим,  запчастям, материалам и сырью,  предназначенным для производства  экспортной продукции, упрощение  процедур их предоставления;

- упорядочение системы  железнодорожных тарифов на грузовые  перевозки в рамках Таможенного  союза;

- установление предельных  размеров единовременного повышения  ставок таможенных пошлин.

В области нетарифного  регулирования основным направлением работы должно стать снижение (исключение) антидемпинговых и компенсационных  мер в отношении белорусского экспорта, а также введение и применение адекватных защитных мер.

Фискальные механизмы  являются одним из резервов повышения  эффективности и увеличения объемов  экспорта, поэтому необходимо стремиться к гармонизации налогообложения  в соответствии с мировой практикой, включая расширение инвестиционных льгот в подоходном налоге; налоговое  стимулирование выставочно-ярмарочной и информационно-маркетинговой деятельности; сокращение числа налогов, сборов и  отчислений во внебюджетные фонды путем  объединения налогов, имеющих сходную  базу.

7. Создание условий для формирования системы кредитования экспорта и страхования экспортных рисков.

Необходимо существенно  переориентировать в экспортный сектор денежные потоки, в том числе  освоить систему синдицированного кредитования с иностранными банками  зарубежных покупателей белорусской  продукции. Для этого предстоит  существенно переориентировать  принципы работы кредитных организаций  с целью:

- создания современной  системы перетока внутренних сбережений на инвестиции экспортных производств и кредитование экспортных контрактов;

- создания условий для  инвестирования в сферу экспортного  производства капитала всех финансовых  структур: страховых обществ, пенсионных  фондов и инвестиционных банков;

- создания условий для  возврата валютных кредитов субъектами  хозяйствования;

- выделения в бюджете  республики средств для фонда поддержки экспорта с целью осуществления льготного кредитования национальных проектов модернизации крупнейших экспортных производств (МТЗ, Атлант и т.п.);

- совершенствования механизмов  компенсации банкам потерь, связанных  с льготным кредитованием экспортных  проектов;

- ограничения отвлечения  средств внешнеторговых банков  на другие цели;

- внедрения механизмов  консорциального кредитования белорусскими  и иностранными банками крупных  экспортных проектов и др.

Значительные усилия необходимо направить на обеспечение страховой  защиты и поддержки участников внешнеторговой деятельности, минимизацию возможных  потерь и убытков. Для этого необходимо:

-создание национальной  системы страхования внешнеторговых  операций и экспортных кредитов, включающей Белорусскую государственную  организацию страхования внешнеэкономических  рисков (Белгосвнешстрах), другие страховые компании и банки, осуществляющие поддержку экспорта;

- резервирования в республиканском  бюджете необходимых средств для гарантирования и страхования экспортных кредитов;

- вступление Республики  Беларусь в Международный Союз  страховщиков кредитов и инвестиций  для обеспечения согласованных  условий кредитования международной  торговли, гарантирования и страхования  экспортных кредитов;

- обеспечение государственных  гарантий по кредитам на участие  в международных торгах;

- введение системы обязательного  медицинского страхования иностранных  граждан при въезде на территорию  Республики Беларусь.

Для повышения качества платежного баланса, правительство должно иметь  стратегию развития основных макроэкономических показателей. На данный момент Беларуси имеет следующую стратегию экономического роста, таблица 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 – основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

 

 

Вывод

Одним из основных направлений, реализация которых может поспособствовать улучшению качества платежного баланса республики, является макроэкономические условия для развития экспортной деятельности – это основное направление, т.к. без развития, усовершенствования структуры и объема экспорта невозможно улучшить благосостояние граждан республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

Платежный баланс – это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей. Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны. Он является важнейшим источником информации, которая позволяет судить об эффективности участия страны в международном разделении труда и служит основой для принятия решений в области внешнеэкономической политики. Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».

В последнее время в  дополнение к платежному балансу, содержащему  сведения о движении потоков ценностей  между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное  финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени  интеграции в мировое хозяйство  находится страна. В нем отражается соотношение на данный момент стоимости  полученных и предоставленных страной  кредитов, инвестиций, других финансовых активов. У одних стран полученные ресурсы преобладают, а заграничные  активы невелики. У других стран  велики и разнообразны и те, и  другие показатели. Особое место занимают США как нетто-импортер иностранных  финансовых ресурсов. Показатели международной  финансовой позиции и платежного баланса взаимосвязаны.

Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих  поступлений:

  • выручки от экспорта товаров и услуг;
  • доходов от действующих за границей предприятий;
  • процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;
  • односторонних переводов, или трансфертов (переводы пенсий гражданам, приехавшим из-за рубежа, денежные переводы родственникам, иностранная помощь);
  • займов, предоставленных иностранными государствами и фирмами;
  • денежных средств от продажи иностранцам предприятий, зданий, земли и другой недвижимости;
  • выручки от реализации ценных бумаг за рубежом.

Информация о работе Пути повышения качества платежного баланса