Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:54, контрольная работа
Во-первых, предлагаем установить информационно-платежный терминал самообслуживания (ИПТС)
Во-вторых, предлагаем открыть vip-залы для обслуживания vip-клиентов.
В- третьих, предлагаем производить оплату платежей через услугу «Мобильный банк».
Трансфертное ценообразование относится, как мы уже отмечали, к достаточной важной и сложной области управления доходностью. Трансфертная цена — цена перевода средств между подразделениями банка. Целью установления трансфертной цены является выявление величины скорректированного на риск чистого процентного дохода для каждого подразделения, продукта или клиента.
Специфика трансфертного ценообразования в банках заключается в том, что в отличие от промышленного предприятия, оперирующего во внутреннем обороте большим количеством разнообразных продуктов, он имеет один ресурс, который занимает доминирующее положение, а значит, задача трансфертного ценообразования упрощается.
Процесс введения в банке трансфертного ценообразования включает два блока:
расчет себестоимости внутренних финансовых ресурсов, установление цены при их переводе из одного подразделения в другое;
определение
системы взаимодействия привлекающих
и размещающих ресурсы
Центры прибыли работают с внешними пользователями банковских продуктов. Управление ими происходит через систему бюджетирования. У менеджмента банка должна быть возможность определять доходную и расходную их часть, с тем чтобы выявить, сколько зарабатывает данный центр. В то же время ресурсы, которые вовлечены в оборот банком, обезличены и имеют при этом разную стоимость. В этой связи стремление менеджмента в процессе управления доходностью оценить стоимость ресурсов, использованных, например, центром прибыли, достаточно сложно. Соответственно не просто просчитать эффективность различных банковских продуктов. Решить эту проблему возможно лишь при помощи правильного определения трансфертной цены для всех внутрибанковских ресурсов. Отсутствие трансфертной цены препятствует внедрению внутренней системы оценки доходности подразделений банка. Напротив, использование такой цены позволяет менеджменту банка держать под контролем уровень операционной маржи и процентного спрэда. Из этого следует, что внедрение системы внутреннего ценообразования становится важнейшим элементом бюджетирования в кредитной организации.
В связи со снижающейся доходностью большинства банковских операций банки заинтересованы в использовании надежных механизмов контроля стоимости привлеченных средств. Основным ограничителем здесь выступают внешние условия — ставки размещения, складывающиеся на рынке в конкретный момент времени. Например, если банк привлекает в больших объемах дорогие пассивы, он столкнется с более высоким риском при размещении средств, так как рост доходности всегда сопровождается значительным риском. В этом случае менеджмент более активно будет работать на спекулятивном рынке, например, на рынке корпоративных ценных бумаг. При использовании внутреннего ценообразования увеличится способность банка более точно оценивать и определять комбинацию источников фондирования активных операций, определять целесообразность привлечения тех или иных ресурсов. Жесткая централизованная система управления ресурсами будет сдерживать темпы развития банка. Мы уже демонстрировали негативное влияние высоких темпов роста банка на капитал.
Очевидно, внедрение системы внутри банковского ценообразования ресурсов может привести к антагонизму привлекающих и размещающих подразделений. Центры, привлекающие ресурсы, заинтересованы в повышении цен, а размещающие — в снижении. От границ установления трансфертной цены зависят прибыль и доходность различных центров ответственности. Из этого следует, что установление трансфертной цены всегда предполагает компромисс интересов. Отсутствие гибкой политики может привести к омертвлению части ресурсов и возникновению центробежных тенденций в банке, т.е. к заинтересованности привлекающих подразделений приобретать средства на внешнем рынке.
Можно выделить несколько методов формирования трансфертной цены в российских коммерческих банках.
На основе оценки средневзвешенной стоимости всех пассивов. В этом случае происходит уравнивание всех внешних источников финансирования. Такой подход осложняет оценку эффективности, контроль за маржей и спрэдом.
На основе альтернативных источников. Этот метод предполагает оценку стоимости ресурсов центром прибыли в случае отсутствия внутренних источников. Цена перевода средств при таком подходе приравнивается к средневзвешенной ставке привлечения из альтернативных источников. Преимуществом данного метода является то, что, например, для центра прибыли внутренний ресурс по цене приравнен к внешнему, что предполагает преимущественное использование внутренних ресурсов, а затем уже внешних. Существенным недостатком данного метода считается ограничение возможностей эффективного контроля процентного риска, поскольку недостаточно учитывается затратная база формирования данного ресурса.
Организация трансфертного ценообразования на базе затрат, сопряженных с формированием конкретного ресурса. В этом случае трансфертная цена базируется на минимальной достаточной марже, которая имеет прямое предназначение — покрытие издержек центра ответственности, привлекающего ресурсы. Цена перевода средств складывается из цены привлечения ресурсов (затрат по выплате процентов, отчислений в фонд минимальных обязательных резервов) плюс минимальная достаточная маржа плюс некоторый спрэд, позволяющий развиваться подразделению, привлекающему ресурсы.
Кроме оценки внутри банковских ресурсов менеджменту следует также оценить «свободные ресурсы» — незадействованные в операциях банка средства клиентов, например, имеющие целевое назначение, однако с временным лагом их возврата (брокерские операции). Эти ресурсы также могут передаваться подразделениям, к примеру, для работы на рынке ценных бумаг или краткосрочного кредитования. Подобные ресурсы следует оценивать таким образом, чтобы, с одной стороны, их стоимость не превышала возможности их размещения на внешнем рынке, с другой — позволяла заемщику получать определенную маржу.
Оптимальный
подход к установлению трансфертной
цены требует, как правило, использования
различных вариантов
3.3. Программа сокращения издержек
Основные принципы программы по сокращению издержек
Для того чтобы при разработке и реализации программы сокращения издержек избежать возможных ошибок, можно использовать следующие основные принципы.
Принцип 1. Первым этапом при разработке программы должен стать шаг, который на первый взгляд не имеет никакого отношения к затратам. Этот шаг заключается в подтверждении акционерами, с учетом произошедших изменений, основных целей и направлений развития банка на ближайшие два-три года. Например, если акционеры банка видят перспективу развития корпоративного бизнеса, то запущенный несколько лет назад розничный проект или готовящийся к запуску проект «малый и средний бизнес» станут первыми пострадавшими при реализации программы сокращения затрат. В то же время если все-таки будущее банка лежит в области предоставления банковских услуг физическим лицам, то целевая территория и акценты для оптимизации смещаются на другие направления бизнеса банка.
Итак, первый принцип предусматривает жесткую увязку программы с поставленными акционерами целями.
Принцип 2. Несмотря на значительную долю затрат на персонал в операционных расходах, не стоит фокусироваться только на данной статье. Стоит оценить эффективность использования площадей офисов банка. Здесь может помочь показатель, который активно используется сетевыми ритейлерами, а именно «выручка на квадратный метр». В приложении к финансовым институтам данный показатель может выглядеть как «операционный доход на единицу площади точки присутствия банка» или «активы/пассивы точки присутствия на единицу площади». Не стоит оставлять без внимания и расходы, связанные с рекламой, IT и закупкой офисных расходных материалов.
Не исключено, что анализ расходов и меры по их сокращению могут привести к пересмотру и значительным изменениям в операционной модели бизнеса банка, и топ-менеджеры банка должны быть готовы к тому.
Принцип 3. Успех реализации программы по сокращению затрат во многом зависит от решительности топ-менеджмента и его готовности принять изменения. Поэтому для ее успешного внедрения необходимо ответственное лицо из руководства банка, которое будет нести персональную ответственность за достижение результата. В идеальном случае возможно назначение двух-трех менеджеров, каждый из которых будет играть свою роль в реализации изменений: один выступает в роли «дипломата», стараясь довести до всех заинтересованных лиц информацию о необходимости проведения изменений; второй должен быть хорошо знаком с деталями функционирования данного банка и выступать в роли «эксперта», подтверждая, что предлагаемые изменения возможны и реализуемы; третий выступает в роли «проводника» данных изменений, осуществляя постоянный контроль за исполнением поставленных задач. Совмещение всех этих ролей в одной должности возможно, но случается довольно редко.
Итак,
третий принцип говорит о
Подходы к разработке программы по сокращению издержек
При постановке целей можно руководствоваться двумя подходами.
Первый подход предусматривает постановку целей исходя из показателей, которые демонстрируют наиболее успешные банки, использующие аналогичную бизнес-модель.
Второй подход строится на внутреннем анализе банка и поиске возможностей по сокращению затрат на основе собственного понимания ситуации, без привлечения «мудрости рынка» и конкурентов.
Основные направления работы, мероприятий и возможный эффект от их внедрения приведены в таблице.
Мы подошли к точке, когда банки из «мотора», который зарабатывает значительную прибыль, превращаются на ближайшие 3–5 лет в классический «центр затрат».
В зависимости от определенных обстоятельств банк может достичь показателей как выше, так и ниже расчетных.
Важно также понимать, что программа сокращения затрат может быть эффективно разработана лишь при адекватном учете и отнесении затрат на подразделения банка. Без этого элемента принятие каких-либо управленческих решений в данном направлении и сравнение показателей конкретного банка с рынком просто невозможны.
В
ближайшие годы, как мне кажется,
нам предстоит увидеть
Основные направления работы по снижению затрат
Категория | Примеры | Комментарии |
Персонал (потенциал снижения затрат — 5–10%) | Проведение
аттестации сотрудников на предмет соответствия
занимаемой позиции и должностному окладу.
Повышение контроля за исполнительской дисциплиной персонала. Установление более тесной связи между результатами работы и вознаграждением |
Наиболее затратная
статья, часто занимающая около 50% всех
операционных расходов.
Снижение затрат на персонал более чем на 15–20% потребует «организационной» перестройки банка. Возможно значительное снижение той части затрат, которая связана с «администрированием» персонала (до 25%) |
Расходы на аренду (потенциал снижения затрат — 5–20%) | Пересмотр условий
аренды.
Сокращение арендованных площадей |
Могут возникнуть
сложности в связи с уже
заключенными договорами аренды.
При агрессивном следовании курсу сокращения издержек на аренду недвижимости возможно их снижение до 20% |
Командировочные и представительские расходы (потенциал снижения затрат — 5–10%) | Пересмотр политик
и процедур, связанных данной группой
расходов.
Усиление контроля и требований к отчетным документам |
Возможно краткосрочное
сокращение издержек до 30%, однако это
снижение не носит устойчивого характера.
Согласно ряду исследований, около 25% сотрудников часто подходят «творчески» к составлению отчетов по данной группе расходов |
Расходы на маркетинг и рекламу (потенциал снижения затрат — 5–10%) | Пересмотр политик
и процедур, связанных данной группой
расходов.
Повышение эффективности использования и контроля отдачи от маркетинговых и рекламных мероприятий |
Данная статья
может составлять 2–5% операционных
расходов банка.
Несмотря на возможное существенное снижение затрат в кратчайшие сроки (60–90 дней), в долгосрочной перспективе сжатие маркетингового бюджета может негативно сказаться на бизнесе. Банки, продолжающие маркетинговую активность даже в кризисной ситуации, имеют более высокие шансы увеличить долю на рынке |
Хозяйственные расходы (потенциал снижения затрат — 15–25%) | Повышение прозрачности
в процессах выбора поставщиков
и заключения контрактов.
Усиление контроля за рыночностью цен по приобретаемым товарам и услугам, централизация поставок. Создание единых стандартов и норм расходов. Снижение числа поставщиков. Усиление контроля за соблюдением контрактов поставщиками |
Пересмотр условий
договоров и напряженные переговоры
с поставщиками могут уменьшить сумму
хозяйственных расходов до 7%.
Повышение прозрачности процесса выбора поставщика может дать до 3% экономии. Ревизия условий текущих контрактов и проверка их соответствия реалиям может принести до 4% экономии. Внедрение нормативов расходов и контроль за их исполнением может принести до 5% экономии |
Централизация функций (потенциал снижения затрат — 10–20%) | Централизация
некоторых функций по обслуживанию
бизнеса банка (например, оценка кредитных
рисков, call-центр) на уровне головного
офиса для использования эффекта масштаба.
Центры обслуживания могут быть расположены в зонах меньшей стоимости недвижимости и труда |
При централизации
функций у банка появляется возможность
нанять высококлассных специалистов в
головном офисе и навсегда закрыть вопрос
о недостатке экспертизы на местах.
Дублирование функций центров обслуживания часто является результатом приобретений банков, которые долго время остаются не интегрированы в общую систему, являясь источником дополнительных расходов. При централизации также улучшается качество и оперативность подготовки управленческой отчетности ввиду концентрации информации и ответственности за ее подготовку. Возможно создание позиции «административный директор банка», возглавляющего единое подразделение, в которое могут войти функции управления персоналом, имуществом/недвижимостью, проведение хозяйственных расходов. Однако создание такого функционала может занять до двух лет |
Аутсорсинг (потенциал снижения затрат — до 10%) | Аутсорсинг бизнес-процессов.
Передача выполнения определенных функций
третьей стороне, для которой данная деятельность
является основной и осуществляется при
меньших издержках (например, поиск и тренинг
персонала, инкассация, уборка помещений,
автоуслуги).
Заключение стратегического партнерства с поставщиками услуг |
У банка возникает
возможность получения дополнительного
дохода от стратегического партнерства
с поставщиками.
Важно отметить, что аутсорсинг не является лекарством от неэффективных операций. В связи с этим перед тем, как передавать выполнение операций на аутсорсинг, необходимо оптимизировать передаваемые процессы |
Автоматизация (потенциал снижения затрат — 15–20%) | Автоматизация
процесса учета командировочных
и представительских расходов.
Автоматизация процесса выпуска счетов, их оплаты при авторизации и отслеживания сроков дебиторской задолженности |
Мероприятия в
данном направлении наиболее дорогостоящие
и требуют значительных усилий. В
то же время затраты на процесс, так
же как и количество ошибок персонала,
становятся минимальными.
Устранение Автоматическое отслеживание сроков дебиторской задолженности приводит к сокращению сроков ее сбора |
Изменение/ Оптимизация бизнес-процессов (потенциал снижения затрат — 25–30%) | Оценка и устранение узких мест при выполнении рабочих процессов | На первом этапе
работ в данном направлении выделяются
несколько ключевых процессов, важных
для банка, и проводится их анализ на оптимальность.
При оценке существующих процессов необходимо ответить на ключевой вопрос: как бы этот процесс выглядел, если бы его создавали сегодня с нуля? Оптимизация бизнес-процессов может привести к существенному сокращению численности персонала. В результате оптимизации процессов не должен быть превышен приемлемый уровень операционного риска |
Информация о работе Пути повышения рентабельности коммерческого банка