Пути сдерживания инфляции: мировой опыт и возможности его использования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 17:26, реферат

Описание

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. и гражданской войны 1861 - 1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны. Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие инфляции, её причины и формы 3
Глава 2. Теория и практика антиинфляционной политики 5
2. 1. Антиинфляционная политика 5
2. 2. Мировой опыт сдерживания инфляции 10
2. 3. Использование антиинфляционной политики в России 15
Заключение 21
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика 4 семестр реферат сделано.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

К началу 90 – х годов,  когда  большинство  восточноевропейских  стран притупило к осуществлению экономических реформ, Венгрия уже  значительно продвинулась в направлении рыночной экономики. Согласно  принятому  в  конце  1990  г.  закону   о   ценах,   главная регулирующая роль в ценообразовании отводится  к  рынку  и  конкуренции. Цены на основную массу товаров определяются путем  договоренности  между производителями и торговыми организации  Правительство принимает  различные  меры,  направленные  на  обуздание роста цен. Большое значение придается конкуренции  в  условиях  развития частного предпринимательства, сняты ограничения с  импорта,  принимаются антимонопольные законы, стимулируется предложение на внутреннем рынке  и т. д.                                                                                                                                        Первый этап либерализации цен в  Румынии  начался  в  ноябре  1990  г.        Индекс потребительских цен в декабре по сравнению  с  октябрем  составил 137,7,  в   том   числе   для   продовольственных   товаров   –   126,5, непродовольственных – 159,9 и услуг – 128,3.  В  это  время  сохранились государственные    субсидии    на    производство    29     наименований продовольственных товаров, медикаментов, товаров для детей. С 1 апреля 1991 г. начался второй этап,  когда  подорожание  охватило, прежде   всего   продовольственные   товары,   хотя   на   субсидируемые государством бал установлен потолок цен.   Рост  цен   в  конце  1991  г.  связан  с  введением   единого   курса национальной валюты и внутренней конвертируемости леи.                                                                   Либерализация цен в Чехословакии началась в январе 1991  г.  Уже  в 1990  г.  были  приведены  частичные  ценовые  изменения,  подготовившие переход к  свободным  ценам.  Тогда  же  были  отменены  государственные дотации на покрытие  разницы  между  розничными  и  оптовыми  ценами  на продовольственные  и  некоторые  промышленные   товары.   В   результате повысились цены на продовольственные товары 30 наименований. В связи  с повышением цен, были введены компенсации  населения  в  виде  ежемесячной прибавки к заработной плате, пенсиям и другим  выплатам  в  размере  140 крон, она сохранилась и в 1991 г. В итоге, за этот  год  реальные  доходы населения сократились на  1%,  реальная  заработная  плата  –  на  3,1%, физический объем розничного оборота увеличился на 1,3%.                                                                                     Воздействие на инфляционные процессы  в  условиях  резкого  роста  цен требует  специальных мер. Так,  для  устранения  последствий  «нефтяного шока», ударившего по экономики США во второй половине 70 – х годов, были повышения учетных  ставок,  усиления  требования  к  размерам  резервных фондов,   предусмотрена   система   налогообложения.    Снизить    темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13  –  14%  в  1979  г.  Они снизились до 4% спустя примерно три года – в 1982 г. Опыт  США  позволяет  наглядно  показать  сведения  на  нет  политики  доходов.  Здесь  в  1971   –   1974   гг.   правительство   осуществляло непосредственный контроль уровня заработной платы  и  цен.  В  последние годы они ограничились лишь рекомендациями в этой области. А с приходом к власти республиканской   администрации  Р.  Рейгана  была  ликвидировано правительственное учреждение, ведавшее этими вопросами.   Осуществление мер по снижению уровня инфляции стало в 80 – 90 – е годы составной частью экономической политики развивающихся государств.            Анализ сдерживания  и  опыта  проведения  программ  в  жизни  помогает  извлечь конкретные и полезные для других стран  уроки.                                                            Так,  опыт  Индонезии  и Малайзии показал преимущество проведения  стабилизационных  программ  до наступления финансового кризиса, что облегчило этим странам  преодоление издержек стабилизации.                                                                             Показательно значение параллельного  рынка  для финансирования  оборотного  капитала  в  практике  Южной  Кореи.                                                                                                Государственное регулирование в Мексике за последние десять лет привело к   макроэкономической    стабилизации,    способствовало    структурной перестройке, осуществлению “ мягкой”  ревизии  общественных  и  правовых структур финансовой  сферы,  либерализации  торговли  и новому  притоку зарубежных капиталовложений. В течении пяти последних лет ВВП в  среднем возрастал на 3%, опережая темпы прироста населения.  Благодаря  активной антиинфляционной  политике,  в  частности  жесткой  денежной  и   финансовой дисциплине, удалось значительно снизить темпы инфляции с 160%  в  1988г. до 9,8% в 1993 г. Особенность мексиканской стабилизационной программы заключается в том, что ее выполнению  не  угрожают  социальные  риски.  Гарантией  является периодически возобновляемые соглашения с  профсоюзами,  подписываемые  в виде так называемых Пактов стабилизации, конкурентности и  занятости.  В результате использования этого механизма  минимальная  заработная  плата повышалась медленнее, чем происходит рост цен. Были так же урезаны  цены на промышленную энергию и транспортные расходы, что компенсировало  рост заработной платы. В конце 1993 г. было подписано  очередное  соглашение, стимулировавшее борьбы с  инфляцией  и  поиск  путей  новых  активизаций экономики – через сокращение налогов,  рост  реальной  заработной  платы путем  повышения  производительности,   увеличение   запрограммированных расходов на 5,75% и направления  до  17%  реальных  кредитов  в  частный сектор.   В осуществлении программ стабилизации активно  участвовали  не только структуры, что, в  частности,  способствовало  ускорению  реформирования финансовой  сферы   и   процесса   концентрации   капитала.   В   стране насчитывается всего лишь 18 коммерческих банков. В Мексике 23 финансовые группы контролируют 17 коммерческих банков, 18  из  26  биржевых  домов, причем  два  объединения  значительно  опережают  остальные:  Финансовая труппа « Банасси», которую возглавляет Р.Э.Рамирес, и группа «Банкомер». Таким  образом,  активное   вмешательство   государства    привело   к финансовой стабилизации,  либерализации  торговли  и  введения  льготных условий для иностранных инвесторов, что в результате вывело экономику из состояния «закрытости», сформировало условия для  успешного  подключения страны к мировым источникам прогресса,  о  чем  свидетельствует  участие Мексики в НАФТА.                                                                                               Латиноамериканский опыт  показал,  что  целью  программы  стабилизации прежде  всего  является  корректировка   одной   из   макроэкономических переменных – инфляции. Проблемы  второй  переменной  –  безработицы  при осуществлении мер по стабилизации только усугубляется. Успех  проведения программы зависит не только от содержащихся в ней инструментов, но и от сочетания ее самой с общим комплексов реформ. Таким  образом,  программа стабилизации должна соотносится  с  мерами,  направленными  на  создание условий роста, как это наблюдалось в Мексике.                                                             Несмотря на каждую простоту мер по поддержанию полной занятости,  опыт различных   стран   показывает,    что    очень    трудно    реализовать стабилизационную  программу,  которая  имела  бы  успех.   Теоретическая возможность доведения до  конца  без  затратной  программы  стабилизации существует, но отдельные примеры показывают, что  начало  ее  проведения должно опережать проявления макроэкономических дисбалансов.  Непременным фактором успешного проведения программы  является  наличие инструмента   социальной   стабилизации.   Яркими   примерами   является соглашение с профсоюзом в Мексике, система частных пенсионных  фондов  в Чили,   Фонд   социальной   поддержки   в   Бразилии. Создание   подобных инструментов не только развязывает руки правительству в его действиях по стабилизации, но и ослабляет давление реформ  на  наиболее  незащищенные слои населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Использование антиинфляционной политики в России

  Особенностью переживаемого сейчас Россией кризиса является то, что  он долгое   время   подавлялся   централизованной   системой   директивного управления за счет  экстенсивного  использования  природных  и  трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. В 1989-1991 г.г.  эти  источники  были  исчерпаны.       Попытки  решить  проблемы  путем  перестройки  командно-административной системы управления привели  к  распаду  хозяйственных  связей  и  замене государственного  монополизма   на   корпоративный   бюрократический   и криминальный монополизм.                                                                                                            Возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства; структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Следствием инфляции явилось расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; натурализация процессов обмена; реальные изменения в распределении валового национального продукта; усиление имущественного расслоения населения, и как следствие, возникновение социальной напряженности в стране; сокращение инвестиций; неравномерный рост цен на товары и услуги. В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 года Центральный банк взял курс на некоторое расширение денежной массы.                                                                                                                      Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы Российской Федерации. Регулирование цен и заработной платы – составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Для регулирования инфляционного процесса необходимо также нейтрализовать его внешние факторы. Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995 года ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Европейского Союза. Добиться ослабления инфляции можно, лишь задействовав весь арсенал средств борьбы с ней, накопленный в мировой теории и практике, а также постоянно адаптируя его к условиям России.                                                                                
  Управление инфляцией  в  условиях  реформирования централизованной экономики предлагает использование как  апробированных, так и нестандартных  мер,  учитывающих  природу  инфляции,  ее  причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь  об особой формы инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.   Следует отметить, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других  странах, вставших  на  путь  экономических  преобразований,  расчеты  на  быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности  у  производителей не оправдались. Запустить  новую  систему  хозяйственного  регулирования оказалось далеко не просто. Переход от  одной  системы  к  другой  –  от централизованного управления к основанной на  действии  рыночных  сил  – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в  целях.  Управлять  инфляционным  процессом  в  переходной экономике  оказалось  необычайно  трудно.  Возник  новый  тип  инфляции, который не отвечал привычным оценкам  и слабо реагирует на  традиционные методы воздействия. В  случае  затяжного  инфляционного  «заболевания» складывается ситуация, своего  рода  консервации  инфляционного  климата, негативного  или  непредвиденного  реагирования   на   попытки   вывести экономику  из состояния инфляционного шока.                                                                                                                       Применительно к России ( на начальном этапе экономической  реформы ) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.                                                                         1.   Наличие   общего   структурного   неравновесия   и   отсутствия конкурентной  среды.  Сжатие  спроса  на  многие  потребительские  товары, происшедшее в результате отпуска цен,  само  по  себе  не  ведет к конкуренции между производителями.                                                                                                                                                2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока ещё не  стали  ценами  равновесия  и  не работают на  улучшение  производственной  структуры.  В  наиболее сложном  положении  в  результате  непредвиденных   скачков  цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно  обеспечивать потребительский   рынок:   легкая   и   пищевая   промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями  в  структуре потребительского спроса.                                                                                      3. Сохраняются  давления  внешнего  долга,  резко  сужающего  маневр валютными ресурсами. Практически отсутствует  страховые  фонды  – материальные и финансовые.                                                                                                                                 Диагностирование  кризиса  позволяет  со  стопроцентной   вероятностью  прогнозировать сценарий  его  развития  и  выхода  из  него.  И  наш,  и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного  кризиса  нельзя выйти  без  радикального  сокращения  военных  расходов  и   решительной конверсии, без составления бездефицитного бюджета. В отношении  денежной реформы  и  либерализации  цен  были  альтернативы.  Германия  и  Россия проводили денежную реформу, а послевоенная Япония и Италия нет. Отказ от денежной  реформы  привел  эти  страны  к  гиперинфляции,   которая   на десятилетия   понизила   курс   национальных    валют.    Следовательно, альтернатива состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.                                                                                                 В нашей стране  либерализация  ценообразования  уже  осуществляется  в течение последних  25  лет.  Сначала  освобождались  цены  на  продукцию машиностроения,  затем  на  фрукты,  овощи,   картофель.   С   1991   г. либерализация цен приняла лавинообразный характер. Либерализация  цен  в  рыночной экономике не означает любую свободу  ценообразования,  а  лишь  свободу, обеспечивающую  конкуренцию  производителей,   оптового   и   розничного звеньев.                                                                                                                               Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований.  Во   всех   странах   с   рыночной   экономикой   существует антимонопольное или прямо антиспекулятивное  законодательство,  которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям  продукции путем монопольного взвинчивания цен.  Эти  законы  применяются  во  всех рыночных учреждениях.                                                                                                 Правительство каждой страны, находящейся в кризисе,  должно  проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.                                                                                                                                                           - Косвенные методы.                                                                                                                                             1. Регулирование общей массы денег через  управление  ими  центральным банком;                                                                                                                                                                                           2. Регулирование ссудного  и  учетного  процесса  коммерческих  банков  через управление ими центральным банком;                                                                                                                                                     3. Обязательные резервы  коммерческих  банков,  операции  центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.                                                                                                                - Прямые методы.                                                                                                                                                                                                                        Прямые  методы  регулирования   покупательной   способности   денежной единицы, то есть борьбы с  инфляцией,  включают  в  себя:                                                                                                              1.  Прямое  и непосредственное регулирование  государством  кредитов  и  тем  самым  - денежной массы;                                                                                                                                                    2. Государственное регулирование цен;                                                                                                                                                 3. Государственное (по  соглашению  с  профсоюзами)  регулирование  заработной  платы;                                                                                                                                               4.Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.                                                                                                                                                     Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу  между  денежной  и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те  методы,  которые ведут  экономику  к  равновесию.  К   первоочередным  мерам   относятся следующие:   1.  Обеспечение  страны  в  достатке  продовольствием.  Для налаживания  продовольственного дела  в  стране  следует  оказать  государственную   финансовую   помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов  собственности  и  провести мягкую реформу колхозов и  совхозов.                                                                                    2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских  счетах  предприятий  путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания  рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.                                                                         3.  Налаживание  снабженческо-сбытовых  связей  между   предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны  в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти  структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов,  в  общероссийском  и межгосударственном масштабе.                                                                                                                           4.  Взамен  налога  на   добавленную   стоимость,   стимулирующего   в современных условиях хозяйствования в  России  рост  инфляции  и  крайне трудно поддающегося контролю налоговых  инспекций,  определить  основным платежом в  бюджет  налог  на  прибыль,  дифференцировав  его  ставки  в зависимости от роста рентабельности и роста  объемов  производства,  что будет нацеливать  производителей  на  рост  массы,  а  не  только  нормы прибыли.                                                                                         5. На время  кризиса  необходимо  централизовать  банковскую  систему России,  имея   в   виду   обязательное   исполнение   коммерческими   и  инвестиционными банками директив Центрального банка по приоритетности  и льготности  кредитования  регионов,  отраслей,  предприятий,  соблюдения нормативных сроков документооборота.                                                                                                                          6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:                                                  а).  создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере  производства  и услуг.                                                                                                                            б).   создать   условия    для    повсеместного распространения   параллельно   с   существующей    системой    торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и  по  месту жительства для закупки и  реализации  продовольственных  и  промышленных товаров членам кооператива (по  наличному  и  безналичному  расчету)  по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации  цен  и вне кооперативного сектора.                                                      7. В течение кризисного периода следует также  проводить  рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка  и  строгого  контроля частной  экспортной  деятельности.                                                                                               Истоки  инфляционных  явлений  коренятся  в  сложившихся  и  постоянно воспроизводимых  макроэкономических   диспропорциях;   в   созданной   в административной экономике  форме  управления,  предопределяющей  модель ценообразования, способ принятия  инвестиционных  и  внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и  кредитно-денежной политики.  Разделение  глубинных   причин   инфляции   на   структурные, управленческие и монетарные  очень  условно,  поскольку  все  они  тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними  существуют  множественные прямые  и  обратные  связи.  Макроэкономическая   структура   определяет характер механизма управления и оказывает  существенное  воздействие  на финансовые пропорции и отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  В заключение необходимо отметить, что  методы  регулирования  инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно- системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и  только во-вторых, традиционными  монетарными  факторами,  рычаги  регулирования этого процесса должны базироваться  на  снятии  всех  барьеров  на  пути рыночных   механизмов,   обеспечении   условий    структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.                                                                                                       Первоочередная задача в борьбе с инфляцией — преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства. 
Специфика российской инфляции заключается в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают, усиливаясь, два крайне неблагоприятных фактора: технологическая отсталость и монополизм. 
Технологическую отсталость необходимо уравновесить так, чтобы основная масса предприятий (за исключением заведомо несостоятельных или ненужных) обладала приемлемой рентабельностью. Тогда стимулы к постоянному увеличению цен будут ослаблены или полностью исчезнут, инфляция пойдёт на убыль при одновременном росте производства. Это можно сделать с помощью изменения налоговой и дотационной политики. 
Необходима эффективная и регулируемая государством инвестиционная политика. Особое место в ней должно занимать привлечение иностранных инвестиций при условии защиты национального производства. 
Государству нужно соблюдать лимиты внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам и международным организациям. В условиях раскручивания инфляционной спирали заработной платы и цен важным направлением антиинфляционной политики должна стать политика доходов. Необходимо оздоровление бюджетов всех уровней, упрощение сбора налогов.  ЦБР должен обладать статусом относительной независимости, выполнять свою важнейшую задачу — стабилизировать рубль, ограничивать кредиты на покрытие дефицита госбюджета и расходы даже на валютную интервенцию, осуществлять эффективное регулирование деятельности коммерческих банков, кредитно-финансовых институтов, сдерживая их кредитную экспансию. Необходимо совершенствование порядка установления официального курса рубля Центральным банком.  
На антиинфляционную политику влияют и коммерческие банки. Необходимо ограничение кредитной экспансии, увеличение инвестиций в производство, работа с несостоятельными предприятиями, взвешенная политика перевода капитала за рубеж, создание электронной клиринговой системы. Также имеет значение информатизация и компьютеризация финансовых и банковских операций. 
Необходима разработка эффективного законодательства, регулирующего все сферы рыночной экономики России: о Центральном банке, акционерных обществах, фондовом рынке и т. п.                                                                                                     Любое антиинфляционное регулирование обречено на провал, если государство не в состоянии противостоять теневой экономике, которая контролирует около половины ВВП. Необходима борьба с теневой экономикой и коррупцией государственных чиновников, а также укрепление государственной и политической стабильности. 
Антиинфляционная политика эффективна, если не вызывает негативных последствий (таких, как экономический спад, безработица, снижение жизненного уровня населения). Она должна быть основана на системном подходе и ответственности за проведение её в жизнь. 
Инфляция – это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения (идеальный случай) требует больших сил и материальных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1) Геращенко В.С. О путях преодоления инфляции.

Мн. 2002 – 173 с.

2) Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике: мировой опыт и наши проблемы.

М. 1991 – 214 с.

3) Меньшиков С.М. Инфляция и кризис регулирования экономики.

М. 2001 – 203 с.

4) Самуэльсон П. Экономика. М. 2000 – 537 с.

5) Шашвили Д.Ф., Вихляев А.А. Инфляция: Понятие, причины, интенсивность, последствия. М. Общество и экономика. 2001  – 124с.

6) Лившиц А.Я., Никулина И.Н., Груздева О.А. Введение в рыночную экономику. М. Высшая школа. 1995 – 447с. 
7) Гаврилов В. Факторы инфляции в Российской Федерации.

Вопросы экономики. 2004 - с.4-12. 
8) Гнездовский Ю.Ю., Мороз Е.П. Инфляция в условиях реформирования

экономики Российской Федерации. Вопросы статистики. 2003  - с.22-27. 
9) Ковалев М. Как обуздать инфляцию. Банковский вестник. 2001  - с.8-15. 
10) Ореховский П.А. Общая экономическая теория Ч.2. Обнинск. 2000 -303с. 
11) Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции.

Общество и экономика. 2005 - с.95-105.

12) Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика: Учебник.

М. Высшее образование. 2005 - 654с. 
13) Под ред. А.С. Булатова. Экономика: Учебник. М. 1996 - 678с.

 


Информация о работе Пути сдерживания инфляции: мировой опыт и возможности его использования в России