Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно- хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
1. Теоретические аспекты содержания прибыли предприятий
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли предприятий
1.2 Направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятий
2. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий
2.1 Порядок формирования прибыли, ее значение для предприятий
2.2 Факторный анализ прибыли предприятия
2.3 Оценка экономической эффективности деятельности предприятия
3. Пути увеличения прибыли предприятия
Вывод и предложения
Список используемой литературы
Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.
2. ПРИБЫЛЬ КАК КОНЕЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Порядок формирования
прибыли, ее значение для
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: форма №1 "Бухгалтерский баланс" (Приложение 1); форма №2 "Отчет о прибылях и убытках" (Приложение 2).
1) Рассчитываем валовую
прибыль. От показателя
3603,10 - 2517,82 = 1085,28 т.р.
2) Рассчитываем прибыль
(убыток) от продаж. От показателя
валовой прибыли вычитаются
1085,28 - 301,28 - 391,34 = 392,66 т.р.
3) Рассчитываем прибыль
(убыток) до налогообложения. От
показателя прибыли (убытка) от
продаж операционные расходы
(проценты к уплате и прочие
операционные расходы) и
392,66 - 15,12 = 407,78 т.р.
4) Высчитываем сумму налога на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи. Ставка налога на прибыль составляет 20%, общая ставка иных аналогичных платежей составляет 8%.
(407,78 • 0,20) + (407,78 • 0,08) = 81,56 + 32,62 = 114,18 т.р.
5) Высчитываем показатель прибыли (убытка) от обычной деятельности. От показателя прибыли (убытка) до налогообложения вычитается сумма налога на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
407,78 - 114,18 = 293,6 т.р.
6) Рассчитываем чистую
прибыль. От показателя
Наибольшую долю в структуре балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции - 96,29%. Удельный вес внереализационных результатов составил лишь 3,71% балансовой прибыли. Это является отражением того, что предприятие занимается только основным видом деятельности - производством и реализацией продукции деревообработки и не занимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участия в других предприятиях, не имеет ценных бумаг, не является арендодателем и т.п.
С переходом экономики
государства на основы рыночного
хозяйства усиливается
Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Поэтому при новых условиях хозяйствования, перехода предприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателей оценки эффективности их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности хозяйствования. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Прибыль представляет собой
конечный финансовый результат, характеризующий
производственно-хозяйственную
Рост прибыли создает
финансовую основу для самофинансирования
деятельности предприятия, осуществляя
расширенное воспроизводство. За счет
нее выполняется часть
Получение прибыли является
обязательным условием функционирования
предприятия. Прибылью (рентабельностью)
оценивается эффективность
Прибыль - объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль - реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
2.2 Факторный анализ прибыли предприятия
Результаты финансово-
Информация содержащаяся в отчетной форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» позволяет определить состав финансовых результатов, установить структуру прибыли и динамику показателей (табл. 1).
Данные табл. 1 показывают, что за анализируемый период сумма прибыли до налогообложения увеличилась на 1315 тыс. руб., или 52%,
Таблица № 8. Показатели характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия.
Показатель |
На начало периода тыс. Руб. |
На конец периода, тыс. руб. |
Отклонение , тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Отклонение, % |
||
на начало периода |
на конец периода |
||||||
Прибыль (убыток) от продажи продукции |
3604 |
4751 |
1147 |
142 |
1223 |
-19 |
|
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Проценты к уплате |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие операционные доходы |
1216 |
1192 |
-24 |
48 |
31 |
-17 |
|
Прочие операционные расходы |
1642 |
1576 |
-66 |
65 |
41 |
-24 |
|
Внереализационные доходы |
2548 |
2236 |
-312 |
100 |
58 |
-42 |
|
Внереализационные расходы |
3186 |
2748 |
-438 |
125 |
71 |
-54 |
|
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2540 |
3855 |
1315 |
100 |
100 |
0 |
|
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
846 |
1196 |
350 |
х |
х |
х |
|
Прибыль (убыток) от обычной деятельности |
1694 |
2659 |
965 |
х |
х |
х |
|
Чрезвычайные доходы |
- |
- |
- |
х |
х |
х |
|
Чрезвычайные расходы |
- |
- |
- |
х |
х |
х |
|
Чистая (нераспределенная) прибыль (непокрытый убыток) |
1694 |
2659 |
965 |
67 |
69 |
2 |
|
Сумма прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, увеличилась на 965 тыс. руб., или 57%.
Влияние факторов на относительное изменение налогооблагаемой прибыли:
увеличение прибыли от продаж: 45%,
уменьшение операционных доходов: -1%,
уменьшение операционных расходов: 3%,
уменьшение внереализационных доходов:-12%,
уменьшение внереализационных расходов: 17%,
сводка факторов: 52%;
таким образом, наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (45%), увеличению прибыли способствовали уменьшение операционных расходов, отрицательное изменение величины прибыли вызвали уменьшение операционных доходов и уменьшение внереализационных доходов.
На конец анализируемого
периода сумма налогооблагаемой
прибыли предприятия
Основную часть прибыли предприятие получает от продажи продукции, ее формализованный расчет можно представить в следующем виде:
П = В - С - КР - УР (табл. 2).
Таблица № 2. Показатели для факторного анализа прибыли от продажи продукции предприятия.
Показатель |
На начало периода, тыс. руб. |
На конец периода, тыс. руб. |
Отклонение |
||
тыс. руб. |
% |
||||
Выручка (нетто) от продажи продукции - В |
25852 |
34374 |
8522 |
33 |
|
Себестоимость проданной продукции - С |
16518 |
21142 |
4624 |
28 |
|
Коммерческие расходы - КР |
926 |
1433 |
507 |
55 |
|
Управленческие расходы - УР |
4804 |
7048 |
2244 |
47 |
|
Прибыль (убыток) от продажи продукции - П |
3604 |
4751 |
1147 |
32 |
|
Как видно из данных табл.
№2, на конец анализируемого периода
прибыль от продажи продукции
увеличилась на 1147 тыс. руб., или 32% эти
изменения произошли в
Влияние отдельных факторов на изменение прибыли от продаж:
· изменение выручки от продажи продукции :
?П = ПН • J - ПН = 1188 тыс. руб.,
где ?П - прирост (снижение) прибыли, руб.;
ПН - прибыль от продажи продукции на начало периода, руб.;
J - индекс изменения объема
продажи, определяемый
· изменения уровня себестоимости проданной продукции:
?П = СН • J - СК = 821,
где СН и СК - себестоимость проданной продукции соответственно на начало и на конец периода,
· изменения уровня коммерческих расходов:
?П = КРН • J - КРК = - 202,
где КРН и КРК - коммерческие расходы соответственно на начало и конец периода,
· изменение уровня коммерческих расходов:
?П = УРН • J - УРК = - 660,
где УРН и УРК - управленческие расходы соответственно на начало и конец периода, сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период.
Результаты факторного анализа
показывают, что прибыль от продажи
продукции предприятия
2.3 Оценка экономической
эффективности деятельности
Относительную прибыль (доходность) разных направлений деятельности предприятия характеризуют показатели рентабельности. Они более полно чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности измеряют в относительных величинах (процентах, коэффициентах) и определяют:
· рентабельность затрат, или уровень рентабельности, - отношением прибыли от продажи (0502) к полной себестоимости проданной продукции (0202 + 0302 + 0402); показывает, сколько получено прибыли с рубля затраченных средств (или, скажем, при уровне рентабельности 30% на каждые 100 руб. затрат предприятие получает 30 руб. прибыли),
Начальное:
Конечное:
· рентабельность продаж - отношением прибыли (во-первых, прибыли от продаж (0502), во-вторых, налогооблагаемой прибыли (1402), в-третьих, чистой, или нераспределенной, прибыли (1902)) к объему продаж (0102); показывает сколько получено прибыли с рубля продаж, рентабельность капитала: