Пути увеличения прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно- хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Содержание

1. Теоретические аспекты содержания прибыли предприятий
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли предприятий
1.2 Направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятий
2. Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий
2.1 Порядок формирования прибыли, ее значение для предприятий
2.2 Факторный анализ прибыли предприятия
2.3 Оценка экономической эффективности деятельности предприятия
3. Пути увеличения прибыли предприятия
Вывод и предложения
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 43.04 Кб (Скачать документ)

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и  выплаты из фонда социального  развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов  вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального  развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное  погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым  семьям и другие цели, предусмотренные  мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

 

2. ПРИБЫЛЬ КАК  КОНЕЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Порядок формирования  прибыли, ее значение для предприятий

Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы  финансовой отчетности: форма №1 "Бухгалтерский  баланс" (Приложение 1); форма №2 "Отчет  о прибылях и убытках" (Приложение 2).

1) Рассчитываем валовую  прибыль. От показателя выручки  от реализации товаров, продукции,  работ и услуг (за минусом  НДС, акциза и аналогичных платежей) вычитается полная себестоимость  реализованной продукции.

3603,10 - 2517,82 = 1085,28 т.р.

2) Рассчитываем прибыль  (убыток) от продаж. От показателя  валовой прибыли вычитаются коммерческие  и управленческие расходы.

1085,28 - 301,28 - 391,34 = 392,66 т.р.

3) Рассчитываем прибыль  (убыток) до налогообложения. От  показателя прибыли (убытка) от  продаж операционные расходы  (проценты к уплате и прочие  операционные расходы) и внереализационные расходы и прибавляются операционные доходы (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы) и внереализационные доходы.

392,66 - 15,12 = 407,78 т.р. 

4) Высчитываем сумму налога  на прибыль и иные аналогичные  обязательные платежи. Ставка  налога на прибыль составляет 20%, общая ставка иных аналогичных  платежей составляет 8%.

(407,78 • 0,20) + (407,78 • 0,08) = 81,56 + 32,62 = 114,18 т.р.

5) Высчитываем показатель  прибыли (убытка) от обычной деятельности. От показателя прибыли (убытка) до налогообложения вычитается  сумма налога на прибыль и  иные аналогичные обязательные  платежи.

407,78 - 114,18 = 293,6 т.р.

6) Рассчитываем чистую  прибыль. От показателя прибыли  (убытка) от обычной деятельности  вычитываются чрезвычайные расходы  и прибавляются чрезвычайные  доходы. Чистая прибыль равна  293,6 т.р.

Наибольшую долю в структуре  балансовой прибыли занимает прибыль  от реализации товарной продукции - 96,29%. Удельный вес внереализационных результатов составил лишь 3,71% балансовой прибыли. Это является отражением того, что предприятие занимается только основным видом деятельности - производством и реализацией продукции деревообработки и не занимается внереализационной деятельностью, а именно, не имеет долевого участия в других предприятиях, не имеет ценных бумаг, не является арендодателем и т.п.

С переходом экономики  государства на основы рыночного  хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Прибыль в условиях рынка используется не на потребление, а на инвестиции и инновации, которые обеспечивают экономический рост предприятия и его конкурентоспособность.

Величина прибыли зависит  от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовой деятельности предприятия. Поэтому при новых условиях хозяйствования, перехода предприятий промышленности к рыночной экономике одним из важнейших показателей оценки эффективности  их деятельности является прибыль - обобщающий качественный показатель эффективности  хозяйствования. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность  производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат, характеризующий  производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

Рост прибыли создает  финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя  расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими  предприятиями. Таким образом, прибыль  становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия.

Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль -- главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений. Прибыль рассматривается как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы -- объем производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость -- обладает одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объема производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно -- начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы.

Прибыль - объективная экономическая  категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка  товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей  экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль - реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.

Прибыль занимает одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость  и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.

2.2 Факторный анализ  прибыли предприятия

Результаты финансово-хозяйственной  деятельности предприятия характеризуется  суммой прибыли или убытка. Прибыль - стандарт успешной работы предприятия. Величина прибыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли  создает финансовую базу для экономического развития предприятия. За счет прибыли  погашаются долговые обязательства  предприятия перед кредиторами и инвесторами. Прибыль является основным источником формирования доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Информация содержащаяся в отчетной форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» позволяет определить состав финансовых результатов, установить структуру прибыли и динамику показателей (табл. 1).

Данные табл. 1 показывают, что за анализируемый период сумма  прибыли до налогообложения увеличилась  на 1315 тыс. руб., или 52%,

Таблица № 8. Показатели характеризующие финансовые результаты деятельности предприятия.

 

Показатель

На начало периода тыс. Руб.

На конец периода, тыс. руб.

Отклонение , тыс. руб.

Удельный вес, %

Отклонение, %

 
       

на начало периода

на конец периода

   

Прибыль (убыток) от продажи  продукции 

3604

4751

1147

142

1223

-19

 

Проценты к получению

-

-

-

-

-

-

 

Проценты к уплате

-

-

-

-

-

-

 

Доходы от участия в  других организациях

-

-

-

-

-

-

 

Прочие операционные доходы

1216

1192

-24

48

31

-17

 

Прочие операционные расходы

1642

1576

-66

65

41

-24

 

Внереализационные доходы

2548

2236

-312

100

58

-42

 

Внереализационные расходы

3186

2748

-438

125

71

-54

 

Прибыль (убыток) до налогообложения

2540

3855

1315

100

100

0

 

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

846

1196

350

х

х

х

 

Прибыль (убыток) от обычной  деятельности

1694

2659

965

х

х

х

 

Чрезвычайные доходы

-

-

-

х

х

х

 

Чрезвычайные расходы

-

-

-

х

х

х

 

Чистая (нераспределенная) прибыль (непокрытый убыток)

1694

2659

965

67

69

2

 
               

Сумма прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, увеличилась  на 965 тыс. руб., или 57%.

Влияние факторов на относительное  изменение налогооблагаемой прибыли:

увеличение прибыли от продаж: 45%,

уменьшение операционных доходов: -1%,

уменьшение операционных расходов: 3%,

уменьшение внереализационных доходов:-12%,

уменьшение внереализационных расходов: 17%,

сводка факторов: 52%;

таким образом, наибольшее влияние  на прирост прибыли до налогообложения  оказало увеличение прибыли от продаж (45%), увеличению прибыли способствовали уменьшение операционных расходов, отрицательное  изменение величины прибыли вызвали  уменьшение операционных доходов и  уменьшение внереализационных доходов.

На конец анализируемого периода сумма налогооблагаемой прибыли предприятия сформирована за счет увеличения прибыли от продаж (123%), уменьшения операционных доходов (31%) и уменьшение внереализационных доходов (58%), суммарное влияние этих факторов 212%; отрицательно сказались на размере налогооблагаемой прибыли предприятия уменьшение операционных доходов (41%), уменьшение внереализационных расходов (71%), сумарное влияние этих факторов 112%; таким образом, сумма положительных факторов превысила сумму отрицательных факторов, что в конечном итоге привело к росту налогооблагаемой прибыли.

Основную часть прибыли  предприятие получает от продажи  продукции, ее формализованный расчет можно представить в следующем  виде:

П = В - С - КР - УР (табл. 2).

Таблица № 2. Показатели для  факторного анализа прибыли от продажи  продукции предприятия.

 

Показатель

На начало периода, тыс. руб.

На конец периода, тыс. руб.

Отклонение

 
     

тыс. руб.

%

 

Выручка (нетто) от продажи  продукции - В

25852

34374

8522

33

 

Себестоимость проданной  продукции - С

16518

21142

4624

28

 

Коммерческие расходы - КР

926

1433

507

55

 

Управленческие расходы - УР

4804

7048

2244

47

 

Прибыль (убыток) от продажи  продукции - П

3604

4751

1147

32

 
           

Как видно из данных табл. №2, на конец анализируемого периода  прибыль от продажи продукции  увеличилась на 1147 тыс. руб., или 32% эти  изменения произошли в результате выручка от продажи продукции  и долгосрочных затрат.

Влияние отдельных факторов на изменение прибыли от продаж:

· изменение выручки от продажи продукции :

?П = ПН • J - ПН = 1188 тыс. руб.,

где ?П - прирост (снижение) прибыли, руб.;

ПН - прибыль от продажи продукции на начало периода, руб.;

J - индекс изменения объема  продажи, определяемый отношением  выручки от продажи на конец  периода к выручке от продажи  на начало периода:

· изменения уровня себестоимости  проданной продукции:

?П = СН • J - СК = 821,

где СН и СК - себестоимость проданной продукции соответственно на начало и на конец периода,

· изменения уровня коммерческих расходов:

 

?П = КРН • J - КРК = - 202,

где КРН и КРК - коммерческие расходы соответственно на начало и конец периода,

· изменение уровня коммерческих расходов:

?П = УРН • J - УРК = - 660,

где УРН и УРК - управленческие расходы соответственно на начало и конец периода, сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период.

Результаты факторного анализа  показывают, что прибыль от продажи  продукции предприятия увеличилась  в связи с ростом выручки от продаж на 1188 тыс. руб., с повышенной себестоимостью на 821 тыс. руб., темп прироста выручки продукции (33%) опережает  темп прироста себестоимости продукции (28%), что привело к уменьшению удельных затрат; к негативным факторам следует отнести опережающие  темпы прироста коммерческих расходов (55%), управленческих расходов (47%) по сравнению  с темпом прироста выручки от продаж, и приведшие к снижению суммы  прибыли в анализируемом периоде  соответственно на 202 и 660 тыс. руб.

2.3 Оценка экономической  эффективности деятельности предприятия

Относительную прибыль (доходность) разных направлений деятельности предприятия  характеризуют показатели рентабельности. Они более полно чем прибыль, отражают конечные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности измеряют в относительных величинах (процентах, коэффициентах) и определяют:

· рентабельность затрат, или  уровень рентабельности, - отношением прибыли от продажи (0502) к полной себестоимости проданной продукции (0202 + 0302 + 0402); показывает, сколько получено прибыли с рубля затраченных средств (или, скажем, при уровне рентабельности 30% на каждые 100 руб. затрат предприятие получает 30 руб. прибыли),

Начальное:

Конечное:

· рентабельность продаж - отношением прибыли (во-первых, прибыли от продаж (0502), во-вторых, налогооблагаемой прибыли (1402), в-третьих, чистой, или нераспределенной, прибыли (1902)) к объему продаж (0102); показывает сколько получено прибыли с рубля продаж, рентабельность капитала:

Информация о работе Пути увеличения прибыли предприятия