Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение совершенной конкуренции и ее характерных черт.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и функции конкуренции;
2. Выявить характерные черты совершенной конкуренции;
3. Изучить поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде;
4. Выявить условия возникновения совершенной конкуренции;
5. Изучить спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции;

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность совершенной конкуренции
1.1 Сущность и функции конкуренции
1.2 Характерные черты совершенной конкуренции
1.3 Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Глава 2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции
2.1. Условия возникновения совершенной конкуренции
2.2 Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции
2.3 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Глава3. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий……………………………………………………………………..30

3.1 Анализ структуры себестоимости………………………………………..30

3.2 Определение капитальных вложений, необходимых для внедрения мероприятия при совершенной конкуренции…………………………..……..32

3.3 Расчет себестоимости продукции после внедрения мероприятий в условиях совершенной конкуренции………………………………………….34

Заключение 40
Список источников и литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Конкуренция-соверш.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение             

Глава 1. Сущность совершенной конкуренции

1.1 Сущность и функции конкуренции             

1.2 Характерные черты совершенной конкуренции

1.3 Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Глава 2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции

2.1. Условия возникновения совершенной конкуренции

2.2 Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции

2.3 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

Глава3. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий……………………………………………………………………..30

 

   3.1 Анализ структуры себестоимости………………………………………..30

 

   3.2 Определение капитальных вложений, необходимых для внедрения мероприятия при совершенной конкуренции…………………………..……..32

 

    3.3 Расчет себестоимости продукции после внедрения мероприятий в условиях совершенной конкуренции………………………………………….34

 

Заключение              40

Список источников и литературы              43


Введение

 

Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации.

Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям  совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

Рассмотрение поведения предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции и типовых методов конкурентной борьбы представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение.

Совершенная конкуренция — это теоретическая рыночная структура. Она используется экономистами как эталон, с которым сравниваются другие структуры. Эта модель едва ли может существовать на практике в ее идеальном представлении. Тем не менее некоторые реальные рынки содержат отдельные черты совершенно конкурентной модели. К ним относятся, например, зерновые сельскохозяйственные рынки.

Модель основана на следующих предположениях:

- на рынке взаимодействует много покупателей и много продавцов;

- существует свобода входа на рынок и выхода из него;

- имеет место совершенная подвижность факторов производства;

- у всех имеются полные знания о рынке;

- в продажу предлагается однородный товар.

В данном случае понятие "много продавцов" означает, что никакая одна фирма не способна существенно воздействовать на рынок. Каждая фирма очень мала по сравнению с размерами всего рынка, и можно считать, что она имеет дело с совершенно эластичной линией спроса, т.е. может продавать по установленной рынком цене все, что производит. На Западе фирмы, которые не оказывают влияния на рыночные цены, называют "price taker" (можно перевести как "соглашатель с ценой").

Целью работы является изучение совершенной конкуренции и ее характерных черт.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и функции конкуренции;

2. Выявить характерные черты совершенной конкуренции;

3. Изучить поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде;

4. Выявить условия возникновения совершенной конкуренции;

5. Изучить спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции;

6. Выявить равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде;

7.  Изучить предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде;

8. Выявить предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

Объект исследования – сложной экономической категории– совершенной конкуренции – в самых общих чертах.

Предмет исследования –теоретические разработки, посвященные совершенной конкуренции.

 

 


Глава 1. Сущность совершенной конкуренции

1.1. Сущность и функции конкуренции

 

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

Конкуренция (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.

В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И. Шумпетер считал, что конкуренция – это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о её исключительно разрушительном характере. [1]

Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции:

1) регулирующая;

2) аллокационная;

3) инновационная;

4) адаптационная;

5) распределительная;

6) контролирующая.

Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называется «рынок свободной конкуренции».

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода рыночного перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

большое количество мелких продавцов и покупателей;

продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки;

невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;

полная свобода входа на рынок и  ухода с него: это означает, что любая фирма, если пожелает, может начать производство данного товара и войти в отрасль, либо прекратить выпуск этого товара и выйти из отрасли. Фирмы, объединенные в отрасль, не оказывают никакого воздействия на эти решения.

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции практически не встречается. Он представляет собой идеальную структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но есть рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). [2]

 

1.2. Характерные черты совершенной конкуренции

 

Все виды и формы конкуренции экономическая теория сводит к двум кардинальным направлениям: к совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция – это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

  огромное множество продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта;

  абсолютная прозрачность рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

  невозможность любого отдельно взятого субъекта оказывать влияние на решения других;

  полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства, т.е. свобода вхождения в отрасль новых фирм и выхода из нее;

  абсолютная однородность реализуемых товаров и услуг;

  отсутствие субъективного контроля над ценами со стороны производителя.

Следует иметь в виду, что совершенная конкуренция представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования её не существовало и не существует. (С известной долей допущения к такой модели можно отнести лишь рынки ценных бумаг и сельхозпродукции.)

Однако эта научная абстракция важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции, о чём пойдет речь в следующей теме.

Из характеристики совершенной конкуренции вытекают некоторые необходимые для дальнейшего анализа предположения:

                  так как цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, лишь изменяя объём продаж;

                  линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную эластичность спроса.

Черты совершенной конкуренции:

1. Наличие на рынке значительного количества продавцов и покупателей данного блага. Это означает, что ни один продавец, ни один покупатель на таком рынке не способен оказать воздей­ствие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутст­вии у кого-либо из них рыночной власти. Субъекты рынка здесь полностью подчинены рыночной стихии.

2. Торговля осуществляется стандартизированным продуктом (например, пшеницей, кукурузой). Это означает, что реализуе­мый в отрасли разными фирмами продукт настолько однороден, что у потребителей нет основания предпочитать продукцию од­ной фирмы продукции другого производителя.

3. Отсутствие возможности для одной фирмы влиять на ры­ночную цену, так как в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкурен­ции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с це­ной, диктуемой рынком.

4. Отсутствие неценовой конкуренции, что связано с одно­родным характером реализуемой продукции.

5. Покупатели хорошо информированы о ценах; если кто-то из производителей повысит цену на свою продукцию, то потеря­ет покупателей.

6. Продавцы не в состоянии вступить в сговор по поводу цен, что обусловлено большим количеством фирм на данном рынке.

7. Свободный вход и выход из отрасли, т. е. входные барье­ры, блокирующие вход на данный рынок, отсутствую. На рын­ке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдель­ная фирма примет решение покинуть отрасль (поскольку фирмы невелики по размерам, всегда найдется возможность продать бизнес).

В качестве примера рынков совершенной конкуренции мо­гут быть названы рынки отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

На практике ни один из существующих рын­ков едва ли сможет соответствовать всем критериям совершен­ной конкуренции, здесь перечисленным. Даже очень похожие на Довершенную конкуренцию рынки лишь отчасти могут удовлетворить этим требованиям. Иными словами, совершен­ная конкуренция относится к идеальным рыночным структу­рам, крайне редко встречающимся в реальной действительно­сти. Тем не менее изучать теоретическую концепцию совер­шенной конкуренции имеет смысл по следующим причинам. Эта концепция позволяет судить о принципах функционирова­ния небольших фирм, существующих в условиях, приближен­ных к совершенной конкуренции. Эта концепция, на основе обобщений и упрощения анализа, позволяет понять логику по­ведения фирм.

Информация о работе Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий