Распределение научно-технического потенциала по группам стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:43, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы объясняется тем, что научно - технический прогресс, научно - технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. Решающее значение в условиях нового этапа НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно - технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

Работа состоит из  1 файл

30.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Кадры ученых и  квалифицированных специалистов становятся важнейшим источником экономического и технического прогресса, фактором производства.

В главных капиталистических  странах расходы на исследования стали соизмеримыми с расходами  на капиталовложения, а в ряде случаев  и превосходят их (например, в  авиакосмической промышленности США - в 6 раз). Это позволяет не только экономить на материальных затратах на производство продукции, но и использовать силы природы, т.е. ресурсы, ранее неизвестные человеку (новые виды энергии, сырья и оборудования).

Исторический  опыт свидетельствует, что ускорение  НТП было вызвано прежде всего ускорением темпов развития и накопления научных знаний. Известно, что сегодня половина всей имеющейся информации получена за последние 15 лет. Удвоение числа научно-образовательных публикаций происходит в среднем за каждые 13-15 лет. Многие западные экономисты выступают с тезисом о большей экономической эффективности расходов на образование по сравнению с капиталовложениями в производство. По мнению известного американского экономиста Э. Хансена, 100 долл., вложенные в развитие образования, обеспечивают более высокий рост производительности труда, чем 100 дол., вложенные в производственные здания, сооружения, машины и оборудование. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - С156

По масштабам  научно-исследовательских работ США намного опережают остальные капиталистические страны, и это является основной причиной «технологического разрыва» между Западной Европой и США, Японией и США. В 2003 г. США вложили в развитие науки 280 млрд долл., Япония - 130 млрд, страны ЕС - свыше 150 млрд долл. Практически на долю США приходится 47% всех затрат на НИОКР в рамках ОЭСР, куда входят только наиболее развитые индустриальные страны мира и на которую приходится 90% мировых затрат на НИОКР.

В США в расчете  на 10 тыс. населения приходится 38 исследователей и разработчиков, в Англии - 25, в ФРГ -29, в Японии - 56. Доля затрат на научные исследования в ВВП США составляет 2,7%, Англии - 2,3, Франции - 2,2, Японии - 3,2, Германии - 2,4, Италии - 1,4%. Как правило, затраты на НИОКР в главных капиталистических странах растут быстрее, чем ВВП. В США и Японии наивысшие темпы роста затрат на НИОКР имели место в 1981-1985 гг.

В последние  десятилетия японские предприниматели  наращивали затраты на НИОКР в  среднем на 10% в год, несмотря на снижение темпов роста ВВП страны. Это было вдвое больше, чем в ЕС.

Что же касается США, то с окончанием «холодной войны» и свертыванием государственных  программ военно-прикладного характера  темпы роста затрат на НИОКР замедлились.

Ситуация изменилась после 11 сентября 2001 г. И тем не менее возникает вопрос: если главные капиталистические страны тратят столь внушительные средства на НИОКР, то как, по каким каналам эти затраты себя окупают?

Во-первых, интенсивные  и хорошо организованные НИОКР позволяют  быстро обновлять номенклатуру производимой продукции. На внутренний рынок США ежегодно поступают миллионы принципиально новых, а также уже известных, но значительно улучшенного качества продуктов. Не все они получают право на существование на рынке, не все выдерживают конкуренцию. Но в результате этого товарная масса постоянно обновляется, промышленность все время меняет профиль и технологию производства, а поток новинок расширяется.

Во-вторых, массированные  расходы на исследования существенно  экономят общественные издержки за счет резкого сокращения срока массового освоения изобретений. По данным американского экономиста и историка техники Ф. Линна, время между датой открытия и датой его практического применения сократилось с 30 лет в начале XX в. до 16 лет в годы между Первой и Второй мировыми войнами и до 9 лет после Второй мировой войны.

Так, между открытием  принципа фотографирования и началом  его практического использования  прошло 102 года (1727-1829 гг.). Аналогичный период для радио составил 35 лет (1867-1902 гг.), телевидения - 14 (1922-1936 гг.), радара - 14 (1926-1940 гг.), атомной бомбы - 6 (1939-1945 гг.), транзистора - 5 (1948-1953 гг.), лазера - 5 (1956-1961 гг.), интегральных схем - 3 (1958-1961 гг.). Сегодня этот период обычно занимает всего 2-3 года. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - С157

США и Япония, два лидера по результатам НИОКР, как правило, быстрее других стран  реализуют изобретения, пускают  нововведения в массовое промышленное освоение, что обусловлено огромными затратами на НИОКР, наличием большого числа научных лабораторий в промышленности и крупной экспериментальной базы. Темпы распространения изобретений в производстве после Второй мировой войны среднем вдвое выше, чем в 20-30-х годах, и в 4 раза выше, чем в начале XX в.

В-третьих, расходы  на НИОКР призваны поднять технический  и организационный уровень производства, определяющий конкурентные позиции  отдельных фирм на внутреннем рынке  и целых стран на мировом рынке. Поэтому в настоящее время  борьба между фирмами и даже странами идет за научно-технический прогресс. Это новая область конкуренции, значение которой будет возрастать. Не случайно американские фирмы за границей, в частности в Западной Европе, как правило, оказываются более конкурентоспособными, чем местные, что объясняется прежде всего более высоким техническим и организационным уровнем их производства. Причем на первом месте часто стоит организационный фактор, ибо впереди оказывается тот, кто быстрее и лучше внедряет нововведения в практику.

Американские  ТНК наращивают НИОКР в своих  заграничных филиалах быстрее, чем  у себя на родине. В последнее  время сюда направляются ассигнования, которые превышают 15 млрд долл. в  год. В современной капиталистической  экономике ведущую роль неизбежно  играет тот, кто создает новый продукт, новую технологию и быстро осваивает их в массовом производстве. Сегодня создание и быстрое освоение технических новшеств стали решающими факторами в конкурентной борьбе, экономической политике частных фирм и государств. Постоянный и массовый процесс нововведений - главный результат НТП и НТР.

Критериями оценки того или иного производителя  все больше выступают соответствие производимой продукции постоянно  меняющемуся спросу, гибкость производства, доля новой продукции в общем выпуске, конкурентоспособность, технический и организационный уровень производства. Особенно ценится новаторство, появление принципиально новых продуктов и технологий, на базе которых создаются новые отрасли и подотрасли в системе общественного производства.

Новая экономическая  роль науки в современном мире обусловлена новой экономической  ролью образования - как профессионального, так и общего. Существенное повышение  научно-технического уровня производства, происшедшее за последние годы, обострение конкурентной борьбы привели к значительному повышению требований к качеству и уровню квалификации рабочей силы. Удовлетворяет эти потребности современного производства система образования, расходы на которую за последние годы заметно возросли.

В настоящее  время общая сумма расходов на образование в США превышает 800 млрд долл. в год, тогда как в 1950 г. она была равна 8,8 млрд, а в 1940 г. - 3,2 млрд. В 1900 г. в вузах США учились лишь 4% людей студенческого возраста, в 1940 г. - 9, в 1950 г. - 14, в 1960 г. - 22, а в начале XXI в. - уже свыше 50%. За это время средняя продолжительность обучения увеличилась с 8 до 14 лет. Среднее число дней посещения учеником средней школы за 1900-1995 гг. возросло с 99 до 180, средняя продолжительность учебного года - со 144 до 195 дней. Доля лиц с высшим образованием среди взрослого населения увеличилась с 2 до 25%.

С развитием  образования растет и качественный уровень рабочей силы, функционирование которой воплощается в продукте более высокого качества, в более  сложном труде, создающем в единицу времени большую стоимость.

В этих условиях быстро растут цена и стоимость рабочей  силы. Факты показывают, что рост цены единицы труда (одного часа), как  правило, обгоняет рост цены единицы  оборудования. В результате воспроизводство  рабочей силы начинает играть все более важную роль в экономике. Поэтому потребительский спрос является главным фактором в развитии современной зрелой рыночной экономики, ведущим за собой все общественное производство.

2. Научно-технический  потенциал стран

2.1 Сущность научно-технического потенциала

Оценка  роли и места науки  как комплекса  достижений человеческого  разума, накапливаемых  и воплощаемых  в общественном производстве страны, может быть дана путем анализа  научно-технического потенциала, который  располагает национальная экономика.

Основой научно-технического развития любой страны, базой научно-технического прогресса является научно-технический  потенциал. В отличие  от уже достигнутой  материально-технической  базы и уже созданного экономического потенциала научно-технический потенциал определяет возможность развития науки и техники и экономического применения их результатов. Это та часть производительных сил общества, которая целенаправленно используется или может быть использована для ускорения научно-технического прогресса, для развития научно-технической революции. Это способность хозяйства постоянно создавать и внедрять в жизнь технические новшества.

Научно-технический  потенциал (НТПт) страны создается усилиями как национально-технических  организаций, так  и мировых достижений науки и техники. От НТПт страны во многом зависят уровень и темпы научно-технического прогресса. Анализ и оценка НТПт позволяют сделать выводы об уровне экономического развития страны и её отраслей, степени её научно-технической самостоятельности, возможностях экономического и научно-технического сотрудничества.

Следует отметить, что существуют различные определения  научно-технического потенциала, причем в некоторые из них включаются элементы управления и организации, которые относятся  к научно-технической политике.

Научно-технический  потенциал - это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем.

Научно-технический потенциал включает:

материально-техническую  базу;

научные кадры;

30

информационную  составляющую;

организационно-управленческую структуру.

30

Материально-техническая  база - это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель - быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Средства  труда в сфере научно-технического прогресса можно разделить на четыре группы.

Первая включает научные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, служащие для получения новой научной информации (специфические средства научного труда, которые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделирования объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономических расчетов, управление ходом научно-производственного цикла.

Третья  группа - опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогичного производственного оборудования оно отличается универсальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и т.д.

В четвертую группу входят средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и т.д.), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификации научно-производственного цикла. Кроме того, научно-технические организации располагают зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, транспортными средствами, инвентарем и т.д.

Вместе с тем  трудно выделить «чистую» техническую  базу, обслуживающую только научные, проектные и исследовательские центры, так как НИОКР ведутся в рамках многих предприятий, фирм, объединений и опираются на общую производственно-техническую базу отрасли или страны.

Предметы  труда в сфере научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребляемых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для них характерны особые требования к качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, небольшой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специального назначения, имеющих ограниченное применение.

Информационная  составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи и т.д.

Информация о работе Распределение научно-технического потенциала по группам стран