Разработка бюджетного регламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:36, реферат

Описание

Введение
Парадоксальный факт - весь мир планирует деятельность своего бизнеса, а мы сознательно отказались от этого незаменимого звена процесса управление экономикой. Итак, имеем очередной перекос в экономическом развитии. Поэтому крайне необходимо учитывать все составляющие современных экономических отношений, те факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений. Без составления плана и анализа его выполнение об

Работа состоит из  1 файл

финансовое планирование.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

                                  Введение

Парадоксальный  факт - весь мир планирует деятельность своего бизнеса, а мы сознательно  отказались от этого незаменимого звена  процесса управление экономикой. Итак, имеем очередной перекос в  экономическом развитии. Поэтому  крайне необходимо учитывать все  составляющие современных экономических  отношений, те факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений. Без составления плана  и анализа его выполнение об эффективном  руководстве не может идти и речи. Поэтому обратимся к понятию  бюджетирование, которое, с одной стороны, представляет собою процесс составления финансовых планов и смет, а с другой - управленческую технологию, предназначенную для изготовления и повышения финансовой обоснованности принятых управленческих решений.                              Вопросы, связанные с бюджетированием для многих из нас являются не совсем понятными, они интересуют научных деятелей, вызывают дискуссии в периодических изданиях, в Украине эти вопросы ещё не изучены на должном уровне, именно поэтому для написания курсовой работы мы выбрали эту тему.                                                                             Цель данной роботы: проанализировать разные мнения специалистов, которые касаются бюджетов и их значения в деятельности предприятия, сделать вывод, а также разработать некоторые бюджеты самостоятельно.При этом были поставлены и решены следующие задачи:          1.закрепить и систематизировать теоретические знания по этому вопросу;                                                   2.научится применять их на практике;                                       3.сформулировать возможные пути усовершенствования процесса бюджетирования.

Основные методы при составлении бюджета предприятия: монографический, планово-аналитический  и расчётно-аналитический, а также  др.Информационной базой послужили нормативно-законодательные акты, труды отечественных и зарубежных ученых, плановые и отчетные документы бюджетирования и другие.Объектом исследования послужило содержание и процедура составление сводного бюджета выпуска продукции "Альфа" и "Бета" промышленной компании.

1. Понятие бюджетирования: суть, цель, отличительные особенности

Проведение государством экономических реформ создает условия  для повышения деловой активности предприятия. Однако реальность, в которой  находятся субъекты хозяйствования, остаётся сложной. Предприятия, имея право  принятия всех управленческих решений, в том числе и финансовых, решают проблемы оценки своей деятельности с точки зрения адекватности существующих обстоятельств и экономической  эффективности. Разумеется, такая оценка является сложной задачей, поскольку  зависит от многих объективных факторов, а именно: недостатка ресурсов для  финансирования текущей и перспективной  деятельности, отсутствия действенных  методов формирования финансово-экономической  стратегии и в значительной мере от экономической системы предприятия, в границах которой осуществляются управленческие решения.В таких условиях на первый план выдвигаются проблемы разработки и внедрение других технологий управления, регулирования и планирования на уровне субъектов хозяйствования. Как убеждает мировой опыт, главным в деятельности предприятий при принятии решений является разработка текущей и перспективной финансово-экономической стратегии, действенным инструментом реализации которой может стать система бюджетирования предприятия - важный инструмент планирования. Она является одним из подходов усовершенствования финансового менеджмента, который помогает решить многие проблемы компаний, а именно их плохое финансовое состояние (в 1998 году больше половины промышленных предприятий Украины закончили год с убытками). Поэтому применение бюджетирования на отечественных предприятиях является крайне необходимым. [

Бюджетирование - это процесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы взаимосвязанных бюджетов, особенностью которых является их ориентация на потребности рынка, а также чёткое установление и постоянное сравнение всех видов финансовых затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов. Целью бюджетирования являются:

осуществление периодического планирования;

обеспечение координации, кооперации и коммуникации;

заставить менеджеров количественно обосновывать их планы;

обеспечение осмысления затрат, связанных с деятельностью  предприятия;

создание основы для оценки и контроля выполнения;

мотивация работников с помощью ориентации на достижение цели организации;

обеспечение выполнения требований законов и контрактов.

В основе данной системы  лежит разработка и исполнение бюджетов разных уровней.Следует заметить, что понятие "бюджет" у наших экономистов ассоциируется с управлением финансами, в первую очередь на макроуровне.Традиционно одно из известных значений понятия "бюджет" связывается с росписью государственных доходов и затрат на определенный срок. Однако второе определение понятия - предвиденное исчисление ожидаемых доходов и затрат государства, учреждения, предприятия или отдельного лица на определенный срок, которое ассоциируется с известной для нас сметой, практического содержания не приобрело. А впрочем, в энциклопедических изданиях относительно второго значения понятия "бюджет" указывается на то, что правомерно вести речь и о бюджете предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов.

В странах с рыночной экономикой бюджет связывают с управлением  фирмой и определяют его как количественный план, который является набором финансовых, экономических и натуральных  показателей, которые отображают деятельность фирмы. При этом они подчеркивают, что бюджеты могут создавать  отдельные целостные саморегулирующие системы, любая из которых отвечает за определенное направление использования  ресурсов и получение прибыли. Другими  словами, бюджет является финансовым планом и экономическим регулятором  отношений между структурными подразделами фирмы, а также фирмой и внешней  средой.

Исследователи современных  технологий управления бизнесом акцентируют  внимание на том, что бюджет предприятия  является целостной научно обоснованной системой сбора, анализа и обработки  информации, полученной из внешней  и внутренней среды, выполнения расчётов основных и вспомогательных показателей  экономического состояния предприятия  и контроля за их исполнением на основе экономико-математических моделей  и технологий на всех этапах реализации бюджета. По их мнению, бюджет обеспечивает управление финансами предприятия, распределение ресурсов. Существует и другой взгляд на суть бюджета предприятия. Так, В. Пономарёв утверждает, что бюджет - это фактически модель внешних и внутренних взаимоотношений предприятия, план его деятельности, где показаны источники будущих поступлений, которые покрывают прошлые и будущие расходы. Такая трактовка сущности бюджета ориентирована на финансовую сторону деятельности предприятия.Как видим, приведённые выше определения предусматривают распределение ресурсов, охарактеризованных в количественной форме. Все исследователи придерживаются мнения, что бюджет - это плановый документ, который отображает предстоящие хозяйственные операции предприятия и результаты, связанные с их выполнением, т.е. это основной финансовый план предприятия. Такое единство в понимании бюджета предприятия неслучайно, поскольку бюджетирование как метод распределения ресурсов предприятия заимствованно из стран с рыночной экономикой и находится на стадии адаптации к нашим экономическим условиям.

Отличительными особенностями  бюджета как инструмента планирования на уровне предприятия являются:"сквозной" характер. Сводный бюджет компании охватывает все сегменты бизнеса и включает в себя в качестве составных частей операционный план (показатели по текущим хозяйственным операциям), финансовый план (величину и структуру финансовых поступлений и расходов), инвестиционный план (капитальное строительство и закупка основных средств) Проект бюджета на текущий период утверждается приказом высшего руководства предприятия. Показатели утвержденного бюджета являются обязательными для исполнения

менеджерами и сотрудниками всех структурных подразделений  компании.

Бюджет предприятия  может и не включать в себя детальные  планы деятельности отдельных подразделений  и служб - способы достижения конечных результатов могут быть отданы "на откуп" руководителю данного подразделения. Однако бюджет в обязательном порядке  содержит количественно выраженный целевой (планируемый) результат деятельности подразделения. Формализация при составлении  бюджета необходима для действенного контроля за текущим исполнением  бюджета и оценки выполнения бюджета  по окончании бюджетного периода.Бюджет предприятия принимается на каждый период времени, который приказом высшего руководителя утвержден в качестве бюджетного периода. Регулярность является обязательным условием эффективности бюджетного планирования, так как обеспечивает непрерывность планового процесса на предприятии. Бюджет каждого последующего периода разрабатывается по итогам и на основе план-факт-анализа исполнения бюджета закончившегося периода.                 Важно также представлять себе сферы применения бюджетирования. Как процесс составления финансовых планов и смет, бюджетирование можно применить ко многим объектам: предприятия в целом, отдельного структурного подразделения (бюджет отдела, цеха, участка и т.п.), программы работ или функции управления (бюджет коммерческих затрат, бюджет продаж и т.п.), отдельного контракта или проекта, специально выделенных центров учета (центры прибыли, центры затрат и т.п.). Бюджетные системы распространены в крупных компаниях, однако и малые предприятия используют их. Малые компании больше подвержены риску, рисуя себе радужные перспективы, например, по внедрению в насыщенный рынок школьного оборудования. Поэтому им необходимо просчитывать сбытовой потенциал, контролировать издержки внутри года в соответствии с ожидаемыми доходами. Как сказал один комментатор: "Мало кто планирует потерпеть неудачу, но много тех, кто терпит неудачу без плана".

Для бюджетирования как управленческой технологии следует определить уровни составления и консолидации (составление сводных бюджетов) бюджетов, которые соответствуют уровням управленческой иерархии (бюджеты дочерних компаний, центров финансовой ответственности). При постановке бюджетирования важно также понимать, что универсальных правил, методов и процедур, четко описанных в экономической литературе или закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, здесь нет.

Таким образом, бюджетирование - это всегда пространство для творчества, поскольку каждое предприятие, любая большая и маленькая фирма - уникальны и неповторимы. Соответственно, и системы бюджетирования в них могут быть неповторимыми и уникальными.

1.2 Принципы и этапы  бюджетирования

С помощью бюджетирования решаются вопрос планирования и принятие управленческих решений в компании; оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия; укрепление финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.Как показывает опыт ведущих американских компаний, в качестве базы для оценки фактических результатов лучше взять бюджетные, а не отчётные данные прошлых периодов. Например, тот факт, что объём продаж повысился по сравнению с прошлым годом или что снизились затраты на заработную плату, может быть поощрён, но он никак не является мерилом успеха. Например, известие, что компания реализовала в этом году 100000 единиц, а не 90000 как в прошлом году может и не обрадовать руководство, если объём реализации должен был составить 112000 единиц.Самая слабая сторона использования отчётных данных для оценки исполнителей заключается в том, что в результатах прошлого периода могут быть скрыты недостатки. Кроме того, польза от сравнений с прошлыми периодами может быть снижена из-за изменений в технологии, персонале, смене продукции и изменении общих экономических условий. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутреннего планирования должна строиться на основе бюджетирования, то есть все затраты и результаты должны иметь сугубо финансовое выражение. Однако, дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять где, когда и для кого предприятие будет производить и продавать продукцию, работы ли услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого необходимы, то бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планированных показателей и ресурсов в финансовых сроках.Важнейшей предпосылкой эффективности функционирование какого - либо экономического инструмента, в том числе и бюджетирования, есть разработка научно обоснованных принципов, их внедрение и использование в практической деятельности. Важнейшими среди таких принципов есть:

принцип полноты - состоит  в потому, что разработка бюджета  должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия. На предприятии могут разрабатываться  разные виды бюджетов. В зависимости  от объекта охвата это могут быть общий (сводный) бюджет предприятия  и функциональные бюджеты отдельных  его подразделений. Кроме того, в  зависимости от периода бюджетирования выделяют стратегические (несколько лет), тактические (квартал - год) и оперативные (до 1 месяца) бюджеты.

принцип реальности, который выходит из необходимости  приоритета реализации продукции над  ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;

принцип интегрированности, который предопределяется потребностями тесной взаимосвязи (как горизонтально, так и вертикально) между разными видами и уровнями бюджетов. Выполнение этого принципа означает: при разработке бюджетов низшего уровня (например, бюджеты отдельных подразделений предприятия) обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня (бюджет предприятия). Аналогично и во временном плане разработка краткосрочных (текущих) бюджетов осуществляется, базируясь на задачах, предусмотренных более долгосрочными (стратегическими) бюджетами;

принцип гибкости, который  допускает при разработке и выполнении бюджетов возможность их корректирования  при изменении внутренних или  внешних условий деятельности предприятия. Ведь не секрет, что сегодня в Украине частые изменения нормативно-правового поля, особенно в сфере налогового законодательства, заставляют предприятия иногда радикально менять правила игры, что, бесспорно, случит причиной изменений и в финансовом менеджменте;

важным для процесса бюджетирования есть принцип экономичности, поскольку между результатами самого бюджетирования и затратами денег и времени на его осуществление должно быть рациональное соотношение.

Процесс бюджетирования состоит из ряда логически взаимосвязанных этапов, соблюдение которых даст возможность компании достичь успеха при составлении бюджетов и обеспечит реализацию вышеперечисленных принципов.

Первый этап - рыночный анализ внешней среды и прогнозирование  возможных изменений в ней; реализация этого этапа направлена на обоснованность и реальность бюджетирования.

Второй этап - оценка возможностей предприятия, в том  числе производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансовых средств  и источников их получения.

Информация о работе Разработка бюджетного регламента