Разработка бюджетного регламента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:36, реферат

Описание

Введение
Парадоксальный факт - весь мир планирует деятельность своего бизнеса, а мы сознательно отказались от этого незаменимого звена процесса управление экономикой. Итак, имеем очередной перекос в экономическом развитии. Поэтому крайне необходимо учитывать все составляющие современных экономических отношений, те факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений. Без составления плана и анализа его выполнение об

Работа состоит из  1 файл

финансовое планирование.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

Сводный бюджет промышленной компании состоит из операционного  и финансового бюджетов (это бюджеты  первого уровня).

Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов (или подбюджетов) второго уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции (товарных остатков), бюджета накладных производственных расходов,

бюджета прямых расходов на материалы, на оплату труда, проекта  отчёта о прибылях и убытках.

В свою очередь, некоторые  бюджеты второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, бюджеты  третьего уровня могут распадаться  на бюджеты четвертого уровня и т.д., в зависимости от масштабов и  многообразия хозяйственных операций предприятия. Таким образом, для  сводного бюджета промышленного  предприятия характерна многоступенчатая иерархическая структура.

Составляющими финансового  бюджета являются: инвестиционный бюджет, бюджет денежного потока и проект баланса. Цель финансового бюджета - планирование баланса денежных поступлений  и расходов, а в более широком  смысле - баланса оборотных средств  и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

"Выходными"  результатами бюджетного процесса  являются плановые (бюджетные) формы  (отчеты):

отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) - "выходная" форма операционного бюджета;

отчет о движении денежных средств и отчет о  движении фондов - "выходные" формы  финансового бюджета;

баланс - интегральная "выходная" форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

Таким образом, мы видим, что для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание сводного бюджета, но и процедура  его составления. Поэтому, мы приводим краткое описание последовательности составления сводного бюджета промышленной компании и приводим перечень планово-аналитических инструментов, используемых для составления отдельных подбюджетов.

Составление сводного бюджета промышленного предприятия  начинается с прогнозирования (в  физическом и стоимостном выражении) объема продаж на текущий бюджетный  период. В зависимости от специфики  деятельности предприятия методы составления прогнозного бюджета продаж (программы сбыта) могут быть разными:

исходя из условий  заключенных и предполагаемых к  заключению договоров с заказчиками (для машиностроительных предприятий, работающих по индивидуальным заказам);

на основе серийной мощности (текущего объема выпуска) и  рыночной конъюнктуры цен на готовую  продукцию (для крупных предприятий  серийного и массового производства, например, в автомобилестроении);

путем проведения анализа "издержки-объем-прибыль" и установления планового уровня отпускных цен, который обеспечивает наибольшую величину чистого дохода от сбыта данного  вида продукции (для предприятий  с относительно небольшой номенклатурой  стандартных видов продукции  и возможностями оперативного изменения  объемов и ассортимента выпуска - предприятия ТЭК, легкой и пищевой промышленности).

В программе представлен  прогноз совокупною дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, она  является основой всех других бюджетов, поскольку все расходы непосредственно  зависят от объема продаж. Если программа  сбыта составлена неточно, все другие бюджетные оценки будут ненадёжными.

Таким образом, все  выше составленные планы, проекты являются основой для формирования основных бюджетов: бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств и  баланс. Рассмотрим каждую из этих форм.Бюджет доходов и затрат или, как его еще называют, бюджет прибылей и убытков, (от англ. income statement), является наиболее распространенным в нашей практике и понятным для понимания руководителями любого уровня управления. Назначение данного бюджета состоит в том, чтобы показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации в плановом периоде и всех видов затрат, которые планирует понести в этот же период предприятие, связанных с получением доходов и с выделением наиболее важных (критических) статей затрат. Иными словами, речь идет о структуре отпускной стоимости продукции. Основное содержание бюджета доходов и затрат - показать руководителю компании эффективность ее хозяйственной деятельности в будущем (будут ли доходы превышать затраты). Проблема в данном случае состоит в том, что в этом документе не отображается движение реальных денежных средства. Будучи частью бюджетной системы предприятия, данный документ, в сущности, к деньги не имеет никакого отношения, в прогнозе доходов и затрат, показаны те затраты, которые понесет предприятие на организацию производства и сбыта своих изделий или услуг.По сути данный бюджет - это прогнозирование компанией структуры себестоимости продукции, которая выпускается (точнее, ее стоимости по отпускным ценам), на будущий период с выделением переменных и условно - постоянных затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. В отличие от обязательной национальной формы отчетности о финансовых результатах, в теории бюджетирования данная форма составляется также и для отдельных проектов, структурных подразделений. В нашем примере отчет о прибылях и убытках в разрезе видов продукции строится по маржинальному принципу (принципу директ-костинг), когда выделяются величины выручки, переменных затрат и операционного (маржинального) дохода по отдельным видам продукции. Такой подход позволяет исчислять рентабельность отдельных производственных линий (продуктов), сопоставлять взаимоувязанные показатели переменных затрат и выручки в разрезе отдельных видов продукции (проводить так называемый анализ "затраты-генераторы затрат"), что исключительно важно для текущего и перспективного планирования деятельности предприятия. Бюджет движения денежного средства - это, по сути, план движения расчетного счета и имеющихся средств в кассе предприятия, который отображает все прогнозируемые поступления и списание средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предвиденные, исходя из условий договоров или контрактов) получения предоплаты за продукцию, которая поставляется, задержки поступлений за продукцию, отгруженную раньше (дебиторская задолженность). Важность этого документа в бизнесе все время возрастает. Формирование бюджета о доходах 7 расходах, инвестиционного плана, без увязки доходов и затрат во времени и по условиям поступления и использование, не позволяет утверждать о наличии системы бюджетирования.

В теории финансового  менеджмента при планировании движения денежных средств нужно придерживаться простой рекомендации: данный бюджет должен показывать только "живые" деньги, а не обязательства. Поэтому  при его составлении лучшее ориентироваться  не на абстрактные финансовые потоки, а на реальное движение расчетного счета предприятия.

Баланс - или, точнее, прогноз по балансовому листу (от англ. balancesheet) - это прогноз соотношения всего, что имеет компания в данный момент (все имущество, обязательств потребителей и др.), то есть активов, и всего того, что предприятие должно другим, то есть пассивов (обязательств перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами). Без расчетного баланса невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки инвестиционной привлекательности проекта, контракта, компании т.п. Например, нельзя рассчитать большинство финансовых коэффициентов, также нельзя принимать управленческие решения, которые касаются распределения прав и ответственности в финансовой сфере между руководителями центров финансовой ответственности.   Ответы на вопросы "Что было до начала бюджетного периода?" и "Что осталось после его окончания в бизнесе?" можно получить только при наличии расчетного баланса. Таким образом, мы видим, что процесс составления бюджетов является довольно таки сложным и требует затрат сил, энергии, а также практических навыков работы по данному направлению. На основе анализа составленных бюджетов и полученных фактических значений показателей руководство предприятия может увидеть всю картину финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений.

                                      

                                     Выводы

Роль системы  управленческого учета и бюджетирования состоит в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально универсальной и сопоставимой форме, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом виде для принятия эффективных управленческих решений.

Бюджет как инструмент финансового планирования в странах  с рыночной экономикой является описанием  целей компании, определителем конкретных финансовых и операционных заданий. В первоначальном своём виде он был  разработан как статическая система  взаимоотношений, в дальнейшем он становится регистром эталонных показателей, которые сравниваются с результатами текущей деятельности. Модель продаж, функционирования производства и многие другие превращают бюджет в комплексную  систему, которая даёт возможность  находить оптимальные относительно выбранных критериев, как текущие, так и перспективные решения  во всех сферах деятельности предприятия. Таким образом, бюджетирование предусматривает подготовку главного бюджета, состоящего из интегрированных бюджетов, которые показывают разные стороны деятельности компании. Кроме этого, в зарубежной практике бюджетирования берутся во внимание такие факторы, как потребности покупателей, уровень конкуренции, корпоративная и трудовая стабильность, факторы политики и экономики и др.  Бесспорно, бюджет предприятия - довольно сложный документ по своему содержанию и требует от исполнителей опыта во всех сферах его деятельности, поскольку отражает взаимодействие таких сфер. Формирование бюджета требует также изменения структуры руководства и управления предприятием, больших затрат времени и средств. Стоимость лишь одних модулей комплексных компьютерных систем, связанных с финансовым планированием, колеблется от нескольких сотен условных единиц до нескольких тысяч.Впрочем, вопрос о том, нужно ли внедрять бюджетирование в хозяйственную практику предприятий, должно решаться однозначно - необходимо, поскольку наличие даже самого простого бюджета дает возможность ориентироваться в разных аспектах финансового управления от налогового планирования до разработки резервной политике предприятия.Считается, что бюджет - это большее, чем счет денег. Он является планом деятельности предприятия, играет мотивирующую роль в ведении бизнеса, стимулирует стремление к выполнению доходной части финансового плана, активизирует процесс осмысления и переосмысление бизнеса и постановки задач.

Процесс бюджетирования как технология планирования, учета и контроля за денежными потоками и финансовыми результатами постепенно проникает в организацию управления хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий в Украине. Научным работникам следует проводят работу по созданию методической базы для составления бюджетов, которая учитывала бы, особенности и хозяйственной, и финансовой деятельности отечественных предприятий.Очень жаль, что не все сейчас понимают важность бюджетирования, а, если и понимают, то на многих предприятиях просто нет квалифицированных специалистов по разработке бюджетов, или же не хватает денежных средств, так что фирма еле держится на плаву.Но все - таки мы настоятельно рекомендуем предприятиям составлять такие бюджеты, как определение целевого объёма продаж, план производства, определение потребности в основных материалах, бюджет затрат труда, бюджет производственных, административных расходов, затрат на сбыт, калькулирование себестоимости реализации продукции по видам.

Список  литературы

Закон Украины "О бухгалтерском  учёте и финансовой отчётности в Украине" от 16.07.99 № 996-XIV // Всё о бухгалтерском учёте. - 2000. - № 311 (436). - С.3-6. - (спецвыпуск 44).

Белобловский С. Составные элементы процесса бюджетирования // Экономика. Финансы. Право. - 2002. - № 8. - С. 20-25.

Бень Т.Г., Довбня СБ. Бюджетирование как инструмент усовершенствования системы финансового менеджмента предприятия // Финансы Украины. - 2000. - № 7. - С.48-55.

Биленко Л.М., Оченаш В.А. Бюджетирование как главное направление повышения эффективности менеджмента // Региональные перспективы. - 2004. - №5,6. - С.77-78.

Городецкий  Д. Концепция бюджетной  сбалансированности // Экономист. - 2005. - №4. - С.14-28.

Зятковский И.В. Бюджет предприятия как инструмент управления финансовыми ресурсами // Финансы Украины. - 2006. - № 7. - С.78-89.

Кулик В.В., Кулик А.В. Бюджет как инструмент развития внутреннего рынка // Финансы Украины. - 2001. - № 7. - С.119-125.

Полищук А.В. Планирование результатов  деятельности предприятия // Финансы Украины. - 2006. - № 4. - С.39-41.

Пономаренко Л.А. Бюджеты их значение // www.cfin.ru / afa / 2006-2/2.

Скудар Г. Управление большими Акционерными обществами // Экономика Украины. - 2004. - № 2. - С.14-15.

Терещенко О.О. Теоретические  основы бюджетирования на предприятии // Финансы Украины. - 2005. - № 11. С.13-16.

Фомин П.А. Бюджетирование - теория и практика производственно - финансового планирования и анализа // Финансы и кредит. - 2006. - №1. - С.55-60.

Харко А.Ю. Бюджетирование в процессе управления финансовой деятельностью предприятия // Финансы Украины. - 2006. - № 9. - С.87-91

Шомахмал В.А. Внедрение бюджетирования для повышения эффективности финансового планирования на предприятии // Региональные перспективы. - 2005. - № 4. - С.116-119.

Бутинец Ф.Ф., Чижевский Л.В., Герасимчук А.В. Бухгалтерский управленческий учёт: Курс лекций. - Житомир: ПП "Рута", 2000. - 445с.

Информация о работе Разработка бюджетного регламента